Как приучить ребенка к садику в 3 года: доктор Комаровский

Рекомендации для адаптации малыша к саду

мама отвела меня в детский сад
Хотя воспитатели детских садов и психологи отмечают, что скорость адаптации варьируется от ребенка к ребенку, как правило рекомендуется начать приучать ребенка находиться в своей детской группе не менее недели, а лучше двух, в течение которых один из родителей будут приходить с ребенком в детский сад и постепенно будут оставаться там все больше и больше времени.

Психолог советует в первый день в детском саду или детском саду воспользоваться возможностью побыть с ребенком в группе.

Запланируйте несколько отпускных дней, чтобы гулять, пока вы привыкните к детскому саду. Это поможет вам увидеть, как там все работает, и вы почувствуете себя спокойнее, а затем успокоите кроху.

Чем мама может помочь

Любая мама хочет облегчить адаптацию ребенка к саду, особенно если понятно, что ему там нелегко. И это очень хорошо, потому что это реально. Чтобы ребенку было легче приспособиться к саду, можно использовать целый комплекс мер. Он заключается в создании в доме особой доверительной атмосферы, которая щадит нервную систему младшего дошкольника.

  • Всегда положительно отзывайтесь о садике и воспитателе в присутствии ребенка. Даже если вы думаете иначе, но, привив ребенку чувство уважения к воспитателю, вы облегчите ему пребывание в детском саду. В присутствии других взрослых с ребенком рассказывайте о своей группе, хвалите сад в целом.
  • Оставьте будничный распорядок, как в саду, так и по выходным. Можно только дать ему поспать подольше, но так, чтобы это не повлияло на то, что изменится весь режим.
  • Можно облегчить адаптацию малыша в саду, не отнимая от груди соску или бутылочку. Это приведет к ненужной нагрузке на нервную систему.
  • Постарайтесь создать дома спокойную и бесконфликтную атмосферу. Чаще прибегает к тактильным ощущениям, обнимает ребенка, гладит по голове, хвалит, говорит ему ласковые слова. Прямо сейчас ему действительно нужна ваша поддержка.
  • Будьте терпимее к ее маленьким причудам. Причина истерик — перегрузка нервной системы. Отвлеките ребенка сменой деятельности, помилуйте.
  • Пусть достанет из дома чучело. Игрушка будет служить вашему малышу своеобразным заменителем матери, частью дома.
  • Используйте в качестве помощника игру или сказку. Вы можете рассказать ребенку сказку о сказочном персонаже, впервые пошедшем в детский сад. Сказать, насколько это было неудобно, необычно и страшно, и как впоследствии он нашел столько друзей в лице детей и педагогов. Вы можете представить себе целый кукольный театр. Апогеем сказки обязательно должно стать возвращение матери для персонажа. Это будет главным знаменательным событием, чтобы ваш малыш понял, что мама всегда вернется за ним и нечего бояться.

Спокойное утро

Вы должны уделять пристальное внимание организации утра, так как то, как оно прошло, будет зависеть от того, как будет организован день как для ребенка, так и для матери. Поскольку разлука дается наиболее тяжело как для родителя, так и для его ребенка, необходимо придерживаться правила: спокойствие матери равняется спокойствию ребенка.

  • Общение как дома, так и в саду должно быть спокойным и безопасным. Нежно, но при этом настойчиво попросите как можно скорее проснуться, одеться и так далее, озвучивайте все свои действия перед малышом, говорите уверенно, но не слишком громко. Когда вы просыпаетесь, вам может помочь персонаж, о котором вы сочинили садовые сказки. Кроха будет готовиться быстрее, если увидит, как его приятный друг хочет пойти в сад.
  • Если ребенку легче расстаться с отцом или бабушкой, чем с мамой, то в первые несколько дней можно попросить их отвести малыша в сад, чтобы разлука не так сильно задела. Из наблюдений воспитателей можно сделать вывод, что ребенок по-разному реагирует на разлуку с разными родственниками, не хочет надолго отпускать кого-то и плачет после ухода, и ему очень легко и безболезненно расстаться с кем-то.
  • Точно сообщите ребенку, когда вы придете (после сна, или после прогулки, или после обеда). Ребенку будет намного легче ждать маму в течение определенного периода времени, чем каждую минуту. Важно сдержать слово и не медлить.
  • Придумайте особый ритуал прощания (махнуть рукой в ​​окно, поздороваться, обнять). После завершения ритуала не разворачивайтесь и не уходите быстро. Чем раньше вы уйдете, тем меньше будет волноваться ребенок.

Постарайтесь не ошибаться

К сожалению, многие родители допускают ошибки в некоторых действиях, и это мешает облегчить адаптацию ребенка к детскому саду. Ни при каких обстоятельствах вы не должны:

  • Нельзя ругать ребенка за плач, когда он выражает желание пойти в детский сад или когда расстаются. Помните, это нормальная реакция ребенка. Упреки в его адрес не дадут результата. Лучше еще раз напомнить ему, что вы придете за ним, указав правильное время.
  • Детским садом не напугать («не послушайся, то опять в садик пойдешь!») Ребенку не понравится место, где его пугают.
  • Нельзя обсуждать отрицательные стороны детского сада в присутствии ребенка. Ребенок перенесет на себя ваше мнение и сочтет сад плохим местом. Так что избавиться от беспокойства будет совершенно невозможно.
  • Вы не можете не сдержать свое слово. Не побуждайте ребенка забрать его рано, если ему нужно остаться на целый день или поспать. Всегда говорите как есть, помните, это будет ждать вас именно тогда, когда вы произнесете голос. В этом случае горькая правда лучше, но вы не рискуете потерять его доверие.

Как облегчить адаптацию к детскому саду

В помощи нуждается так же и мама

Беспокоясь о том, как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду, постоянно думая о будущих проблемах и о том, как оказать необходимую помощь, можно понять, что мама испытывает не меньший стресс, чем ребенок. Ему тоже нужна поддержка и помощь, но, как правило, он ее не получает. Матери часто игнорируют эмоции, которые они испытывают. Для них потребности ребенка на первом месте. Но первая поездка в сад дается обеим сторонам непросто, так как это, пожалуй, первое расставание матери с ребенком, за довольно долгое время.

Чтобы помочь себе, мать обязана :

Уверенность в необходимости посещения детского сада.

  • Например, маме действительно нужно идти на работу, чтобы улучшить материальное положение семьи. Чем больше у матери будет уверенности в возможности посетить сад, тем больше у нее будет уверенности в скорейшем достижении цели адаптации.

Поверить в своего ребенка, понять, что о не так слаб, как вы думаете.

  • Даже если адаптация происходит со слезами на глазах, это не значит, что это не под силу вашему ребенку. Он выдержит это испытание достойно. Плачь — это неплохо, как бы глупо это ни звучало. Ребенок переживает разлуку с самым близким человеком, неудивительно, что это его так сильно расстраивает. Через некоторое время он перестанет плакать, потому что он будет знать, что вы обязательно придете за ним, как вчера, и позавчера, и неделю назад. Гораздо хуже, если ребенок слишком погружен в состояние стресса и депрессии и даже не может показать свои эмоции слезами. Плач предотвращает перегрузку нервной системы, помогает ей функционировать, помогает справиться со стрессом. Поэтому не нужно бояться плача младенцев, а тем более злиться на это. Слезы детства, несомненно, разобьют ваше сердце, но вы обязательно справитесь с ними.

Воспользоваться предложенной помощью.

  • Если вдруг вам повезет и в вашем саду есть педагог-психолог, вы можете обратиться к нему за помощью. Причем может помочь как ребенку (справиться с адаптацией), так и его родителям, гарантируя, что в саду работают настоящие знатоки своего дела и нечего бояться. Для удобства вы можете попросить своего поставщика медицинских услуг сообщить вам, как быстро ваш ребенок успокаивается после вашего ухода.

Виды

Процесс адаптации неизбежен, когда ребенок поступает в детский сад. В зависимости от темперамента ребенок приспосабливается к новой среде одним из доступных способов. Есть три типа адаптации:

  • творческий стиль — детский садик меняет под себя среду, предпринимая для нее более активные действия;
  • послушный стиль — адаптируется к новой среде, меняя свои привычки;
  • стиль избегания — попытка уйти от проблемы, нежелание менять и менять среду под себя.

Последний вид адаптации самый сложный. Наиболее эффективен творческий стиль адаптации.

Нюансы физической и психологической адаптации ребенка в детском саду — советы родителям

В первый год посещения детского сада дети могут сильно и часто болеть — этому способствует не только расширенный круг общения. Иммунная система может быть ослаблена стрессом и эмоциональным напряжением, поэтому родителям важно позаботиться о том, чтобы минимизировать степень беспокойства ребенка и настроить ее на позитивный лад.

Чаще других заболевают мальчики и девочки, которые подвергаются чрезмерной родительской или бабушкиной заботе. Если с первых дней жизни их забинтовать и на время не одеть, повышается риск простудных заболеваний. То же самое происходит, если ребенок одет не в соответствии с температурой группы. Это увеличивает период адаптации к саду.

Не заворачивайте малыша в группу
pixabay.com  /

С психологической точки зрения главный стресс для ребенка — разлука с матерью. Свое отношение к этому дети демонстрируют по-разному. Одни громко плачут, другие становятся апатичными и безынициативными. А третьи проявляют нервное возбуждение и даже агрессию.

Это связано с тем, что ребенок еще не может правильно оценить потребность и время, проведенное в детском саду. Ему может казаться, что его мать уйдет и бросит его навсегда, что вызывает такую ​​бурную реакцию. Если ребенок проявляет агрессию, его объектом могут стать не только окружающие дети, но и сама мать. Ваш ребенок отомстит за свои переживания, когда вернется и заберет его домой.

К счастью, это не всегда так. Внимательное отношение матери решает эту проблему, и большинство детей, которые поначалу встречали родителей слезами, постепенно включаются в жизнь коллектива. Спустя время они активно играют со сверстниками.

Как долго может продлиться адаптация малыша в детском саду

Этот вопрос интересует, пожалуй, всех родителей. Процесс адаптации очень сложен и зависит от многих факторов. Для каждого ребенка привыкание к детскому саду идет по индивидуальному сценарию, который никак не ускоряется.

Следовательно, немаловажным фактором является здоровье малыша. Чем чаще ребенок подвержен болезням, тем чаще он пропускает занятия, а значит, каждый раз адаптация будет начинаться заново.

Многие психологи склонны утверждать, что возраст, в котором ребенка переводят в детский сад, имеет большое влияние на его адаптацию и уровень зависимости. Однако этот момент вызывает большие споры. Одни специалисты уверены, что чем меньше ребенок, тем легче он адаптируется к новым условиям, другие — чем старше ребенок, тем отчетливее он осознает суть всего, что с ним происходит.

Нельзя забывать об особенностях характера, которые индивидуальны для каждого человека на планете Земля. Так, тихий и скромный ребенок гораздо болезненнее переживает разлуку с родителями, а вот живой сорванец гораздо легче приспосабливается к новым условиям. При этом можно быть уверенным, что приятный ребенок одновременно будет фаворитом воспитателей, ведь такой ребенок не доставляет особых хлопот. Но при этом это вовсе не означает, что ребенок не накапливает внутри себя отрицательные эмоции, которые рано или поздно могут негативно сказаться на его здоровье.

Как определить, что ребенок готов к садику?

В детский сад ребенок готов, если:

  • тянется к общению с другими детьми;
  • хорошо говорит, с небольшой помощью ухаживает за собой (ходит к горшку, моет руки, одевается, ест);
  • без истерик может какое-то время побыть в одиночестве, не требуя чьего-либо внимания, заботы и веселья;
  • нет противопоказаний по состоянию здоровья (пищевая аллергия, аномалии нервной системы, предрасположенность к частым простудным заболеваниям, проблемы со слухом и зрением и т д);
  • сданы все необходимые анализы и врачи сданы.

Факторы влияющие на адаптацию ребенка

Анализ адаптации ребенка к условиям детского сада показывает, что она зависит сразу от нескольких факторов. Чем обеспеченнее каждый из них, тем быстрее и легче малыш привыкнет к новым условиям.

Возраст ребенка

Возраст ребенка
Возраст ребенка

Адаптация к детскому саду для детей раннего возраста происходит несколькими способами:

  • В возрасте одного года ребенок очень привязан к матери, он не самостоятельный, иногда еще даже не умеет ходить. Эти крохи очень тяжело переносят расставание, долго не могут успокоиться после ухода матери. У них недостаточно сформирован иммунитет, поэтому они болеют даже чаще, чем дети старшего возраста.
  • Адаптация в детский сад в 2 года обычно проходит более успешно. Ребенок уже более самостоятельный, мир вокруг него постепенно становится для него интереснее, чем его мама. Поэтому очень часто ребенок быстро привыкает к этому, включает режим и взаимодействует с воспитателями.
  • Адаптация к детскому саду в 3 года может быть разной в зависимости от того, пережил ли ребенок уже серьезный кризис этого возраста. Если этот период уже прошел или еще не начался, привыкание возникает легко и быстро: ребенок интересуется окружающим миром, постепенно формируется желание взаимодействовать со сверстниками, он уже достаточно отделился от матери. Если вы возьмете ребенка в учреждение во время кризиса, приспособление к детскому саду в 3-летнем возрасте может затянуться, так как стресс, связанный с поступлением в детский сад, перекликается с негативным внутренним состоянием.

Состояние здоровья

Как пойдет адаптация детского сада, зависит еще и от того, здоров ли ребенок. Если у ребенка на момент вступления в группу возникнет какое-то соматическое заболевание, то ему будет сложнее привыкнуть: помимо стресса незнакомой среды он испытывает физический дискомфорт.

Сложная адаптация ребенка в детском саду будет в том случае, если у него есть психические или неврологические расстройства — например, он не переносит громких звуков или боится паники от контакта с посторонними людьми. Если у ребенка есть хронические заболевания или особенности развития, лучше сразу сообщить об этом воспитателям, чтобы они создали для него подходящие условия.

Степень психологического развития

Если степень психологического развития слишком низкая или высокая, могут возникнуть собственные адаптивные особенности ребенка в детском саду. В первом случае ребенок не успеет за программой обучения в детском саду, у него возникнут трудности с общением и взаимодействием. Для детей с тяжелыми психологическими проблемами в учреждении обычно составляется адаптированная образовательная программа с учетом ее особенностей.

Одаренным детям часто скучно со сверстниками, они не могут найти с ними общий язык, не заинтересованы в общении друг с другом. Поэтому у детей с очень высоким уровнем умственного развития происходит поздняя адаптация к детскому саду, они долго адаптируются к детям, которые отличаются от них.

Уровень социализации

Уровень социализации детей
Уровень социализации детей

Сколько времени понадобится ребенку, чтобы приспособиться к детскому саду, а также какого он будет типа, зависит от уровня социализации. Если ребенок до поступления в учреждение очень мало контактировал с другими детьми и взрослыми, не оставался ни с кем, кроме мамы и папы, не посещал детские площадки, то ему будет сложнее привыкнуть к детскому саду. Большое количество других детей вокруг, невнимание взрослых в детском саду может привести к стрессу.

Когда в детский сад приходит ребенок, который имеет опыт общения с любым ребенком, легко с ним общается и умеет договариваться хотя бы на самом простом уровне, он, скорее всего, быстро и легко привыкнет к детскому саду.

Состав семьи

Приспособленность ребенка раннего возраста в детский сад иногда зависит от того, с кем он живет. Самое сложное обычно бывает у тех детей, которые являются единственным ребенком в семье или живут с родителями: у них очень сильная психологическая связь, ребенку очень сложно находиться одному в незнакомом месте в окружении посторонних людей.

Дети, живущие в больших семьях, где они привыкли быть с разными взрослыми, общаться с братьями и сестрами, скорее всего, пойдут в детский сад без серьезных проблем с адаптацией. Но бывает и по-другому: чересчур активный ребенок из маленькой семьи устает от одиночества и радостно бежит в детский сад, а ребенку, которому не хватает внимания в большой семье, сложнее привыкнуть к большой группе детей.

Темперамент ребенка

В зависимости от вида нервной деятельности адаптация детей к условиям детского сада также будет происходить по-разному. Слабооптимистичные люди быстро привыкают к заведению, сверстникам и педагогам, умеют заводить контакты и вовлекаются в деятельность. Злым людям бывает сложнее: они взрывоопасны, часто конфликтуют, не со всеми парнями уживаются. При этом они остроумны и довольно быстро привыкают к новым условиям. У флегматика может быть два варианта: либо он очень привык к дому и ему сложно адаптироваться, либо он безразлично ходит в детский сад, не обращая особого внимания на изменения в своей жизни. Тяжелая степень адаптации к детскому саду чаще всего встречается у меланхоликов — они все принимают близко к сердцу, их легко обидеть и расстроить.

Атмосфера в семье

Если ребенок ходит в детский сад в обеспеченную семью, где чувствует себя нужным и любимым, то его адаптация проходит легче. Вскоре он понимает, что его родители не ушли навсегда, и они обязательно его заберут, что защитят от любых невзгод и поддержат в случае неудач.

Ребенку, живущему в семье, где часто ссорятся, не замечают его, не слушают его и других, постоянно критикуют и ругают, будет сложнее привыкнуть к новым условиям. С одной стороны, из-за заниженной самооценки он будет переживать, что его плохие родители выберутся отсюда навсегда. С другой стороны, он будет бояться критики детского сада, неадекватно реагировать на комментарии и испытывать трудности во взаимодействии.

Ошибочные действия по адаптации ребенка к детсаду: памятка родителям

Неправильные действия по адаптации ребенка
Неправильные действия по адаптации ребенка

Иногда мамы и папы, которые хотят помочь своему ребенку, совершают ошибки, из-за которых ему сложно адаптироваться в детском саду. Чего не делать в это непростое время?

  • Сравнивая своего ребенка с другими, даже громче. У всех детей разный уровень адаптации к детскому саду. Некоторые тихонько разлучаются с родителями и играют, другие плачут, не желая их отпускать. Оба варианта нормальные, поэтому сравнивать нет смысла. Это может только навредить ребенку.
  • Обманывать. Согласно рекомендациям психологов, в период адаптации в детском саду нельзя говорить ребенку, приветствуя его, что мама ходит в магазин всего на 5 минут и вернется, если планирует оставить его на более длительное время. В этом случае родители подрывают доверие ребенка, он чувствует себя преданным.
  • Наказать из убежища, оставив его там на более длительный срок за любой проступок. В этом случае любовь к саду угаснет. В инструкциях родителей по адаптации обычно рекомендуется, наоборот, говорить только о хорошем об учреждении и убеждать ребенка, что туда ходят только самые замечательные дети.
  • Подкупите материальными предметами: игрушками или чем-нибудь вкусненьким за то, чтобы ребенок остался в саду. Есть риск, что в будущем ребенок шантажирует родителей, каждый день прося подкрепления.

Что представляет собой период адаптации

Период адаптации — это время, в течение которого организм привыкает к новым условиям. Детский сад для детей как раз такое место. И его первый визит ожидается в 2-3 года.

Пока один из родителей держит малыша за руку, он чувствует себя в безопасности и уверенно идет в незнакомое место. Но как только взрослый уходит, ребенок начинает паниковать. Чтобы привыкнуть к незнакомой обстановке, нужно время. У детей продолжительность периода адаптации может быть разной, что зависит от многих факторов.

На заметку! Процесс адаптации в корне меняет жизнь ребенка, поэтому часто сопровождается поведенческими нарушениями, капризностью, раздражительностью.

Полезные навыки для детсадовца

возможность самостоятельно есть для ребенка
возможность самостоятельно есть для ребенка

Как облегчить ребенку адаптацию к детскому саду? Один из самых важных моментов — независимость во многих сферах его жизни, насколько это возможно. Чем больше ребенок умеет делать, тем легче ему и воспитателям будет в саду.

  • Оденьтесь и разделитесь хотя бы частично. Если ребенка научить этому с минимальной помощью, то ему не придется сидеть и ждать, пока его поменяют, никто не будет винить его в отсутствии самостоятельности, он научится брать на себя ответственность за свои дела.
  • Ешьте в одиночестве. Ребенку следует освоить умение держать ложку и подносить еду ко рту перед походом в детский сад. В противном случае он рискует проголодаться весь день или ему придется ждать своей очереди и его накормит.
  • Отказ от памперсов. Ничего страшного, если перед входом в детский сад ребенок в двух словах расскажет взрослым о том, что ему нужно сходить в туалет. В этом случае, когда приедут родители, в его шкафчике будет минимум мокрых штанов.
  • Общайтесь с детьми и взрослыми. Не бойтесь никого, не обижайте, уметь вести переговоры на простом уровне. Общение в детском саду неизбежно, а при отсутствии навыков возникают серьезные проблемы с общением и адаптацией.
  • Есть несколько видов еды. Трудно привыкнуть к детскому питанию тем детям, которые привыкли есть только пюреобразную консистенцию или готовые к употреблению продукты.

График первых посещений садика

дети в детском саду
Постепенное увеличение продолжительности пребывания в детском саду важно, поскольку способствует адаптации к новым условиям жизни. Чтобы с первого дня приучить ребенка, можно провести с ним в садике около получаса. Прямо сейчас это должно быть

  • деловой костюм,
  • спала,
  • и вам следует стараться избегать сложных ситуаций для вашего ребенка.

В течение следующих нескольких дней пребывание ребенка постепенно удлиняется, а время пребывания родителя — короче. Попробуйте приучить ребенка к детскому саду, например, посещая его в течение 15 минут при первом посещении, оставаясь на полчаса во второй день и так далее. Постепенно распределите гостиную в обеденное время, а затем оставьте на обед до конца дня.

По совету психолога важно отметить, что ребенок никогда не должен находиться в детском саду более 10 часов.

Пребывание родителей в группе в первые дни перестройки, говорит наш психолог, дает детям чувство защищенности, когда

  • исследуя новое место,
  • встречи с учителями,
  • и другие дети.

детские игры
Чувство защищенности — одно из обязательных условий приучения ребенка к новой для него среде. Так ребенок проявляет смелость в изучении окружающей среды в непосредственной близости от любимого человека и роли родителей

  • предоставить поддержку,
  • смотри,
  • помогите рассмотреть ситуацию,
  • объясните что и как.

Роль учителя — познакомить ребенка

  • с пространством,
  • игрушки
  • другие дети

и играть с ребенком, чтобы создать основу для развития базового доверия к педагогу.

Как подготовить ребенка к детскому саду: основные ошибки.

Три степени адаптации ребенка в детском саду

Непосредственно от условий, в которых ребенок поступает в детский сад, зависит еще и то, насколько это сложно или наоборот, ребенку будет легко адаптироваться в детском саду. Выбор степени адаптации напрямую диктуется психологическим состоянием дошкольника, а также особенностями его нервной системы.

В зависимости от этих факторов различают три основные степени адаптации к ДОУ: легкая, средняя и тяжелая.

Если ребенок быстро привыкает к детскому саду, его правилам и условиям пребывания, можно смело сказать, что степень его адаптации легкая. Уже через неделю после первого посещения детского сада ребенок чувствует себя в группе спокойно, узнает одноклассников и воспитателей, даже заводит в своей персоне новых друзей. Ребенок хорошо ориентируется в новом пространстве. Для этих детей необычно проявлять агрессию, устраивать истерики и скандалы с родителями. Даже ребенок, который немного привык к детскому саду, не будет так часто болеть, потому что на самом деле он не испытывал стресса. Можно смело сказать, что занятия в группе доставят ему удовольствие, и он сможет полностью им отдаться. Однако, к сожалению, такая степень адаптации встречается крайне редко.

В среднем степень адаптации протекает несколько иначе. Первое, что его характеризует, — это более длительный процесс привыкания. Итак, ребенок может долго не понимать, зачем ему идти в детский сад, почему мама решила оторвать его от себя, почему ее так долго нет рядом. Ему кажется, что она не вернется и будет вечно жить с незнакомой ему тетей, при этом он может не замечать, что абсолютно все дети вокруг него находятся в точно таком же положении и что все их родители тоже взяты в свои руки вечер. Страдания и тоска по матери еще долго будут сопровождать его каждый день. Для психики еще хрупкого ребенка такая разлука с самым близким ему человеком — величайшая трагедия в жизни. При этом трехлетний ребенок еще не умеет контролировать свои эмоции и правильно ими управлять. Эта степень адаптации наиболее распространена.

Тяжелая степень характеризуется тем, что ребенок очень длительное время не может входить в группу детей. Прощание с мамой по утрам всегда сопровождается криками, взрывами и слезами. Ребенок часто болеет, категорически отказывается ходить в детский сад, не хочет соответствовать требованиям воспитателей, не хочет соблюдать распорядок дня и всячески мешает другим детям. Как правило, в дальнейшем у ребенка могут наблюдаться нарушения сна, у него пропадает аппетит, иногда наблюдаются боли в животе. Такого ребенка можно охарактеризовать как неуправляемого и нервного, но в то же время он беззащитен и беспомощен. Итак, дошкольник просто пытается привлечь внимание взрослых, привлечь их внимание.

Причины неуправляемого поведения: 9 основных

Бывают случаи, когда ребенок в период адаптации к саду ведет себя так, что у родителей могут возникнуть сомнения в возможности адаптации к саду в целом. Их очень пугает необычное поведение своего ребенка, непривычное для него раньше. Следует отметить, что необычное поведение, которое сейчас вынуждены видеть родители, характерно для всех детей, которые приспосабливаются к саду. В такие моменты каждой маме может показаться, что эта проблема возникла только с ее ребенком, а у всех остальных детей проблем нет. Это совсем не так.

Вот некоторые, наиболее часто встречаемые изменения в поведении детей во время адаптации.

1. Эмоции

Первые дни в саду характеризуются особым негативным настроением, дети испытывают отрицательные эмоции: кто-то плачет «по компании», кто-то время от времени хнычет, а кто-то находится в состоянии частого приступообразного плача. Особого внимания требуют дети, которые испытывают чувство страха (страх перед учителем, сверстниками, что мать его бросила и не вернется), гнев (ребенок сходит с ума, сопротивляется, если хочет раздеть его, это может поразить взрослого), вялость и состояние депрессии, когда ребенок вообще не проявляет эмоций. Нужно быть готовым к тому, что в первые дни малыш может не испытывать положительных эмоций или испытывать их очень мало. Ему грустно, что нужно так много времени, чтобы быть разлученным с его матерью и его обычным окружением. Если на первый взгляд кажется, что ребенок доволен и счастлив находиться в саду, то это, скорее всего, реакция на световой раздражитель, например, наличие большого количества интересных новых игрушек.

Прямо сейчас вам нужно набраться терпения. Вскоре отрицательные эмоции обязательно сменится положительными, поэтому можно считать, что период адаптации закончился. Однако ребенок может плакать, когда его надолго разлучают с мамой. Но если после ухода он быстро отвлекся и успокоился, то можно считать, что адаптация прошла успешно.

2. Особенности контакта с воспитателем и другими детьми

Социальная активность в первые дни нахождения в саду значительно снижается. Даже у активных и общительных детей наблюдается изменение поведения, они становятся беспокойными и могут замыкаться в себе. Помните, что 2-3-летние дети не играют вместе и обычно не взаимодействуют в играх. В этом возрасте еще нет представления о ролевой игре с участием нескольких детей одновременно. Поэтому не расстраивайтесь, если ваш ребенок не играет со сверстниками. Об успешности адаптации можно судить по изменениям в поведении ребенка. Если ребенок охотно взаимодействует с учителем, общается с ним и выполняет просьбы, соблюдает принятый режим, то можно предположить, что адаптация проходит успешно.

3. Познавательная активность

Вначале из-за реакции на стресс может наблюдаться снижение познавательной активности. В такие моменты ребенок перестает интересоваться и игрушками. Некоторым детям для того, чтобы сориентироваться, нужно побыть наедине с собой, посидеть в сторонке. В дальнейшем ребенок постепенно начнет заниматься игровой деятельностью и осваивать окружающее пространство.

4. Приобретаемые навыки

Из-за влияния модифицированных внешних воздействий ребенок сначала на какое-то время может потерять имеющиеся навыки самообслуживания (умение пользоваться кастрюлей, столовыми приборами, носовым платком и т.д.). Адаптацию можно считать успешной, если дети не только запомнят забытые навыки, но и появятся совершенно новые достижения, которых не было до посещения сада, которым там учился ваш ребенок.

5. Особенности изменения речи

Сначала вы можете заметить, что словарный запас становится меньше, чем раньше, появляются упрощенные фразы или слова. Не волнуйтесь, когда адаптация будет завершена, все вернется в норму и даже речь станет лучше.

адаптация ребенка

6. Двигательная активность

Темперамент ребенка зависит от того, как он будет вести себя в саду. Один будет бесконтрольно активным, другой «заторможенным». Активность в саду также повлияет на поведение в доме. Восстановление нормального поведения дома, а затем и в саду — хороший знак.

7. Особенности сна

Сон ребенка будет меняться в зависимости от того, оставлен ли он сразу вздремнуть или нет. Сначала он там плохо заснет, периодически просыпаясь с плачем или тревожно вскакивая на ноги. Переизбыток эмоций может изменить сон дома. Когда адаптация будет завершена, сон и дома, и в саду вернется в норму.

8. Особенности аппетита

В первые дни у малышей наблюдается снижение аппетита. Причина тому — необычная и необычная еда (это касается как вкуса, так и внешнего вида), а также стрессовая ситуация. Если у ребенка нормальный аппетит и он начинает есть хоть немного, а то и всю порцию, это хороший знак.

9. Здоровье

С началом посещения сада способность ребенка бороться с инфекциями значительно снижается, и он может заболеть в течение первого месяца посещения сада. Мамы, конечно, ждут быстрой нормализации поведения и очень расстраиваются, когда этого не происходит. В среднем процесс адаптации занимает от 3 до 4 недель, но может занять от 3 до 4 месяцев.

Кому же адаптация даётся легче?

Детям, чьи родители позаботились заранее о том, чтобы подготовить ребёнка к посещению сада.

  • То есть через несколько месяцев они стали рассказывать ребенку о чудесной сказочной стране, в которой они скоро окажутся, играли с игрушками «в детском саду», гуляли по ее территории или поблизости, объясняя, что скоро он посетит эту место. Хорошо, если была возможность заранее познакомить ребенка с учителем, показать группе. Это дает возможность сделать процесс адаптации менее болезненным. Особенно, если ребенку удалось не только на пару минут увидеться с учителем, но и лучше пообщаться.

Детям, не имеющих хронических заболеваний, физически здоровым и не часто болеющих простудными заболеваниями.

  • Период адаптации требует больших физических сил, чтобы привыкнуть к новому, и жаль, если эти силы тратятся на борьбу с болезнями.

Детям, которые в некоторых вопросах достигли самостоятельности.

  • Примерно за месяц до поступления в детский сад родителям необходимо адаптировать режим ребенка к тому, что будет в стенах детского сада: в 7-30 часов пробуждение и утренние процедуры (мытье, чистка зубов, перевязка); в 8-30 уже надо приходить в сад; в 8-40 завтрак; в 10-30 утренней прогулке; 12-00 возвращение в группе с прогулки; обед 12-15; с 13:00 до 15:00 тихое время; в 15-30 полдник. Ложиться спать желательно не позднее 20-30.

Детям, чей рацион питания схож с садовским.

  • Еда и питье — залог сбалансированного состояния, ведь увидев на своей тарелке более или менее знакомые продукты, ребенок начинает быстрее есть в саду. Основой садового рациона считаются такие блюда, как каши, запеканки, тушеные овощи, различные супы, всевозможные котлеты, сырные пироги, омлет.

Как облегчить ребенку адаптацию к детскому саду

Если ни одно из условий не будет выполнено, у детей поначалу будут трудности. Особенно сложно будет детям, чьи родители никак не подготовили их к походу в сад, поэтому эта новость стала неожиданностью.

Бывает, конечно, что посещение детского сада начинается неожиданно для ребенка, из-за непредвиденных обстоятельств, например, болезни родственника, который ранее ухаживал за ребенком дома. Это может быть сложно для тех детей, чьи матери или другие близкие родственники работают в саду.

Проблема

Хотя период адаптации может показаться обычным делом для взрослого, для ребенка это настоящий стресс. В результате могут развиться:

  • нарушения сна — ребенок засыпает и просыпается посреди ночи со слезами;
  • снижение аппетита — ребенок начинает меньше есть, а иногда и вовсе отказывается от еды;
  • снижение интереса к окружающему миру: дети в период адаптации не интересуются новыми игрушками и прочим;
  • регресс психологических навыков — если раньше ребенок умел сам есть и одеваться, то в период адаптации он может временно потерять эти навыки;
  • апатия или, наоборот, агрессия — спокойные дети становятся агрессивными, а активные успокаиваются;
  • снижение иммунитета — замечено, что дети часто болеют в период адаптации.

Адаптация к детскому саду — сложный процесс для ребенка, и насколько быстро он привыкает к новым условиям, зависит не только от воспитателей, но и от самих родителей.

Родители также могут затруднить привыкание к детскому саду

знакомство с двумя родителями

Часто бывает, что родители, которые призваны помочь вашему малышу легче освоить новое пространство и завоевать доверие учителей, невольно усложняют процесс отделения ребенка от себя, постоянно оставляя его при себе.

Родитель может помочь вашему ребенку познакомиться с учителями и другими детьми и научить их играть с игрушками или другими детьми. Позвольте ребенку постепенно обрести уверенность, познакомиться с людьми и предметами, находящимися среди них, и в то же время он должен видеть вас. В это время родитель может играть с другими детьми или разговаривать с другими родителями, которые также находятся в группе.

С точки зрения психологии взаимоотношений между родителями и детьми важно, чтобы вы не проводили все время в своих руках, потому что это не то, как вы научитесь учить его ходить в детский сад.

Ребенок должен быть постоянно сосредоточен на новом окружении и сохранять позитивный настрой. Помните, что это переходный период для ребенка, чтобы приспособиться к детскому саду.

Как приучить ребенка к садику, если он плачет

Детские слезы — главный предупреждающий знак для родителей. Ведь оставить плачущего ребенка с педагогом и спокойно пойти работать кажется невозможно. Причин слез в этом случае может быть несколько, и важно, чтобы родители устранили каждую из них.

Ребенок может не хотеть идти в сад и плачет
pixabay.com  /

  • Смена обстановки и режима дня. Находиться в новой атмосфере для малыша уже непривычно и жутко. К тому же его окружают хоть и доброжелательные, но все же чужие. На этом фоне ребенку нужно привыкнуть к дисциплине, что дома не так важно. Меняется распорядок дня: нужно есть в назначенное время, а не тогда, когда хочется. Тебе нужно ложиться спать с часами. Эти мягкие, но настойчивые просьбы воспитателей могут вызвать бурные протесты, а вместе с ними — нежелание ходить в детский сад и слезы каждое утро. В этой ситуации родителям необходимо перенести свой распорядок дня домой как можно ближе к детскому саду. Он идеален для приучения ребенка за несколько месяцев до посещения сада. А если ребенок уже ходит в детскую, то в выходные нельзя отклоняться от распорядка дня. Просыпаться утром, завтракать, перекусывать, дремать следует в установленное время.
  • Чрезмерные впечатления. Большинство родителей говорят, как весело в детском саду. Так оно и есть. Но эмоции, которые испытывает ребенок, не всегда положительные. Он может злиться на других, злиться. А на фоне обилия эмоций (как положительных, так и отрицательных) может развиться перегрузка нервной системы. Это делает ребенка капризным, нервным, плаксивым. Чтобы не усугубить нагрузку на нервную систему в период адаптации в детском саду, родителям необходимо минимизировать эмоциональное напряжение в домашних условиях. Психологический климат в семье должен быть спокойным и позитивным. Дополнительные развлечения (активные игры, походы в кино и посещения, просмотр мультфильмов) следует свести к минимуму или полностью исключить временно.
  • Отсутствие возможности самообслуживания. Сходить в ванную, вымыть руки, раздеться и одеться, завязать обувь и повязать шарф — все это ребенку придется делать самому. А если у него что-то не получается, он может волноваться и плакать. В домашних условиях важно научить ребенка самостоятельности. Поощряйте каждое его проявление. Учите его делать то, чего он еще не умеет, и обязательно хвалите успех.
  • Психологическая неподготовленность. Детям, испытывающим дефицит эмоционального общения с матерью, все труднее и хуже адаптироваться к новым условиям. Уделите ребенку как можно больше внимания, спросите его, как прошел его день. Задайте конкретные вопросы, чтобы ребенок увидел ваш интерес в его жизни в детском саду
Источники

  • https://life-child.com/polzunok/razvitie-rebenka-ot-goda-do-3-kh-let/kak-priuchit-k-sadiku-v-3-goda.html
  • https://salid.ru/journal/adaptaciya-rebenka-k-detskomu-sadu
  • https://prodetskiysad.ru/adaptaciya/v-detskom-sadu-2-3-goda
  • https://riafan.ru/1313030-kak-priuchit-rebenka-k-sadiku-prakticheskoe-rukovodstvo-psikhologa-dlya-zabotlivykh-roditelei
  • https://detilife.ru/kak-pomoch-rebenku-adaptirovatsya-v-detskom-sadu.html
  • https://emberint.ru/articles/adaptation_kindergarten/
  • https://lifemotivation.online/psychology/child-psy/adaptatsiya-v-detskom-sadu

[свернуть]
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: