Нарушения речи и отставание в речевом развитии у детей диагностика и лечение

Виды, симптомы и проявления

Развитие языковой деятельности состоит из нескольких частей. У детей могут быть проблемы с одним или несколькими из следующих:

  • Понимание того, что говорят другие (восприимчивая речь). Это может быть связано с потерей слуха, непониманием смысла слов.
  • Передача мыслей посредством языка (выразительная речь). Проблема может быть вызвана незнанием, какие слова использовать, неспособностью сочетать слова со звуками, неспособностью выразить знакомые слова.

Психолого-педагогическая классификация

Психолого-педагогическая классификация учитывает структурные компоненты речевой системы (здоровая сторона, грамматический строй, словарный запас), функциональные аспекты речи, взаимосвязь между устной и письменной речью.

Речевые расстройства в психолого-педагогической классификации делятся на две группы.

1. Нарушение средств общения

В ФОНЕТИЧЕСКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ (ФФН)

ФФН — нарушение формирования произношения звуков родного языка у детей с различными нарушениями речи. Возникает из-за дефектов восприятия и произношения фонем.

Основные проявления FFN:

Недифференцированное произношение пар или групп звуков: «тюмка», «тяска», «мотыга» вместо «мешок», «чашка», «шляпа».

Замена одних звуков другими — когда ребенок издает звук, который ему легче воспроизвести. Например, «L» вместо «R», «F» — вместо «W».

Смешанные звуки — когда ребенок умеет произносить звуки «П», «Л» или «С» по отдельности, но ошибается в голосовых объявлениях. Например, «плотник строгает доску» вместо «плотник строгает доску».

ОБЩАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ РЕЧЬ (ОНП)

Существуют различные сложные языковые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы: звуковой (фонетика) и семантической (лексика, грамматика).

ОНР может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также при ринолалии, дизартрии.

Существует четыре уровня OHP:

ОНР 1 уровень — у ребенка полностью отсутствует связная речь — «немые дети». Ребенок пытается донести свои мысли до окружающих с помощью крайне запутанных и упрощенных жестов или речи.

Уровень 2 OHP — начальная речь развита, но словарный запас крайне скуден. Ребенок неправильно произносит большинство слов. Совершая ошибки, он может составить и произнести простейшее предложение из нескольких слов.

ОНР 3 уровня — хорошо составляет предложения, но произносит слова с ошибками, и смысл предложений может быть непонятен другим.

ОНР 4 уровня — хорошо говорит, умеет формулировать предложения. Речь ребенка с ОНР на этом этапе практически не отличается от его сверстников. Проблемы возникают только при написании длинных предложений.

2. Нарушения в применении средств общения

Заикание — это нарушение темпо-ритмической стороны речи, вызванное повторяющимися припадками в артикуляционной, голосовой или дыхательной части речевого аппарата. Возможен также комбинированный дефект, при котором заикание сочетается с ОНР.

Бессудорожные нарушения времени и ритма речи: спотыкание, тахиллалия, брадилалия.

Речевые расстройства

Они включают:

  • Трудности в правильном формировании определенных слов или звуков.
  • Проблемы с плавным переходом слов или фраз, беглостью речи, например заикание.
  • Задержка речевого развития — это расстройство, при котором способность понимать и говорить развивается медленнее возрастной нормы.

Общие симптомы задержки речевого развития:

  • ребенок не заикается 15 месяцев;
  • ребенок не разговаривает до 2 лет;
  • неспособность говорить короткими предложениями в возрасте 3 лет;
  • сложность следования указаниям;
  • плохое произношение или артикуляция;
  • трудности с составлением слов в предложении;
  • исключение из приговора значимых конструкций.

Структурно-семантические нарушения устной речи

Алалия — или недоразвитая речь из-за органического поражения речевых участков коры головного мозга в матке или в детстве. Система фонематических, грамматических и лексических языковых средств не сформирована. Нарушение контроля речевых движений, что сказывается на воспроизведении звуков и слогов. Это речевое расстройство исправить труднее, чем другие.

Афазия — это полная или частичная потеря ранее сформированных языковых навыков из-за сосудистых нарушений, воспалительных процессов в головном мозге или черепно-мозговой травмы. Заболевание обычно называется афазией, если оно возникает через три года.

Еще одна классификация, согласно которой делятся типы речевых нарушений:

  1. Отсутствие взаимопонимания:
    • недоразвитие фонетического и фонематического языка — нарушение формирования произношения у пациентов с нарушениями речи;
    • недоразвитие общей речи — нарушение формирования всех компонентов речи, как звуковых, так и смысловых. Признаки общего нарушения речи: позднее развитие речи, плохой словарный запас, дефекты речи, грамматики. Степень нарушения может варьироваться от дислалии до полного отсутствия речи (алалия).
  2. Нарушения в использовании средств общения — когда средства общения сформированы правильно и коммуникативная функция языка нарушена. Это включает, например, заикание.

Заикание или логоневроз

Развивается у взрослых после сильного испуга или невыносимого стресса на фоне врожденного дефицита голосового аппарата. Причины могут быть внешне безобидными, но они влияют на важные для человека понятия: любовь, привязанность, семейные чувства, карьерные устремления.

В основе невротическое расстройство. Логоневроз часто обостряется в напряженных ситуациях — в решающие моменты, при публичных выступлениях, на экзамене, во время конфликта. Несколько неудачных попыток или бестактное поведение окружающих могут привести к боязни речи, когда человек буквально «замирает» и не может произнести ни слова.

Логоневроз проявляется длительными паузами в речи, повторением звуков, слогов или целых слов, а также подергиванием губ и языка. Попытка «проскользнуть» в трудное место значительно увеличивает заикание. При этом нет конкретных слов или звуков, на которые человек спотыкается, речь может остановиться на любом слове.

Заикание всегда сопровождается респираторным неврозом, когда возникают респираторные судороги. Практически всегда помимо боязни речи человека беспокоят беспокойство, снижение самооценки, внутреннее напряжение, нарушение потоотделения и сна. Частые дополнительные движения в виде тиков мимических мышц, движений рук и плечевого пояса. Эффективное лечение заикания возможно в любое время, важно вовремя обратиться к врачу.

Фонационные нарушения устной речи у детей и взрослых

Афония (дисфония) — отсутствие голоса или нарушение его силы, высоты тона или тембра. Возникает из-за органических или функциональных дефектов голосообразующего механизма.

Нарушение времени речи:

  • — патологически низкая скорость речи, задержка артикуляции. Результат нарушения речевых центров в коре головного мозга. По своему происхождению это языковое расстройство может быть органическим или функциональным. Речь звучит вязко, напряженно, медленно и однообразно;
  • — патологически быстрая скорость речи, ускоренная артикуляция. Речь резкая, стремительная, энергичная, сопровождается аграмматизмом.

Заикание — нарушение темпа, ритма и беглости речи из-за судорожного состояния мышц речевого аппарата. Чаще всего возникает как сильная негативная реакция на внешний раздражитель.

Дислалия — нарушение произношения звуков при нормальном слухе и развитии речевого аппарата. Искаженное произношение звуков, подстановка звуков или их смешение. Это может происходить из-за анатомических дефектов артикуляционного аппарата или из-за неблагоприятных условий для развития речевых и фонематических нарушений слуха.

Ринолалия (носовая) — нарушение тембра голоса и произношения звука из-за анатомо-физиологических дефектов речевого аппарата. Симптомы этого нарушения речи: монотонная и неразборчивая речь, носовой тон, носовой тон речи.

Дизартрия (относящаяся к языку) — нарушение произношения из-за отсутствия образования всех звеньев в механизме звукового произношения. Причина этого нарушения речи — результат поражения центральной нервной системы.

Языковые расстройства

В этой группе:

  • Афазия: затруднение понимания или речи, нарушение восприятия при сохранении слуха. Вызваны травмами головного мозга, опухолями, инсультами, воспалениями.
  • Расстройство обработки слуховой информации — трудности с распознаванием, пониманием и интерпретацией звуков. Связано с дисфункцией центральной нервной системы.

Речевые или речевые расстройства часто возникают наряду с другими расстройствами высшей нервной деятельности, влияющими на чтение и письмо. Эти дети чувствуют разочарование, потому что не могут понять других или постоять за себя. Часто отказываются от социальных контактов и замыкаются в себе. Проблемы с речью и речью могут сопровождаться эмоциональными или поведенческими расстройствами, такими как депрессия, тревога, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Сочетание нарушений затрудняет обучение, развитие и общение ребенка.

Специалисты по речевым нарушениям

Логопед. Большинство нарушений речи — это проблема логопеда, поэтому в первую очередь следует обратиться к логопеду.

Невролог оказывает медицинскую помощь детям с церебральным параличом, алалией, дизартрией и др.

Дефектолог способен существенно «прокачать» мозг ребенка, развить интеллект и мышление.

Отоларинголог определяет патологию периферического речевого аппарата медицинского характера: снижение слуха, волчья пасть, увеличенные аденоиды, ангина и т.д.

Глухой педагог занимается языковым развитием глухих и слабослышащих детей и взрослых.

Психолог. Из-за застенчивости или агрессивного поведения речь ребенка искажается и обедняется. Проблемы в семье и со сверстниками могут вызвать задержку языкового развития.

Нейропсихолог (клинический психолог) — при нарушениях речи (вызванных нарушением функции мозга) учит мозг ребенка правильно функционировать с помощью двигательных и игровых упражнений.

В нашем центре доступны услуги дефектологии и логопеда, а также неврологии.

Афазия

Это нарушение структуры речи или понимания ее смысла.

Моторная афазия — признак поражения области Брока или нижних отделов лобной доли. Человек понимает речь, но ничего не может произнести. Иногда они прорываются отдельными словами или звуками, чаще непристойными. Такое нарушение речи практически всегда сопровождается двигательными нарушениями в виде паралича правых конечностей. Причина — закупорка верхней ветви средней мозговой артерии.

Сенсорная афазия — неспособность понимать смысл речи, развивается при поражении височной извилины полушарий или зоны Вернике. Человек не понимает обращаемую речь, но бегло произносит набор бессмысленных слов. Почерк остался прежним, а суть написанного — нет. Часто в сочетании с нарушениями зрения человек не осознает своего дефекта. Причина — закупорка нижней ветви средней мозговой артерии эмболом или тромбом. Кондуктивная или кондуктивная афазия: человек понимает речь, но не может ничего повторить или написать под диктовку. Речь состоит из множества ошибок, которые человек постоянно пытается исправить, но не может. Поражается белое вещество супрамаргинальной извилины головного мозга.

Акустико-мнестический: человек не может произносить длинные и сложные предложения, довольствуясь минимальным набором примитивных слов. Подобрать слово крайне сложно. Развивается при поражении левой височной области, характерной для болезни Альцгеймера.

Оптико-мнестический: человек распознает предметы, но не может их назвать и описать. Утрата простых понятий из повседневной жизни обедняет и речь, и мышление. Развивается при токсических и дисциркуляторных энцефалопатиях, а также опухолях головного мозга.

Полная афазия: невозможно ни понять речь, ни что-либо сказать или написать. Он характерен для инфарктов головного мозга в тазу средней мозговой артерии, часто сопровождается параличом, нарушением зрения и чувствительности. При восстановлении кровотока по средней мозговой артерии речь может частично восстановиться.

Дизартрия

Дизартрия — нарушение произношения или сустава из-за паралича бульбарных мышц, дисфункции мимических мышц. Нарушается моторика речи, произношение звуков, ритм дыхания, интонация цвета. Становится трудно понять, что пытается сказать человек. Окружающие замечают дизартрию. Человек «тянет» речь, говорит без разбора и произносит простые слова без разбора. Значение и ритм чаще всего не меняются, сила голоса нарушается. Это расстройство всегда вызвано органической причиной: нарушение кровотока, инфекция или интоксикация. При таком недуге у взрослого человека необходимо срочно обратиться к неврологу для выяснения причины. Это может быть опухоль нервной системы, травма, кровотечение или ишемия (кислородное голодание). Дизартрия возникает при рассеянном склерозе, боковом амиотрофическом склерозе, болезни Паркинсона, миотонии, церебральном атеросклерозе, сирингобульбии и многих других нервных заболеваниях. У здоровых людей дизартрия наблюдается в состоянии глубокого опьянения.

Дизартрия, возникшая в результате болезней, имеет несколько форм:

  • бульбарный, вызванный повреждением ядер черепных нервов, возникает при нарушении мозгового кровообращения, проявляется одинарным щелевым звуком;
  • псевдобульбарный (повреждение одной стороны речевых мышц), возникающий при повреждении проводящих путей от коры головного мозга к ядрам ствола головного мозга, проявляется нечеткой речью, спутанной с неспособностью произносить шипящие и свистящие звуки;
  • экстрапирамидный, когда поражаются нервные ядра, расположенные в подкорке, проявляется непроизвольными гортанными криками;
  • мозжечок — спетая «речь;
  • полушарный или корковый, при поражении коркового слоя сложно использовать все языковые средства.

Диагностикой и лечением диазартрии занимаются неврологи и логопеды.

Мутизм

Этиология мутизма сложна: молчание развивается как у людей с неповрежденным мозгом и речевой системой, так и при многих черепно-мозговых травмах.

Иногда мутизм возникает из-за атрофии Брока или других поражений головного мозга, которые не обнаруживаются сразу. Акинетический мутизм развивается с потерей всех произвольных движений, включая речь. Такой мутизм описан при коме, СПИДе, нейролептическом синдроме. Это состояние, при котором человек пристально смотрит в глаза собеседнику, но не может пошевелиться, но издает хотя бы один звук. Подобное состояние наблюдается в остром периоде тяжелой черепно-мозговой травмы, когда нарушается не только речь, но и сознание наряду с другими произвольными функциями.

Часто причиной мутизма являются психические заболевания, особенно истерия, глубокая депрессия, кататония (особые двигательные расстройства, когда человек выглядит как восковая кукла) с обширным эндогенным психозом. У женщин чаще возникает истерический мутизм, сопровождающийся демонстративным поведением, направленным на достижение своих целей.

Важность раннего начала лечения

Своевременное обращение к нужному специалисту позволяет решить проблему на ранней стадии. Если времени нет, отображаются вторичные нарушения.

Причины и факторы риска

Нарушения речи и речи у детей могут иметь множество причин. Общие условия и обстоятельства:

  • Проблемы со слухом. Если дети не слышат речь других людей, им сложно научиться общаться.
  • Аутизм. Расстройства аутистического спектра часто влияют на качество общения.
  • Психическая задержка. Дислексия и другие трудности в обучении в некоторых случаях приводят к задержке речи.
  • Психосоциальные проблемы. Серьезное пренебрежение со стороны родителей связано с трудностями в развитии речи.

Возможные факторы риска:

  • мужчина;
  • преждевременные роды;
  • низкий вес при рождении;
  • семейная история подобных проблем;
  • обучение родителей с низким уровнем образования.

Информация для родителей

Типичный ребенок развивает языковые и языковые навыки быстро и с небольшими сознательными усилиями и, что наиболее важно, с непреднамеренным обучением со стороны родителей. Например, рассмотрим следующее предложение: «Футболист ведет (не катит) мяч». Хотя такие выражения распространены среди зрелых носителей языка, многие взрослые не могут объяснить, почему они делают такие суждения. Этот тип знаний называется неявным — то, что приобретается через опыт и влияние, а не в результате явного обучения. Большая часть детской речи развивается посредством этого неявного процесса. Это как научиться завязывать шнурки или ездить на велосипеде. Это навыки, которые можно приобрести только в процессе, и их трудно объяснить, не демонстрируя их. Чтобы научиться говорить, требуется многократное повторение и практика. Полученные знания постепенно накапливаются.

Родителям нужно помнить, что знание языка абстрактно. Овладение грамматикой требует разработки таких понятий, как роли подлежащего и сказуемого в предложении, их отношения и комбинации. Эти абстрактные роли и категории позволяют вам выразить свою сущность последовательным, но гибким способом. Как приобретаются эти абстракции, является предметом значительных споров. Ребенку может быть предоставлен исходный материал для изучения языка, но абстрактный образовательный продукт создается посредством мыслительных процессов им самим. Клиницист и родитель не могут напрямую контактировать с этими психическими процессами, потому что они являются динамическими обучающими структурами.

Важной особенностью лингвистических знаний является то, что они позволяют проявлять значительную креативность и способность к адаптации. Ключевой особенностью речи является то, что человек может повторить незнакомое слово, сказать то, чего никогда раньше не слышал. Этот творческий аспект можно использовать для адаптации того, что человек хочет сказать в конкретной ситуации. Знание языка — это не просто имитация и запоминание набора слов или фраз, которые можно вспомнить при необходимости. Это гибкое и творческое использование правил и принципов, абстрактных знаний. Таким образом, речевое развитие ребенка — это не только улучшение способности понимать и производить новые утверждения, но и глубокое расширение его интеллектуального потенциала.

Источники

  • https://vozvrashchenie.com.ru/narusheniya-rechi/yazykovye-i-rechevye-rasstroystva-u-detey/
  • https://www.pelican-med.ru/o-nashem-centre/diagnozy/narusheniya-kommunikacii-i-rechi.html
  • https://www.nrmed.ru/illness/narusheniya-rechi/
  • https://www.celt.ru/simptomy/narushenie-rechi/

[свернуть]
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: