Как научить ребёнка говорить букву Р: техники, советы родителям

Почему ребёнок может не выговаривать звук Р

Звук П — один из самых труднопроизносимых в русском языке. Ведь для того, чтобы ребенок звучал правильно и четко, у него должен быть хорошо натренированный речевой аппарат и развитая амплитуда и вибрация языка. А малыш только учится контролировать свою речь. Вот почему этот звук еще не может освоить двухлетний ребенок. Редкие дети осваивают его к трем годам.

Культовым возрастом считается пять лет. Если в это время ребенок еще не произнес П, то родителям стоит побеспокоиться: обратиться к логопеду или начать работать с ребенком самостоятельно. Это очень важно сделать, потому что до поступления в школу осталось два года: период, когда ребенок станет правильным.

Если ребенок в детском саду, то в средней группе (есть пятилетки) обычно плановое обследование у логопеда. По крайней мере, так происходит в нашем городе. Если в этом дошкольном учреждении есть специальная логопедическая группа, ребенка переводят туда (с согласия родителей), могут отправить в другой логопедический детский сад или просто порекомендовать занятия у специалиста.

Если ребенок не ходит в детский сад, то родители в пятилетнем возрасте должны показать его логопеду.

Логопед разговаривает с девушкой
Логопед разговаривает с девушкой

В пятилетнем возрасте речь ребенка должна быть оценена логопедом для выявления возможных нарушений

Произношение звука P неверно в следующих случаях:

  1. Ребенок просто пропускает звук в слове, «проглатывает» его (ко_ова, ха_аж).
  2. Заменяет сложное P на более простые звуки: L, Y, Y (лыба, деево).
  3. Звук P произносится гортанно (по-французски) или с вибрацией (по-английски).

Как объяснила мне детсадовский логопед, последний вариант наиболее сложно исправить. Ведь переквалифицировать что-то всегда сложнее, чем учиться с нуля.

Как правило, ребенок не может произносить звук P по разным причинам:

  1. Короткий тормоз языка. Ребенок просто не может дотянуться языком до верхнего неба. Эту патологию можно исправить специальными упражнениями, в тяжелых случаях требуется хирургическое вмешательство (степень недоразвития определяет логопед).
  2. Недостаточная подвижность речевого аппарата, особенно языка (его слабая амплитуда и вибрация). Это часто бывает с молчаливыми детьми. Также дефект исправляют специальными упражнениями.
  3. Физиологическое респираторное расстройство. Когда воздух выходит в неправильном направлении, звуки могут произноситься неправильно (назальный). Причиной патологии может стать хронический ринит, увеличение аденоидов, плохое наполнение легких, проблемы с сердцем. В этом случае может помочь специальная гимнастика.
  4. Фонематическое нарушение слуха. Ребенок неверно интерпретирует услышанное слово, путает содержащиеся в нем звуки (например, не «пижама», а «бизяма», не «трубка», а «тутка»). В этом случае звук Р часто пропускается. Некоторых взрослых это на данный момент умиляет, но частое повторение таких слов только усиливает их неправильное произношение.

Подробнее: Сортировка в детской: варианты хранения игрушек.

Упражнения для домашних занятий

Если у ребенка нет патологий, требующих лечения у специалиста или операции (очень короткая уздечка, необходимость решения проблем с аденоидами, гайморитом и т.д.), То родители вполне могут научить ребенка произносить Р.

Конечно, предварительная консультация логопеда очень желательна. В нем будет указана конкретная причина проблемы и даны общие рекомендации по формированию звука.

Все упражнения достаточно простые, но все же эффективные.

Речевая гимнастика

Первые тренировки с сыном или дочкой следует заниматься только логической гимнастикой. В будущем каждый урок по звукорежиссуре R будет начинаться именно с него.

В целом эта разминка включает три группы упражнений. Каждый из них повторяется 5-7 раз.

Дыхательные упражнения:

  1. Задуть свечу. Ребенок должен представить перед собой большой торт со свечами, который необходимо задуть на вдохе. Для этого в легкие втягивается больше воздуха, затем он выпускается резким интенсивным движением. Затем свечи одну за другой задувают — с сильными прерывистыми испарениями.
  2. Выдувание снежинок с ладони. На ладонь малышки надевается кусочек ваты — импровизированная снежинка. Он должен уйти с легким долгим выдохом через рот. После удачных попыток задача усложняется — нужно сдувать две, а затем три снежинки. Кстати, в период цветения одуванчиков с ними можно потренироваться — сдуть с них белую «шляпу».

Мальчик дует с ладони ватным тампоном
Мальчик дует с ладони ватным тампоном

Специальные упражнения помогут развить силу дыхания

Упражнения для губ:

  1. Изгородь. Нужно плотно сомкнуть зубы, затем открыть губы и показать белый «забор» (зубы остаются закрытыми).
  2. Хобот слона. Губы нужно вытягивать трубкой вперед на максимальное расстояние.
  3. Лягушка. Малыш должен широко улыбнуться и удерживать в таком состоянии губы около 10 секунд.

Мальчик широко улыбается
Мальчик широко улыбается

Вы должны изобразить лягушку с улыбкой не менее 10 секунд

Упражнения для языка (растянуть уздечку, развить вибрацию и амплитуду):

  1. Слизать варенье. Ребенок представляет себе, что у него на губах вкусное варенье: он должен языком лизать верхнюю, а затем нижнюю губу.
  2. Котенок. Необходимо предложить ребенку представить себя котенком, вылизывающим молоко. Для этого также с тарелки слизывайте сгущенку или варенье.
  3. Колебание. Ребенок постоянно вытягивает язык сначала как можно выше к носу, а затем к подбородку.
  4. Часы. Язык надо двигать из стороны в сторону — болтать налево и направо.
  5. Почистим зубы. Язык, как и при использовании зубной щетки, следует провести по верхним и нижним зубам.
  6. Щетка. Оттянитесь языком от передних зубов к горлу.
  7. Лошадь. Необходимо показать, как лошадь хлопает в ладоши: ​​откройте рот, поднесите язык к нёбу и щелкните (помогите почувствовать вибрацию).

Мальчик что-то слизывает с тарелки языком
Мальчик что-то слизывает с тарелки языком

Полезным упражнением, растягивающим уздечку языка, является «Котенок», когда ребенок слизывает с тарелки что-нибудь сладкое

Помимо этих упражнений взрослый может массировать уздечку ребенку. Ребенок открывает рот и поднимает язык. Родитель касается уздечки большим и указательным пальцами (чистыми, конечно) и слегка приподнимает их. Массаж выполняется два раза в день по три минуты.

Видео: речевая гимнастика, помогающая постановке звуков Р и Л (мама рассказывает, как занималась с маленькой дочкой)

Непосредственно упражнения для становления звука Р

Следующие упражнения уже связаны с произношением звуков и напрямую направлены на установление правильного звука П:

  1. Ребенку следует прижать язык к верхнему небу на уровне альвеол (за зубами) и быстро произнести несколько раз звук Д с сильным выдохом. Похоже на пулеметный огонь: «ддддд».
  2. Под язык кладется ватный тампон (ну, если есть логопед), взрослый ходит влево-вправо (ребенок может положить туда палец и сам пошевелить). При этом протяжный звук произносится «ж-ж-ж-ж».
  3. Ребенок широко открывает рот и произносит удлиненный слог «цзза-ах», а взрослый подсовывает ему ватный тампон под язык. Мягкая P ставится аналогично: только вместо «zzzaaa» произносится «zzziii».

Подробнее: Кто ваш ребенок: зрительный, слуховой, кинестетический?

Полученный результат (ребенок стал получать правильное произношение звука П) необходимо закрепить на практике. Чтобы сделать изучение ребенка интересным, для этого используются чистые слова (стишки), скороговорки, детские стишки. Вы можете использовать что-то вроде следующих опций:

Чистоговорки

  • РА-РА-РА (2 раза) — Вчера к ребятам навещал.
  • РО-РО-РО (2 раза) — потерялось петушиное перо.
  • РУ-РУ-РУ (2 раза): заяц спрятался в нору.
  • RE-RE-RE (2 раза) — поиграем во дворе.
  • В парке есть пологая гора — РА-РА-РА (2 раза).
  • Утром едем на метро — РО-РО-РО (2 раза).
  • Покрасьте конуру краской — RU-RU-RU (2 раза).
  • Комары кружат в парке — РЫ-РЫ-РЫ (2 раза).
  • AR-AR-AR (2 раза) — Рома любит загар.
  • УР-УР-УР (2 раза): в розетке есть черный провод.
  • ОП-ОП-ОП (2 раза) — созревает красный помидор.
  • ИК-ИК-ИК (2 раза) — в чашке с сахарным кефиром.

Подробнее: Новогодние книжки для детей или Как подарить сказку детям

Скороговорки

  • На горе Арарат созревает красный виноград.
  • У мышки корка в норке.
  • Трое трубачей затрубили.
  • После росы выросли розы.
  • В темноте креветки шумят в драке.

Потешки

  • Вдоль реки росла рябина,
    И река потекла — заколебалась.
    Между ними есть глубина,
    Там гуляла рыба.
    Эта рыба — король рыб
    Это называется Gudgeon”.
  • Во дворе горка,
    Под горкой — норка.
  • В этой дыре есть родинка
    Норковые охранники.
    Егор перешел двор,
    Принесите топор, чтобы починить забор.

Мама и сын говорят слова
Мама и сын говорят слова

Полученный результат необходимо отработать на чистых скороговорках, скороговорках и другом материале

Словоподражания

Взрослый предлагает ребенку рычать как тигр (Рррр), кричать как ворона (автомобиль-рр), показать, как скрипят ставни (скр-рр), продемонстрировать, насколько ему холодно (Бр-р-Р).

Игровые задания

  1. Мама говорит своей «ученице», что они поедут на пароходе (покажите картинку), но вы можете принести только вещи со звуком R. Задача ребенка — назвать как можно больше. Кроме того, необходимо говорить распространенными фразами: «Я загружу в пароварку рыбу (помидоры, морковь, виноград, игрушки и т.д.)».Фото парохода
    Фото парохода

    В процессе обучения можно активно использовать логопедические игры

  2. В лесу в корзину можно класть только грибы, в названии которых присутствует звук П (подберезовики, подберезовики, верблюда и т.д.).Корзина, рядом несколько грибов
    Корзина, рядом несколько грибов

    В корзину можно класть только грибы со звуком P в названии

Также можно давать изображения с изображением различных объектов, среди которых нужно только назвать те, в которых присутствует звук P.

Изображение с изображением предметов
Изображение с изображением предметов

Вы можете распечатать много похожих картинок, чтобы ребенок мог найти и назвать слова со звуком P

Способы постановки звука

Нажмите
Скороговорка для произношения звука «р».

Основные приемы постановки:

  1. Путем имитации — внимание ребенка фиксируется на движениях, положении органов артикуляции при использовании зрительного и слухового контроля.
  2. Механически — логопедическими зондами, шпателями, поручнями.
  3. Mixed — постановка другими звуками.

Срок исправления правильного звука — от 25 до 60 дней. Занятия проходят 2 раза в неделю, без логопеда дома заняты ежедневно.

Подражание

До 6 лет чистого возраста «P» и «Pb» появляются у детей путем имитации. Ребенок осваивает артикуляцию самостоятельно через фонематическое восприятие, ориентируясь на речь окружающих людей. Поэтому произношение взрослых должно быть четким и отчетливым, без помех.

Постановка «Р» от звука «Д»

Можно научить ребенка произносить букву «Р», исходя из уже образованных звуков.

Продукция от «Д»:

  1. Ребенок произносит «Д» вслух. Кончик языка упирается в альвеолы ​​верхнего неба. Язык не с небес.
  2. Повторите, не прерывая «ддддд». Язык завибрирует, и появится надпись «DDD-RRR».
  3. Произнесите слоги DRA, DRO, DRU, DRE, DRY, где буква «R» звучит твердо.
  4. Произнесите слова, начинающиеся на «ДР», «ТР», рассчитайте произношение.
  5. Уберите букву «D» из упражнений.

Если ваш ребенок не может вибрировать языком, вы можете помочь, осторожно подтолкнув его язык палочкой от мороженого.

Упражнения от звука «Ж»

Если дошкольник правильно произносит «Ф», при его произношении можно перемещать язык палкой глубоко в рот. Образуется короткая буква «P». Обеспечьте это, повторяя упражнения. После автоматизации «P» выберите слова, не используя «F».

Постановка от звука «З»

Ребенок кратко произносит «Z», слегка касаясь языком альвеол, сильно дуя на язык. Вы услышите одно нажатие «P», которое затем легко превратится в вибрацию.

Этот метод редко используется на практике, потому что артикуляция «P» и «Z» различна.

Упражнения от звука «С»

Ребенок долго тянет «Шсссс», затем делает вдох через рот и прижимает язык к альвеолам. Появится короткая буква «P», которая автоматизирована в приведенных выше упражнениях.

На вдохе

Отличительной особенностью описанного выше метода является то, что звук возникает при вдыхании. Речь строится на долгом выдохе, вдох при голосовом дыхании короткий. Но когда вы устанавливаете «P» на «C», ребенок издает звук, вдыхая воздух.

Способ
Способы установки звука «р».

Механическим методом

Буква «П» ставится механически с помощью логопедов. Ребенок открывает рот, поднимает язык к небу. Логопед бьет молотком по альвеолам, лопаткой добавляет вибрации. Звук фиксируется с помощью упражнений, вибрация обрабатывается сначала шпателем, потом без него.

Вибрации языка можно добиться следующим образом: положить на кончик языка плотный кусок бумаги (привязанный длинной нитью), вынуть язык из верхних зубов и сдувать его с языка сильной струей воздух.

Механический метод используется в игре с осторожностью, чтобы не травмировать дошкольника.

До какого возраста это должно исправиться

Как быстро научить ребенка произносить букву
Бывает, что родители подолгу не обращают внимания на мазание.

Они считают это нормальным и ждут, пока он освоит письмо.

Конечно, когда малыш маленький и только учится произносить буквы, то некоторая слюна звучит весело.

Но когда ученик не произносит звуки, это уже не хорошо.
expert_bq id = 3422 Если ребенок после 5 лет не произносит звук «р», то его необходимо показать логопеду. В конце концов, недостаток, который не удалось устранить с течением времени, может сохраняться на протяжении всей жизни.

Речевые расстройства ограничивают общение, провоцируют создание комплексов, замкнутость, застенчивость. Ему будет сложно добиться успеха в старости.

Поэтому чем раньше родители начнут заниматься упражнениями на развитие речи и совместное развитие, тем быстрее ребенок сможет усвоить звуки. / expert_bq

Начать заниматься артикуляционной гимнастикой можно уже с 3 лет. Для этого наиболее подходят специальные игры и последующие упражнения на развитие языковой подвижности. Так что к 5 годам ребенок, вероятно, сможет правильно произносить звук «р».

Замечали ли вы другие ошибки в речи ребенка? Постарайтесь решить их как можно скорее, прочтите, как научить ребенка правильно снимать стресс с помощью игровых приемов.

Ваш ребенок вообще ничего не говорит? Это может быть связано с тяжелыми нарушениями речи. Подробнее о них читайте в материале, почему ребенок не разговаривает в 3 года?

Артикуляционная гимнастика

Фото: ЛЕГИОН-МЕДИА

Она подготовит ваш голосовой аппарат. С помощью этой гимнастики вы не только начнете произносить звук «р», вы начнете говорить правильно, четко, и ваше произношение улучшится.

Упражнение «качели»

Как можно шире открывайте рот. Высуньте язык и болтайте вверх и вниз. Кончик языка должен касаться верхних или нижних зубов. С восьмого по десятое повторение подержите язык у верхних зубов на несколько секунд.

Упражнение «кукушка»

Широко откройте рот. Высуньте язык и коснитесь кончика верхней губы, затем уберите его за верхние зубы.

Упражнение «маляр»

На этот раз рот открыт. Язык будет вашей кисточкой, им нужно «раскрасить» небо, зубы, щеки. Делайте крупные штрихи».

Упражнение «лошадка»

Щелкайте кончиком языка по нёбу, имитируя стук копыт. Постарайтесь как можно сильнее «хлопнуть.

Упражнение «угощение»

Оближите губы по часовой стрелке и против часовой стрелки языком. Старайтесь не сильно напрягать язык, следите за тем, чтобы кончик не загибался в трубочку, а был «сплющен».

Упражнение «котенок»

Представьте, что вы облизываете тарелку. Язык не должен сворачиваться в трубочку; также делайте это упражнение с вытянутым языком.

Упражнение «гармошка»

Приклейте кончик языка к нёбу, чтобы он не отрывался. Открывайте и закрывайте рот, как будто вы что-то жуете. Язык будет сокращаться и растягиваться.

Упражнение «молоток»

Фото: ЛЕГИОН-МЕДИА

Улыбнитесь и прикоснитесь кончиком языка к основанию передних зубов. Делайте это довольно сильно и резко, будто забивая гвозди.

Эти упражнения подготовят ваш язык, челюсть и дыхание к правильному произношению и удлинят подъязычную уздечку, если с ней у вас возникнут проблемы.

Почему ребенок не выговаривает звук «р»

Обычно, как только ребенок начинает говорить, искажая слова и звуки, это вызывает у всех родственников привязанность. Поэтому чаще всего родители не обращают внимания на такое неправильное искажение языка. Напротив, все «смешные» слова запоминаются, записываются в специальный блокнот «на память». И если ребенок только начал учиться говорить, а некоторые звуки все еще плохо отзываются, это не проблема.

Тревога родителей начинает расти, когда сын или дочь несколько лет активно разговаривают, но все еще не могут правильно воспроизводить сложные звуки. Один из таких звуков, который трудно воспроизвести, — это звук «р». Каковы причины нарушения речи?

Речь ребенка развивается по его индивидуальной программе. Обычно до трехлетнего возраста дети практически не произносят звук «р» и научить их этому навыку в это время достаточно сложно. Но, чтобы в дальнейшем облегчить преодоление трудностей с речью, в этот период уже можно проводить с ребенком уроки, которые помогут ему начать правильно произносить сложные звуки. Пятилетний возраст идеально подходит для того, чтобы научиться правильно произносить букву «р».

Если ребенку еще нет пяти лет, он не нуждается в особом уходе или обучении. От 5,5 до 6 лет при наличии проблем с речью ребенку требуется помощь профильных специалистов.

Неправильное произнесение звука «р» может быть связано с физиологическими проблемами. Например, из-за неправильной формы языка (к счастью, эта патология встречается редко), короткой уздечки, небольшого размера языка, недоразвитости ротовой мускулатуры, неправильного прикуса и других дефектов у ребенка могут возникнуть проблемы не только с произношением буквы «П» звук., но и многие другие (например, шипящие, свистящие и жужжащие звуки).

Если у ребенка есть хотя бы один из перечисленных дефектов, то родители обязаны показать его стоматологу или логопеду. Часто родители не могут сами определить, есть ли у ребенка физиологические недостатки. Поэтому необходимо ежегодно проходить с ребенком медицинские осмотры, чтобы вовремя выявить проблему и исправить имеющиеся недостатки.

Как научить ребёнка говорить букву Р: техники, советы родителям
Практически все перечисленные дефекты, за исключением неправильного прикуса, исправляются хирургическим путем. Эти операции несложные, и после их выполнения дети практически сразу издают сложные звуки, поэтому для развития речи проходить специальные курсы не нужно. Если вовремя не устранить эти физиологические недостатки, они могут вызвать смазывание и другие дефекты речи во взрослом возрасте.

Общие советы по организации домашних занятий

Чтобы уроки были эффективными, следует придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Регулярно делайте физические упражнения (по возможности, каждый день). Редкие тренировки не дадут никакого эффекта.
  2. Важна последовательность заданий: от простого к более сложному (сначала закрепить произношение, дать ребенку отдельные слова, потом скороговорки и сложные рифмы).
  3. Чтобы практиковаться со звуком, вы должны использовать самые разные материалы, всегда придумывая что-то новое, чтобы заинтересовать ребенка.
  4. На уроке очень важен позитивный настрой самого ребенка: если в данный момент он в плохом настроении или не очень хорошо, лучше отложить тренировку, например, на вечер.
  5. Не показывайте ребенку, что неправильное произношение P — серьезная проблема. Пусть воспринимает логопедию как игру.

Мама смотрит на сына и улыбается (оба лежат на кровати)
Мама смотрит на сына и улыбается (оба лежат на кровати)

Для успеха урока очень важен позитивный настрой ребенка, и обучение должно быть представлено как увлекательная игра

Автоматизация звуков Р и Л

Недостаточно научиться произносить звук отдельно от слов, необходимо еще и исправлять его в речи. Как говорят логопеды, автоматизировать. Ребенок должен правильно произносить все звуки, не задумываясь о том, куда поставить язык и что при этом делать.

Следующие упражнения отлично подходят для усиления произношения желаемого звука:

  • Четкое повторение слогов с буквой «желаемое» — дра-дрю-сухой, ле-ла-ло-лу-ли и т.д.
  • Ищите слова по желаемой букве. Расставьте картинки на детском участке или просто откройте книгу с красочными иллюстрациями. Попросите ребенка найти и назвать предметы, содержащие букву P или L. Следите за произношением.
  • Вскоре скороговорки и фразы — это здорово. Вы сами знаете грека, который перебрался через реку и траву, на которой лежали дрова. Предлагаем еще несколько: «перепел спрятал перепела от мальчишек», «корабли маневрировали и маневрировали, но не брали», «штифты хвои у дерева», «вы малину мыли? это, но мы его не мыли».

Есть много вариантов для задач автоматизации звука. Главное — систематически тренироваться и следить за тем, чтобы ребенок правильно и четко произносил звук.

Закрепление звука «Р» в речи ребенка

Обучение правильному произношению в домашних условиях нужно проводить каждый день по 3-5 повторений. Детям до 4-5 лет следует показывать упражнения на примере. Ребенок должен четко понимать, что от него требуется и каким должен быть результат. Дети после 5 лет могут делать упражнения перед зеркалом — по мнению логопедов, это лучший способ автоматизировать звук «р».

  • Скажи слоги
ра-ра-ра-ра ra-ro-ry-ru
ро-ро-ро-ро ru-ry-ra-ro
ry-ry-ry-ry ry-ra-ro-ru
ru-ru-ru-ru ro-ru-ra-ry
  • Чистые фразы

РА-РА-РА (2 раза) — Вчера к ребятам навещал.

РО-РО-РО (2 раза) — потерялось петушиное перо.

РУ-РУ-РУ (2 раза): заяц спрятался в нору.

RE-RE-RE (2 раза) — поиграем во дворе.

УР-УР-УР (2 раза) — мы с Катей завели цыплят.

  • Повторите предложения

— У коровы есть рога.

— Вера и Рома играют вслепую.

— Туристы зажгли костер.

— Федор топором рубит дрова.

— У Иры красные перчатки.

— Водитель проверит двигатель.

  • Повторить скороговорку

— На горе Арарат растет отличный виноград.

— У мышки корка в норке.

— Трое трубачей играют на трубе.

— После росы выросли розы.

— В темноте креветки шумят в драке.

  • Повторяйте детские стишки

Вдоль реки росла рябина,

И река потекла — заколебалась.

Между ними есть глубина,

Там гуляла рыба.

Эта рыба — король рыб

Это называется Gudgeon”.

Во дворе горка,

Под горкой — норка.

В этой дыре есть родинка

Норковые охранники.

Егор перешел двор,

Принесите топор, чтобы починить забор.

Вы также можете научить произношению «р» дома с помощью детской литературы. Для упражнения вам потребуются книжки с картинками. Попросите ребенка назвать изображенный объект, в названии которого содержится буква R. Это может быть: ромашка, рак, футболка, ракета, робот, барабан, марка, паровоз, труба, карта, пирамида и т.д.

Упражнение на произношение звука П

Произношение мягкой «р»

Перед тем, как научить ребенка произносить букву «р» в словах, где она смягчается согласным или мягким знаком (букварь, словарь, река, рис), следует попросить ребенка произнести слог «зи». Это повысит эффективность последующих уроков и упростит процесс обучения.

Как правильно научить ребенка говорить букву «р»? Советы логопеда

Постарайтесь следовать этим принципам для успешного развития речевой системы вашего ребенка:

  1. Главное правило логопеда — постепенность. Научить ребенка сразу произносить скороговорки и сложные предложения невозможно. Для начала нужно освоить простые звуки: ра, ро, ар, оп, ир, ри
  2. Занятия должны быть интересными для ребенка. Подумайте о гимнастике, чтобы в игровой форме согреть язычок, постарайтесь очаровать ребенка. Только тогда вы добьетесь успеха
  3. Другой принцип — регулярные упражнения. Если вы начали практиковать букву «р» со своим ребенком, делайте это каждый день. Одного-двух сеансов будет недостаточно

Теперь стоит изучить технику установки буквы «р»:

  • Сначала ребенок должен отдельно произнести звук «р
  • Так вы сможете получить правильную настройку буквы в простых слогах
  • Выучив слоги, пора переходить к правильному произношению буквы «р» в повседневной речи, скороговорке

Часто бывает наоборот. Родители быстро и сложно произносят скороговорки, где буква «р» встречается очень часто».

Они думают, что так ребенок сможет быстрее произнести этот сложный звук. Действительно, становится труднее воспроизводить звук, ребенку становится труднее его произносить.


Установка буквы П должна выполняться в игровой форме

Что является причиной неправильного произношения

Причин неправильного произношения несколько.

Это включает:

  1. Пороки органов артикуляционного аппарата
  • неправильное строение зубного ряда,
  • неправильный прикус,
  • слишком высокое или слишком низкое небо,
  • короткая подъязычная связка,
  • сидячая верхняя губа,
  • узкий язык слишком большой или слишком маленький.
  1. Физиологический
  • недостаточная подвижность органов артикуляционной системы (например, невозможность удерживать язык в определенном положении во время произнесения звуков),
  • общая физическая слабость в период активного речевого формирования,
  • потеря слуха
  • неспособность различать похожие звуки в звуке ({s} — {w}, {b} — {n} и т д)
  1. Педагогический

Дети склонны подражать, поэтому уважаемые взрослые и сверстники должны по возможности говорить четко. Вы не можете привести неправильный пример: шепелявите, будьте как детское произношение. Важно произносить все звуки одним словом и четко их артикулировать.

В каком возрасте ребенок должен выговаривать буквы Р, Л, Ж, Ш, С

Логопеды утверждают, что формирование звуков у детей происходит примерно в одно и то же время. Дети должны уметь произносить буквы С, Ш, Ж к 4 годам.

Более трудные для произношения R и L появляются в детской речи позже. Но обычно ребенок должен овладеть P к 6 годам. Незадолго до этого он должен произнести твердую букву L.

Упражнения для растяжения уздечки языка

При короткой уздечке языка логопеды рекомендуют в первую очередь растянуть ее с помощью массажа и упражнений на суставы. На них можно играть в игровой форме, и при правильном подходе уздечка перестанет быть помехой в произношении звука «р». Следует отметить, что консервативный метод растяжения уздечки эффективен у детей до 5 лет.

  • Перейдем к носу

Дотянуться до кончика носа — задача не для всех, но вы можете устроить соревнование, чтобы увидеть, кто станет сильнее. Кончик языка должен быть поднят как можно выше. Повторяйте упражнение 5-7 раз в день.

  • Как котенок

Ребенок видел, как котята лижут молоко? Поощряйте ребенка попробовать что-нибудь вроде домашнего кота. Например, сгущенка на тарелке. Это отличное действие для удлинения уздечки.

  • Легкий массаж

Массаж подъязычной уздечки с целью ее растяжения выполняет взрослый человек. Эту несложную процедуру можно проводить дома, после того как логопед продемонстрирует методику растяжения уздечки с помощью массажа. Ребенок открывает рот и поднимает кончик языка. Чистыми пальцами (большим и указательным) взрослый осторожно берет уздечку под язык и выполняет массирующие движения. Допускается легкое натяжение уздечки вверх. Массаж выполняется 2 раза в день по 3 минуты.
Научитесь правильно произносить звук P

Что является причиной неправильного произношения

Причин неправильного произношения несколько.

Это включает:

  1. Пороки органов артикуляционного аппарата
  • неправильное строение зубного ряда,
  • неправильный прикус,
  • слишком высокое или слишком низкое небо,
  • короткая подъязычная связка,
  • сидячая верхняя губа,
  • узкий язык слишком большой или слишком маленький.
  1. Физиологический
  • недостаточная подвижность органов артикуляционной системы (например, невозможность удерживать язык в определенном положении во время произнесения звуков),
  • общая физическая слабость в период активного речевого формирования,
  • потеря слуха
  • неспособность различать похожие звуки в звуке ({s} — {w}, {b} — {n} и т д)
  1. Педагогический

Дети склонны подражать, поэтому уважаемые взрослые и сверстники должны по возможности говорить четко. Вы не можете привести неправильный пример: шепелявите, будьте как детское произношение. Важно произносить все звуки одним словом и четко их артикулировать.

В каком возрасте ребенок должен выговаривать буквы Р, Л, Ж, Ш, С

Логопеды утверждают, что формирование звуков у детей происходит примерно в одно и то же время. Дети должны уметь произносить буквы С, Ш, Ж к 4 годам.

Более трудные для произношения R и L появляются в детской речи позже. Но обычно ребенок должен овладеть P к 6 годам. Незадолго до этого он должен произнести твердую букву L.

Упражнения для растяжения уздечки языка

При короткой уздечке языка логопеды рекомендуют в первую очередь растянуть ее с помощью массажа и упражнений на суставы. На них можно играть в игровой форме, и при правильном подходе уздечка перестанет быть помехой в произношении звука «р». Следует отметить, что консервативный метод растяжения уздечки эффективен у детей до 5 лет.

  • Перейдем к носу

Дотянуться до кончика носа — задача не для всех, но вы можете устроить соревнование, чтобы увидеть, кто станет сильнее. Кончик языка должен быть поднят как можно выше. Повторяйте упражнение 5-7 раз в день.

  • Как котенок

Ребенок видел, как котята лижут молоко? Поощряйте ребенка попробовать что-нибудь вроде домашнего кота. Например, сгущенка на тарелке. Это отличное действие для удлинения уздечки.

  • Легкий массаж

Массаж подъязычной уздечки с целью ее растяжения выполняет взрослый человек. Эту несложную процедуру можно проводить дома, после того как логопед продемонстрирует методику растяжения уздечки с помощью массажа. Ребенок открывает рот и поднимает кончик языка. Чистыми пальцами (большим и указательным) взрослый осторожно берет уздечку под язык и выполняет массирующие движения. Допускается легкое натяжение уздечки вверх. Массаж выполняется 2 раза в день по 3 минуты.
Научитесь правильно произносить звук P

Учим ребенка говорить букву “р”

на уроках важно применять комплексный подход:

  • регулярно посещать логопеда;
  • делать в домашних условиях упражнения для установки звука «п» у детей;
  • используйте речевой материал для автоматизации звука «р» в повседневных делах: вместе с ребенком выучите скороговорки на букву р, рассмотрите образы так, чтобы был звук и буква «р”.

Фото на букву р

Сделать это можно либо с логопедом, либо дома в одиночестве. Если выбран второй вариант, необходима первичная консультация специалиста.

Постановка звука “р”

Чтобы ребенок понял, как научиться произносить букву «р», необходимо сначала научиться произносить ее изолированно. На этом этапе происходит познание звука: узнать, как выглядит буква «р»: раскраски, стихи с ее изображением.

  • Чтобы сформулировать звук, нужно понимать, как он произносится, как выглядит его звучание. Ребенок открывает рот, прижимает язык к нёбу, как в разминке, быстро произносит «ддд». При этом попросите его издать этот звук с сильным выдохом. Пока не будет «p», но он запомнит, какой должна быть вибрация.
  • Для следующего упражнения понадобится логопедическая лопатка. Для начала попросите ребенка сказать «LJJ» с широко открытым ртом. После того, как ребенок поймет, как это делать, вставьте лопатку под язык и помогите ему раскачивать ее влево и вправо. Произнесение «жжж» и вибрация шпателем помогут понять, какой должна быть вибрация.
  • Пусть ребенок произнесет слог «зза», проталкивая язык как можно глубже к горлу. Одновременно вставьте шпатель, как в предыдущем упражнении, и помогите двигать языком из стороны в сторону. Должен получиться чистый звук r.

Как только ребенок овладеет произношением без шпателя, приступайте к упражнениям на автоматизацию звука п.

Звукоизвлечение связано с повседневной деятельностью. Их можно сочетать с играми, проведенными в непринужденной обстановке. Главное знать алгоритм работы и отдельно собирать материал по автоматизации звука для каждого этапа.

Автоматизация звука “р”

  • После того, как ребенок научится произносить букву, его учат использовать ее по слогам. Сначала автоматизация жесткого и мягкого звука р по слогам и только после перехода к следующему элементу.

Автоматизация P по слогам

Автоматизация P в обратных слогах

  • Автоматизация звука в словах. Вам нужно начинать с коротких и переходить к длинным, чтобы ребенок мог говорить, используя эти слова в предложениях.P автоматизация словами
  • Автоматизация звука p в длинных предложениях.

Автоматизация P в предложениях

Только на этом этапе используются скороговорки на «р», разучиваются стихи логопеда. Он также использует загадки на букву p, чтобы произносить ее в качестве ответа.

Скороговорка

Логопед и детский сад

Если воспитатели детского сада или учитель начальных классов замечают особенности дикции ребенка, нечеткость речи или особенности звуковосприятия, не пренебрегайте дополнительными мероприятиями, организованными в рамках учебного заведения. В отдельно сформированной группе, в которой все дети имеют языковой дефицит, им намного комфортнее учиться, не задумываясь и боясь ошибиться.

Урок логопеда разработан таким образом, чтобы каждый ребенок получил от него максимум удовольствия. Обычно на каждом этапе, от организационного момента до минуты физического воспитания, штатный логопед использует специальные игры и упражнения, которые помогают детям расслабиться и научиться говорить по-новому.

Улучшение дикции у здорового и нормально развитого ребенка происходит уже после первых уроков. Но вы должны научить его не только механически воспроизводить звуки, но и понимать значения слов, чувствовать разницу значений. Это ускорит и обогатит процесс обучения.

Как поставить звук “р” в домашних условиях

Как научить ребенка произносить букву «р» в домашних условиях? Несмотря на желание быстро поставить звук «р» и научиться его произносить за 5 минут, только терпение и труд станут той основой, на которой вы сможете построить четкое звучание речи вашего малыша по кирпичику. И для соблюдения этих условий не забывайте об эмоциональной составляющей: ваша задача сделать логопедические упражнения на звук «р» увлекательной игрой и подарить всем участникам хорошее настроение.

Затем приступайте к упражнениям на произнесение буквы «п» с разминки:

Разминка на букву п

Далее следует основная часть по настройке звука «р» у детей, в которой можно выделить три этапа:

  • «П» звучание автономно;
  • «П» в слогах и словах;
  • «П» в связной речи.

Установите звук r в детях

Поставим звук «p» одним из вариантов:

1. Катите «ддддддд» непрерывно и не высовывайте язык из неба. Когда он вибрирует с сильным выдохом, он будет звучать «ддд-ррр». Затем он переходит в слоги «дра», «дро», «дру» с твердым «р». Итак — к словам с этими слогами (дрова, дружба, драма) и к звуку «тр» (работа, путь, путь). Когда эти техники будут хорошо отработаны, удалите «d» и «t» и научитесь произносить звук «r» без них: град, ловля, журавль, таран, город, корова, забор, топор.

Если вы не можете произнести «r», в непрерывной фазе «d» вы можете осторожно протолкнуть язык ребенка глубоко в рот, например, палочкой для мороженого, или покачать им в центре языка. Звук «ддррр» должен работать! А дальше — уже слоги и слова.

Читайте также: Как восстановить речь после инсульта, если она нарушена или полностью потеряна

2. Если у ребенка четкий и отчетливый звук «г», вы можете научить ребенка произносить букву «р» с помощью этого метода. Жужжание громкое, громкое, при этом просовывая язык глубже. Получается короткий звук «р». Практикуйтесь несколько раз, затем переходите к слогам и словам, начинающимся с «zp», затем возьмите «g» и работайте с «p», как описано выше.

3. Чтобы научиться произносить «p», попросите ребенка произносить «ssss» на выдохе, затем вдохните через рот, прижимая язык к нёбу возле верхних зубов. Появляется необходимая вибрация и звучит «р». А дальше — тот же алгоритм: этот звук по слогам и в начале, в середине, в конце слова.

4. Вы можете составить оператор «p» из «p». Принимая во внимание, что мягкий звук «ррр» — это хит, получите его длинную вибрацию «рррр» и переведите его в звук «ррр». Затем потренируйтесь как в слогах, так и в словах.

Имитация явлений окружающего мира, например, рыка тигра, шума работающего двигателя самолета или двигателя трактора, повышает эффективность учебного процесса, а долгожданный результат наступает быстрее.

Чтобы поставить звук «р» и закрепить свой успех, делайте упражнения для автоматизации звука: разучивайте и произносите скороговорки, детские стишки и фразы.

Скороговорки и детские стишки для закрепления звука р

Разогрев речи

Утверждение мягкого звука «pb» производится после исправления произношения жесткого «r». Упражнения на произнесение буквы «р» в этом случае представляют собой чистые предложения с мягкой «р”:

Мягкая риторика

Скороговорки отлично подходят для добавления мягкого «р” :

Скороговорка для звука p

Скороговорка для звука p

Как дела? ты можешь отдохнуть)

Почему дети плохо рычат

Сложность воспроизведения звуков, в том числе буквы «р», их постоянным голосом. В речи ребенку сложно точно справиться с сочетанием звучных между собой, с гласными, с глухими, с шипением. Это артикуляционная проблема (невозможно произнести комбинации звуков) и чаще всего преодолевается путем тренировки языка, щек, губ и неба.

Когда единственное «р» не может быть правильно произнесено, например рычание, вам нужно понять, почему.

Они могут скрываться как в особенностях анатомии голосового аппарата, так и в общем ритме психоречевого развития.

Совет родителям. Если вы неопытный родитель и никогда не сталкивались с настройкой звуков у детей дошкольного возраста, то лучше всего получить хотя бы консультацию логопеда, чтобы убедиться, что упражнения в домашних условиях эффективны.

1. Анатомические признаки

  • снижение подвижности языка;
  • плохое развитие мышц губ и щек;
  • неправильный прикус;
  • особое строение уздечки (подъязычной связки).

Анатомические проблемы решаются с помощью массажа, упражнений на суставы, растяжки уздечки или хирургического вмешательства. Целесообразность последнего следует обсудить с логопедом.

Детям обычно нравится артикуляционная гимнастика. Потому что на время такого урока родители вынуждены снять запрет на гримасы, высунутый язык и страшные лица. Полезные приколы с лицевыми мышцами помогают укрепить артикуляционную систему, сделать ее более подвижной, а это улучшит разборчивость речи в целом.

2. Особенности восприятия звуков

Если в речи дошкольника изредка путают, переставляют буквы, отказываются от слов, можно заподозрить нарушение фонематического слуха. С другой стороны, причиной проблем с произношением может быть банальное подражание некоторым членам семьи или старшим товарищам.

Случай из практики. У слабовидящей девочки был абсолютный музыкальный слух. Но в то же время голосовой аппарат обладал удивительной инертностью.

Когда девочка играла с песком на пляже, ее няня произнесла фразу: «Теперь все это нужно выровнять». Девушка попыталась повторить новое слово и вышла: «раз-вар-нять». Как ни пыталась няня поправить произношение, ничего не вышло. Мне пришлось сказать няне, что ей нужно изменить слово на «более простой»: выравнивать, выравнивать, выравнивать. После нескольких повторений в медленном темпе девочка стала правильно произносить и читать слова по слогам: «брейк-уровень-нять», поэтому легко соединила все звуки.

3. Заболевания ЛОР

Иногда причиной является неправильное дыхание (слабое дыхание чаще встречается у девочек) или ЛОР-заболевания: аллергический ринит, ринит, тонзиллит, тонзиллит, аденоиды, полипы, парез. В любом случае необходимо подобрать уникальное индивидуальное лечение и комплекс логопедических упражнений для восстановления функции речевого аппарата.

4. Дизартрия

Отдельным элементом следует выделить неврологические нарушения. От иннервации мышц и связок зависит не только чистота дикции, но и сама способность произносить звуки.

Нужно ли подрезать уздечку?

Короткая уздечка языка действительно может стать проблемой:

  • у младенцев вызывает проблемы с сосанием;
  • во-вторых, во время развития речи мешает правильной артикуляции;
  • короткая уздечка может мешать правильному развитию челюсти, сместить центр языка.

В большинстве случаев укороченную уздечку также замечают в больнице и сразу же подрезают, чтобы не было проблем с кормлением ребенка. Если длина подъязычной уздечки не сильно укорачивается, вы можете увеличить ее с помощью упражнений. Именно к этому варианту сейчас склоняется большинство логопедов.

Если у ребенка действительно короткая уздечка, насколько она влияет на произношение звуков и требуется ли операция, решает логопед. Уздечка разрезается под местной анестезией специальными ножницами или лазером. Следует знать, что после операции нарушения дикции сами по себе не пройдут, поэтому часто врачи отказываются отрезать уздечку детям старше 4 лет.

важно регулярно практиковать с ребенком упражнения, представленные в этой статье, это поможет как можно быстрее научить ребенка произносить букву П без логопеда!

Источники

  • https://babyzzz.ru/3-6/evolution3/26288.html
  • https://GotovlusKShkole.ru/zanyatiya/razvitiye_rechi/kak-nauchit-rebenka-vygovarivat-bukvu-r
  • https://umnyash.com/razvitiye/obucheniye/rech/bystro-kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-r.html
  • https://7days.ru/lifestyle/family/porrrychim-kak-nauchitsya-vygovarivat-bukvu-r.htm
  • https://ChildAge.ru/psihologiya-i-razvitie/razvitie-i-obuchenie/detskaya-logopediya/kak-nauchit-rebenka-vyigovarivat-bukvu-r-v-domashnih-usloviyah.html
  • http://karkusha.su/kak-nauchitsya-pravilno-govorit-r-i-l-bez-pomoshhi-logopeda/
  • https://rebenokmama.ru/kak-nauchit-govorit-bukvu-r/
  • https://vospitulya.ru/razvitie-detey/rech/kak-nauchit-vygovativat-bukvu-r.html
  • https://heaclub.ru/kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-r-sovety-logopeda
  • https://kukuriku.ru/razvitie/rech/ychim-govorit/bykvi-r-l-zh-sh-s/
  • https://orechi.ru/razvitie-rechi/kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-r
  • https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_govorit_bukvu_r.html
  • [https://KakGovorit.ru/kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-r]
  • [https://babyrebenok.ru/kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-r-oh-uzh-etot-ararat]

[свернуть]
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: