Объективный подход
Прежде чем осуждать плюсы и минусы различных программ, давайте определим, что на самом деле дает ребенку раннее обучение чтению (письмо, заучивание стихов, танцы, лингвистика и т.д.).
Оговоримся сразу, не будем учитывать амбиции родителей и их желание блеснуть «гениальностью» своего ребенка перед друзьями и родственниками.
Многие мамы и папы убеждены, что раннее развитие малыша пойдет ему только на пользу. Практически с пеленок начинают искать развивающуюся школу.
Но если подойти к делу более беспристрастно, то, скорее всего, либо у родителей есть психологические трудности, либо им нечем заняться своего ребенка и только обеспечить ему счастливое детство.
С другой стороны, сегодняшние ритмы жизни уже не позволяют нам следовать совету наших бабушек: «Если ты пойдешь в школу, ты всему научишься!» Практически все специалисты (учителя, психологи, врачи) поддерживают: учить ребенка читать желательно с 5 лет.
Упражнения для развития быстроты чтения
Все упражнения для развития скорочтения направлены на тренировку памяти, внимания, ритма и расширение поля зрения. Трудности, с которыми дети медленно читают, существуют и у взрослых.
- Упражнения для подавления внешнего сустава.
Скорость чтения вслух должна отличаться от скорости чтения «себе». Но для многих детей оба результата обычно совпадают. Это связано с тем, что, читая «про себя», они мысленно произносят слова.
При выполнении упражнения на подавление внешнего сустава ребенку рекомендуется читать с карандашом между зубами. Во втором упражнении ребенок прикладывает палец к губам и читает, стараясь не шевелить губами. Через 3-5 минут палец удаляется. Если сам ребенок или родители замечают, что губы снова начинают шевелиться, нужно снова приложить палец к губам.
- Упражнения для подавления внутреннего сустава.
Их рекомендуют подросткам, которые во время чтения мысленно произносят слова:
- Читать больше рассчитывать. Выполняя это упражнение, нужно читать и мысленно считать «про себя». Сначала, конечно, ребенок не сможет вспомнить прочитанное, и это абсолютно нормальная реакция мозга. Но со временем его внимание и память смогут различать чтение и счет. Занимаясь совершенствованием техники чтения, необходимо все упражнения довести до автоматизма. Мгновенного результата не получится, следует практиковаться систематически.
- Читать дальше петь. Принцип выполнения такого упражнения аналогичен предыдущему: во время чтения нужно попробовать мысленно спеть песню или прочитать куплет. Если это сделать сложно, можно читать, напевать мелодию вслух. Это также помогает подавить внутренний сустав.
- Дальше стучите. Поскольку речь очень ритмичная, при чтении необходимо рисовать аритмический рисунок. При выполнении упражнения важно не потеряться. Лучше, начиная заниматься предложенными упражнениями, взять интересную книгу с увлекательным сюжетом. Тогда во время чтения снимок отойдет на второй план. Упражнение тренирует внимание, способность переходить от одной информации к другой и выполнять несколько действий одновременно.
- Упражнение для тренировки чтения вслух — «буксир». Упражнение выполняется с одним из родителей. Темп и темп чтения устанавливаются родителями и требуют, чтобы ребенок не отставал от него. Сам процесс чтения ощущается как чтение хора в хорошем темпе.
- Ищем бесполезное. Это упражнение направлено на поиск нужных букв в тексте, не читая его. Переходя от одного слова к другому, необходимо удалить, подчеркнуть или как-то выделить какие-то буквы, причем делать это нужно достаточно быстро.
Выполняя упражнение, ребенок тренирует свою память, имея в виду информацию, какую букву и как отметить в тексте, т.е он учится сосредотачиваться на определенной информации. На начальных этапах можно полностью отказаться от скоростного упражнения, чтобы ребенок ориентировался только на качество результата и постепенно усложняет требования.
- Ищем подходящую. Выполняя это упражнение, необходимо пролистывать текст и искать нужное слово, выделяя его любым способом (подчеркивание, зачеркивание и т.д.).
- Упражнение на расширение поля зрения. Берется числовая таблица с 15 ячейками и числами от 1 до 20 (т.е. 5 отсутствуют).
Выполняя упражнение, ребенок должен быстро определить, какие цифры отсутствуют в таблице. Количество ячеек можно постепенно увеличивать. Упражнения также тренируют внимание и память, так как ребенку необходимо не только держать стол перед глазами, но и помнить, какие числа он уже нашел, а какие еще предстоит найти.
- Анаграммы. Это игровое упражнение, в котором слова зашифровываются в ячейках таблицы, то есть буквы меняются местами. Тренируйте скорость восприятия, скорость мышления и развитие логики.
Не перетаскивайте занятия более 15 минут, если ребенку 6-8 лет, и 25-30 минут, если ребенку около 10 лет. За одно занятие необходимо дать ему не одно упражнение, но определенный комплекс, чтобы задействовать как можно больше мозговых структур.
Существуют упражнения, которые могут улучшить вашу технику чтения с феноменальными результатами.
Если заниматься систематически, в практическом плане, результаты можно увеличить до нескольких тысяч знаков в минуту у подростков и взрослых и до 300-500 знаков у детей.
Цель чтения также различается. Если вам нужно пролистать текст, чтобы выбрать для чего-то книгу с более подходящей и богатой информацией, вы можете развить скорочтение с помощью других упражнений. Забегая вперед, следует отметить, что они больше подходят подросткам, которые, например, готовятся к экзаменам и хотят узнать больше информации за меньшее время.
- В основе упражнения «Слепой» лежит метод упреждения, упреждения событий. Из листа формата А5 (по формату книги) нужно вырезать большой усеченный треугольник. Разместите этот лист на распечатанной странице так, чтобы края линий сомкнулись, и постарайтесь прочитать его до тех пор, пока это позволяет получившийся трафарет. Поэтому вам нужно попытаться пересказать прочитанное, чтобы оценить, насколько хорошо вам удалось уловить смысл прочитанного, и, в конце концов, сравнить его с оригиналом. Это упражнение тренирует внимание, память, логику и мышление.
- Упражнение для подростков «Чтение по горизонтали». Здесь необходимо отойти от чтения по словам и постараться воспринимать за раз по 2–3 слова. Для этого берется текст и простым карандашом рисуется на нем вертикальные линии, которые делят текст на 2-3 части. Вам нужно читать текст по фрагментам, пытаясь понять значение сразу нескольких слов.
- Упражнение для подростков «Вертикальное чтение». Выполняется аналогично предыдущему, с той лишь разницей, что линии нужно рисовать горизонтально. Цель этого упражнения — научить подростка воспринимать всю линию целиком, не двигая глазами вправо и влево.
Для достижения наилучших результатов вам нужно тренировать и учить как можно больше стихов и скороговорок каждый день.
Скорочтение для детей: методы, техника
Мы немного коснулись расписания и периодичности занятий. Лучше всего работать с ребенком часто, но недолго. Начать нужно с уроков по 5 минут. В дальнейшем на этот раз он увеличится. Учитывайте возраст ребенка. С дошкольниками и младшими школьниками необходимо даже сократить количество уроков до 2-4 раз в неделю. Но даже взрослый студент не должен тратить на обучение более 20 минут.
Базовая схема любой техники
- Разминка, заключающаяся в чтении. В разумных пределах — не более 100 слов. Основная задача — активировать мозг, заставить его думать и запоминать. После прочтения обязательно задайте ребенку основные вопросы. Подобные упражнения помогут вам увеличить словарный запас вашего ребенка. Ниже мы рассмотрим несколько упрощенных вариантов обогрева.
Важно: на этом этапе внимательно проверьте сустав малыша!
- Работайте над расширением поля зрения. Для этого используют квадрат с числами или, как ее еще называют, таблицу Шульте. Цифры не должны располагаться в каком-либо определенном порядке — это важное условие. Это и есть развитие скорости нахождения нужного числа:
- для детей младше 7 лет будет достаточно 9 цифр;
- с 7 до 10 квадрат увеличивается до 25 цифр, разбавляя его буквами;
- за 10 лет уже требуется около 35 цифр и 20 букв.
- Еще одно упражнение, тренирующее зрительную память и повышающее внимание ребенка, — это испорченный текст! То есть некоторые буквы в словах удаляются или переставляются. Мы вернемся к аналогичным упражнениям ниже, так как у них есть несколько вариантов.
- Далее следует целый ряд упражнений, включающий в себя подавление суставов и устранение регресса. На этом этапе также не помешает работать в паре со взрослыми. Это увеличит скорость чтения самого текста и улучшит понимание прочитанного.
- Заключительная часть основана на логическом мышлении. Но учтите, что ребенок к этому времени может уже устать, поэтому переходите к математическому материалу или также возьмите за основу рисунок. То есть попросите ребенка нарисовать картинку на тему прочитанного текста.
Укрепите покрытый материал изображением
Дети младшего возраста
- Для них текст из 100 слов будет крайне скучным. Чтобы ее прочитать, ребенку понадобится около часа, и мозг устанет от переизбытка информации. Возьмите небольшие отрезки, состоящие из 1-2 предложений. Увеличивайте их количество, когда малыш будет к этому готов.
Важно: проводите занятия регулярно! Это сама основа техники быстрого чтения. Лучше делать небольшие упражнения с небольшим количеством материала, но часто и регулярно. Это даст положительный результат намного раньше, чем длинные тексты, которые анализируются 2 часа в день.
- Если ребенку сложно выполнить весь список упражнений (а он поначалу подействует), то разбейте его на несколько частей. Или сделайте небольшой перерыв.
- Вам не нужно каждый раз менять текст или положение чисел. Вы можете использовать их еще 2-3 раза.
- Также есть щадящий режим, когда ребенок отдыхает даже во время урока, а визуализация переплетается с чтением. Ребенок читает предложение, затем ему показывают картинку (слайд). После этого небольшой перерыв. Несмотря на небольшой вес, это эффективный метод обучения вашего ребенка быстрому чтению. В частности, такую тактику хорошо использовать детям 5-6 лет.
Дошкольникам требуется игровая форма уроков
Базовые навыки для обучения чтению
Ребенка нужно учить читать методами, направленными на общее развитие.
Ребенок готов учиться, когда:
Укрепите покрытый материал изображениемДети младшего возраста
- Для них текст из 100 слов будет крайне скучным. Чтобы ее прочитать, ребенку понадобится около часа, и мозг устанет от переизбытка информации. Возьмите небольшие отрезки, состоящие из 1-2 предложений. Увеличивайте их количество, когда малыш будет к этому готов.
Важно: проводите занятия регулярно! Это сама основа техники быстрого чтения. Лучше делать небольшие упражнения с небольшим количеством материала, но часто и регулярно. Это даст положительный результат намного раньше, чем длинные тексты, которые анализируются 2 часа в день.
- Если ребенку сложно выполнить весь список упражнений (а он поначалу подействует), то разбейте его на несколько частей. Или сделайте небольшой перерыв.
- Вам не нужно каждый раз менять текст или положение чисел. Вы можете использовать их еще 2-3 раза.
- Также есть щадящий режим, когда ребенок отдыхает даже во время урока, а визуализация переплетается с чтением. Ребенок читает предложение, затем ему показывают картинку (слайд). После этого небольшой перерыв. Несмотря на небольшой вес, это эффективный метод обучения вашего ребенка быстрому чтению. В частности, такую тактику хорошо использовать детям 5-6 лет.
Дошкольникам требуется игровая форма уроковБазовые навыки для обучения чтению
Ребенка нужно учить читать методами, направленными на общее развитие.
Ребенок готов учиться, когда:
речь хорошо развита, произносимые предложения состоят из нескольких слов;- нет ярко выраженных дефектов произношения (но помните, что большинство детей не произносят звук «П» до 6 лет);
- хорошо ориентирован в пространстве, включает вверх / вниз, вправо / влево;
- развитый фонематический слух — может различить отдельный звук в одном слове, найти общий звук в разных словах
От простого к сложному
Тренировка скорочтения основана на умении воспринимать слова целиком, не разделяя их на слоги. Вначале используйте короткие слова из двух или трех звуков. Например, «дом», «кот». В дальнейшем ребенок их читать не будет, узнает по буквам. Он увидит это слово в тексте и сразу произнесет его. В этом суть техники быстрого чтения.
Подготовка к уроку: напишите на листе бумаги простейшие слова по одному. Покажи их по очереди. Постепенно увеличивайте темп изменения слов во время упражнения. После прочного усвоения материала замените трехбуквенные лексемы на слова из четырех-пяти-семи букв.
Слова («дом», «лес») заменяются сложными («дерево», «машина»), затем фразы и предложения. Сделайте словарные фразы знакомыми для учащихся. Например, он может читать отдельно «кто» и «дом». Предложите фразу: «Кто в доме», а затем добавьте к этому «жизни». Вы получите предложение.
Вы можете начинать читать небольшие тексты, когда ученик освоит быстрое чтение предложений и фраз. Скорость закрепления навыков у всех детей разная. Не торопитесь, если ученик колеблется. Иногда необходимо вернуться к уже пройденному простому материалу. Это повысит интерес к занятиям, снизит эмоциональное напряжение и настроит вас на успех.
И только в этом случае методика быстрого чтения даст результат.
Важно! Используйте яркую литературу с картинками и интересный сюжет, как в ваших первых книгах. Скучное резюме никуда не годится.
Обзор существующих методов
Дети все разные, кого-то могут посадить за азбуку уже в 3 года, а кто-то неугомонный даже в 7 лет с радостью поменяет книжку на футбольный мяч. Тем не менее, мы знакомим родителей с лучшими из существующих методов обучения чтению. И обязательно учтите все за и против.
Фонетический
Другое название — звуковое или «по слогам». Техника старая и довольно противоречивая, по ней учили наших бабушек и мам. С одной стороны, прогресс не стоит на месте даже в плане программ развития, а с другой стороны, многие поколения обучены ему, в результате они научились читать и овладели письмом.Суть метода:
- научить буквы их фонетическому произношению (звукам);
- следующий этап — запоминание (чтение) отдельных слогов;
- непрерывное и продолжительное чтение слогов в слове;
- беглое чтение слов в предложении.
Все отрывки постепенно переходят, буквы, слоги и слова произносятся только вслух.
Положительные моменты
- Эта программа используется в начальной школе — ребенок все поймет, его не нужно будет перестраивать.
- Поскольку родители научились так читать, методика им хорошо известна — гораздо легче научить другого человека тому, что вы знаете сами.
- Практически все уроки основаны на произношении и дублировании звуков и слов, это способствует формированию у ребенка фонематического слуха, а значит, в будущем он будет не только читать, но и правильно писать и говорить.
- В методе используются специальные рекомендации логопедов.
- Для уроков не нужно будет назначать время, место, составлять специальный график «уроков» и строго требовать выполнения расписания. Тренироваться можно весело и бесплатно: в магазине, в поликлинике, в поезде, на даче и даже в серьезном походе в музей.
Отрицательные моменты
- Метод предполагает обучение ребенка 5-6 лет или непосредственно перед школой. Он не подходит для энтузиастов раннего развития.
- Весь дидактический принцип основан на слуховом восприятии звуков, дети 3-4 лет (даже самых необычных) не имеют достаточного уровня развития. Поэтому, если ребенок не достиг 5-летнего возраста, учить по этой программе бесполезно.
Кубики Зайцева
Методика освоения чтения на кубиках, на которых изображены не традиционные буквы, а слоги и слова. Идеально подходит для занятий с маленькими детьми. Но в свое время его проверяли и на взрослых на знание иностранных языков.
Суть метода:
- обучение не по слогам, а по складам;
- все кубики разные по размеру, материалам изготовления, цвету и так далее, в зависимости от написанных на них складов: твердые / мягкие, звонкие / глухие знаки, твердые и мягкие знаки, знаки препинания;
- ребенок учится правильно запоминать слова, фразы и предложения.
Плюсы программы
- Ребенок быстро и легко, в игровой форме, без ошибок и сомнений учится бегло читать целые предложения.
- На кубиках нет складов, слов, неправильных выражений — в будущем вам не придется запоминать многие правила грамматики, школьник просто не будет знать, как написать слово с ошибкой.
- Начать обучение можно с 1 года.
- Если ребенок изначально не смог освоить другую систему образования или программу начальной школы, кубики Зайцева станут «первой помощью». А 7-летний ребенок научится бегло читать во время каникул.
- Методика поможет не только освоить чтение, но и развить память, моторику, слух и ритм.
Минусы программы
- Главный недостаток — проглатывание окончаний, избавиться от них довольно сложно даже к окончанию начальной школы.
- Непонимание разбора слова по слогам — сложно понять принцип перевода, провести фонематический и морфемный анализ.
- Есть кубики, в которых слоги отмечены так, как они произносятся, а не так, как они появляются при чтении, со временем возникает путаница.
- Весь набор кубиков и сопутствующих материалов стоит довольно дорого, и ребенок от 1 до 4 лет не станет бережно относиться к «разноцветным игрушкам». Возможно, вам придется приобрести несколько комплектов или изготовить их самостоятельно.
Азбука Жуковой
Методика доступна детям от 3 лет, до 4-5 уроков дети начинают читать по слогам, но умение хорошо говорить, пусть и маленькими предложениями, становится важным моментом.
Алфавит (магнитный алфавит) предназначен для помощи родителям в обучении. Действительно, авторов два: Надежда Жукова «Магнитный алфавит», «Букварь», Олеся Жукова «Азбука для детей».Суть методики
- запоминание осуществляется в таком порядке: гласные, гласные слоги, слова из 3 букв или 2 слогов, простые слова, словосочетания, предложения;
- осознанная тренировка, основанная на понимании, чтении.
Положительное
- Яркие и четкие изображения.
- В основе как алфавита, так и букваря лежит традиционная фонетическая подготовка.
- Принт крупный, акценты указаны.
- Ребенок не только учится читать, но и во время путешествия запоминает неизвестные имена, предметы, глаголы.
Отрицательное
- Образы для букв подобраны по системе, не соответствующей мысли 3-5-летнего ребенка.
- В первой «азбуке» есть бесполезные слова для ребенка, не знающего буквы, и только во второй части буквы и слоги.
Еще существует множество различных методик и программ, которые помогут справиться с проблемой чтения в любом возрасте. Например, для детей до 2-х лет отлично подойдет методика Глена Домана или Елены Бахтиной,
Самая трудоемкая программа с использованием многочисленных инструкций и разделением помещения на зоны: Монтессори. Для творческих детей — техника Ольги Соболевой и так далее
Программа для детей старше 8 лет
- Ищите слова в тексте. В отведенное время студенты должны найти слова, начинающиеся с определенной буквы. Более сложный вариант при обучении технике быстрого чтения — поиск определенной строки в тексте. Это упражнение помогает улучшить визуальный вертикальный поиск. Учитель начинает читать строчку, а дети должны найти ее в тексте и прочитать продолжение.
- Введите недостающие буквы. В предложенном тексте отсутствуют некоторые буквы. Как много? Это зависит от уровня подготовки детей. Вместо букв можно использовать точки или пробелы. Это упражнение помогает ускорить чтение, а также помогает объединять буквы в слова. Ребенок соотносит начальные и конечные буквы, анализирует их и составляет слово целиком. Дети учатся читать текст немного раньше, чтобы правильно находить нужное слово, и этот навык обычно формируется у детей, которые хорошо читают. Более простой вариант упражнения для детей старше 8 лет — текст с пропущенными окончаниями. Например: Вече .. приехали . в город…. Двигаемся . по дорожкам . между гаражами . и замечаем . маленькая . кошечка . и тд
- Игра «Прятки». Учитель начинает случайным образом читать строку текста. Студенты должны быстро сориентироваться, найти это место и продолжить чтение вместе.
- Упражнение «Слово с ошибкой». При чтении учитель ошибается в речи. Детям всегда интересно исправлять неточности, потому что это повышает их авторитет, а также уверенность в себе.
- Самостоятельное измерение скорости чтения. В среднем дети должны читать около 120 слов в минуту и более. Добиться этого будет проще и интереснее, если они начнут самостоятельно измерять скорость чтения раз в неделю. Ребенок сам считает количество прочитанных слов и выкладывает результат на табличку. Это задание актуально в 3-4 классе и позволяет улучшить технику чтения. Вы можете найти больше примеров упражнений на скорочтение и видео в Интернете.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как быстро научить ребенка считать в уме двузначные числа?
Как научить ребёнка читать по слогам
Учить ребенка читать по слогам нужно поэтапно. Сначала объясните ему, что звуки бывают гласные и согласные, глухие и звонкие. Скажите их своему ребенку — они должны понимать, чем они отличаются. Буквы и звуки узнаются при ходьбе: обратите внимание ребенка на буквы знаков и надписей, и он скоро научится их узнавать.
Когда ребенок выучит буквы и звуки, начните учить его читать простые слова: «мама», «папа». Затем переходите к более сложным: «бабушка», «собака», «квартира». Покажите ребенку, что слоги можно петь.
Словая таблица для обучения чтению
Затем переходите к составлению слов. Вы можете вырезать карточки со слогами и предложить ребенку составлять из них слова. Когда ему удобно, он переходит к чтению небольших текстов. Лучше всего начать с двух или трех предложений и вскоре перейти к текстам, состоящим из пяти-десяти предложений.
Чтобы записаться в начальную школу Foxford Online, ваш ребенок должен обладать хотя бы минимальными навыками чтения, счета и письма. Чтобы проверить готовность вашего ребенка к школе, мы предлагаем пройти небольшой тест, не требующий специальной подготовки.
Источник: freepik.com
Освоение принципа чтения по слогам
Обычно дети произносят каждый звук отдельно, и это понятно: нужно время, чтобы запомнить, как называется следующая буква. Работа родителей — помочь ребенку преодолеть эту естественную трудность.
Вы должны начинать упражнения со слов, состоящих только из гласных. Например, AU, IA и UA. Для этих простых слов вам нужно нарисовать / выбрать иллюстрации, например, девочку, потерянную в лесу («OU!»), Младенца, лежащего в кроватке («OA!»), И симпатичного ослика, жующего траву («Hey ! »). Попросите ребенка не читать надпись, а просто спеть. Можно петь медленно, «тянуть» слог, но не останавливаться: AAAUUU, IIIAAA, UUUAAA.
Примечание. Обязательно научите ребенка распознавать восклицательные и вопросительные предложения. Отметьте своим голосом момент восклицания, ребенок должен различить «А?» и «Ах!»
Не бойтесь вернуться к тому, что вы узнали, продолжайте учить ребенка читать самые простые слоги. Когда первый звук слога — согласный, ребенку труднее читать. Но, тем не менее, вы также должны научиться ее читать, без нее в школе нет возможности. Пусть ребенок «кидает» NNN, а затем ставит A, O или U. Мальчик дает девочке конфету — NNNA («ВКЛ!»). Ребенок качается на коне — НННО («НО!»). Девушка взяла маму за руку — МММА («НО!»). Учтите, что ребенок может тянуть первый звук достаточно долго, чтобы запомнить следующий.
Важно Не торопите ребенка, если он думает, что читает сложный для него слог — когда он услышит принцип изгиба слогов, процесс усвоения навыка пойдет намного быстрее.
Если ребенок не смог прочесть слово, родитель должен прочитать его сам, а затем попытаться прочитать его снова вместе с ребенком. Затем переходите к следующему слогу. Независимо от вашего успеха, поощряйте и хвалите своего маленького ученика.
Большинство букваров для детей 6-7 лет предлагают изучение по слоговым таблицам. Они представляют собой список различных слогов, не имеющих смыслового значения, но основанных на отображаемом запоминании. Пример: на букве «Н» звучит «НА-НО-НУ-НЙ-НИ», на «М» — «МА-МО-МУ-МОЙ-МИ», на «Т» — «ТА-ТО-ТО». — ТУ-ТЫ -ТИ »и так далее. Конечно, такие столы имеют право на жизнь, но детям они совсем не интересны. Необязательно заставлять ребенка читать различные «ВУ» и «ВА», вполне можно справиться с таким устаревшим методическим материалом.
Совет: ребенок не должен уставать от чтения. В первый месяц слоги читать не чаще 3-4 раз в неделю. Пусть уроки проходят не подряд, а через день. Со второго-третьего месяца вы можете учить ребенка читать каждый день.
Возвратные движения глаз
Чтобы отучиться, постоянно возвращаясь к одним и тем же словам, ребенку нужно двигать пальцем по строке во время чтения, и чем быстрее он это сделает, тем быстрее он будет читать, понимая текст.
Ваш план действий
Худшее, что могут сделать родители, — это перепрыгнуть с одной системы на другую или организовать трудный режим обучения ребенка, например, школьные уроки.
Выберите технику. Это должно быть понятно, в первую очередь, воспитателю (мама, папа, бабушка, соседка, няня и так далее).
Если ребенок не может этого сделать, действуйте по следующему плану:- Определяет границы задачи (не читает окончания, не понимает разницы между буквами и звуками, не может добавлять звуки к слогам и т.д.).
- Сосредоточить внимание (а главное терпение!) На решении проблемы.
- Определите время на занятие 15-20 минут в зависимости от возраста. В этом больше нет необходимости. Подумайте, 15 минут в день — это больше, чем полтора часа в неделю и 87 часов в месяц, а сколько через полгода? Поверьте, в такой период можно не только научить слова складывать, но и прочитать с ребенком несколько томов детских сказок.
- Хвала, хвала, хвала… и так до бесконечности. Если что-то не работает: «Ну вот, немного помедлил, но потом все получилось. Очень хороший!»
- Мотивация — огромная движущая сила. Даже взрослый (и, казалось бы, разумный) человек ничего хорошего не сделает без должной мотивации. Покажите, как пишется ваше имя (пусть они читают его на футболке, кружке, кубиках, рюкзаке), название улицы, магазин игрушек и т.д.
- Не форсируйте события!
Не волнуйтесь и не гонитесь за успехами других детей.
К 15 или 16 годам ваш ребенок все еще сможет довольно свободно читать. Может, лучше провести свое «золотое детство» за изучением музыки, рисованием, увлечением футболом и карате?
Что, если ваш ребенок — музыкальный гений или будущий олимпийский чемпион, и вы тратите его время на навыки, которые ему совершенно бесполезны в этом возрасте?
Упражнения
Наиболее эффективными считаются упражнения, устраняющие причину низкой скорости чтения и тренирующие скорость зрительного восприятия информации. Давайте посмотрим на некоторые из них.
На расширение поля зрения
Упражнения на развитие поля зрения занимают главное место в системе уроков динамического чтения. Дети 7-8 лет читают слоги или маленькие слова. Широкий угол обзора и поле зрения позволяют снимать предложения, предложения и даже небольшие абзацы. Другими словами, ребенок сразу же читает и видит текст дальше, неосознанно воспринимая его. Не все взрослые могут похвастаться таким умением, а дети после 1-2 месяцев тренировок легко справляются с этим. Используйте следующие методы работы.
Таблицы Шульте
Это квадраты чисел. Каждая ячейка содержит номер. Для младших школьников используется диапазон от 1 до 20. Цель упражнения — глазами найти все числа по порядку. Сначала долго, потом 10-20 секунд. Вам нужно измерять скорость выполнения задания на каждом уроке, отмечая свой прогресс.
Стол Горбова-Шульте красно-черный
Словесные пирамиды
Аналог клиновидных столов. Слова расположены на разном расстоянии друг от друга. Вы должны начинать читать с верхнего уровня, постепенно опускаясь вниз, удерживая в фокусе обе стороны пирамиды. Это довольно сложная задача. Проводить обучение нужно индивидуально, у каждого ученика должна быть карточка со столом на столе, чтобы ничего не отвлекало.
Как вариант предлагаются таблицы с целыми словами по сторонам пирамиды или слоги, соединяя которые ребенок получает смысловую лексему.
На борьбу с регрессией глаз
невозможно не дать взору вернуться к уже прочитанному тексту воли к власти. Этот навык требует тренировки.
- Отрежьте половину ряда
Вы должны действовать следующим образом:
- Ребенок читает предложения, например первую строку абзаца.
- Положите лист бумаги широкой закладкой на прочитанный фрагмент.
- Продолжайте читать, перемещая закладку на странице.
- Глаза не могут вернуться к верхнему тексту: он скрыт. Только плавность движения вперед создается автоматически.
- Указатель
Вы можете использовать ручку, свой палец. Преподаватель или сам ученик указывает движение чтения. Глаза автоматически следуют за пером, но сначала ученику придется очень постараться, чтобы не оглядываться.
На подавление артикуляции
Говорение слов даже губами беззвучно мешает увеличению скорости чтения. Сустав придется удалить. Только глаза должны прокручивать текст. Следующие ниже упражнения подходят для отработки навыка.
- Читаем с музыкой
Включите музыку без слов, а затем в сопровождении песни. Шум мешает говорить. Важно регулярно проверять свое понимание прочитанного. Задайте вопросы по тексту, попросите повторить абзацы, абзац из учебника.
- Бормотание
Или шершень. Студенты должны напевать или бормотать, петь мелодию во время чтения. Это упражнение довольно сложное. Но при этом развиваются оба полушария головного мозга, так как ребенок одновременно выполняет несколько действий.
- Карандаш
Если губы беззвучно произносят слова прочитанного текста, на аппарате необходимо зафиксировать их в одном положении, запретить движение. Ребенок сжимает карандаш во рту или закрывает губы ладонью.
- Барабанная дробь
Ритм может быть установлен преподавателем или самим учеником. Барабан без ритма или в определенном темпе, играя знакомую мелодию.
Важно! Этот тренировочный блок непросто выполнить младшим школьникам. Упражнения мешают восприятию информации, поэтому нужно регулярно проверять смысловое восприятие прочитанного.
Упражнения на внимание
Регулировка уровня внимания необходима для улучшения способности быстро воспринимать текст, видеть знакомые слова, взглянуть на них. Выполните следующий комплекс упражнений:
- Придумывая слова
Напишите длинное слово на листе бумаги. Например, предпринимательство. Используется для создания лексем из одного или двух слогов: мир, лес, стол и другие.
- Найти различия
Запишите пары слов: пар-бар, вол-кол, тропинка-укроп. Ребенок объясняет, чем они похожи, чем отличаются.
- Загадки
Вопросы с подвохом тренируют внимание. Например, сколько яблок вырастет на березе, если их в саду 8 штук и на каждой выросло по 10 плодов за последний период.
Вы можете самостоятельно придумывать сложные головоломки вместе с ребенком.
- Работа обоих полушарий
Попробуйте читать одновременно левым и правым глазом. Этот прием используется как разминка в начале урока, как домашнее задание.
- Путаница
Выучите с ребенком несколько стихов. Печатайте строки, хранящиеся на ПК, но обменивайтесь словами, печатайте. Задача ученика — правильно их расположить.
- Сообщаем главное
Прочтите небольшой тест. Отметьте карандашом свои основные мысли, главные тезисы.
- Назовите цвета
Увлекательное задание. Используйте такое поле:
Называть нужно не слова, а цвет и оттенок, в котором они напечатаны.
Упражнения на развитие памяти
Для тренировки памяти подходят следующие задания:
- Визуальный диктант
Возьмите небольшой текст, 5-8 предложений. Читает школьник. Затем закройте все предложения, кроме первого. Пусть это запомнит ребенок. Подождите 10 секунд. Удалите текст. Студент должен написать предложение наизусть. Так обработайте весь текст.
- Ремонтные слова
Элементарное восстановление пробелов в словах. Во-первых, в некоторых словах будет пропущена буква, поэтому вы можете передать текст без слогов, даже слов.
- Восстановление цепи
Учитель, родитель прочитали кучу слов. Они могут быть связаны друг с другом семантически или лексически. Например, автошкола для водителей автобусов, гаражи, бензиновый ремонт. Количество слов зависит от навыков юного ученика и его возраста.
Ребенок повторяет слова после прослушивания. Важно соблюдать порядок в цепочке. Постепенно увеличивайте количество слов, доведите сложность до 20 единиц, желательно несвязанных по смыслу.
- Разработайте стратегию быстрого чтения
Есть несколько вариантов. Выберите ту, которая подходит и понимает вас, ребенка. Методы можно использовать изолированно и комплексно, чередуя упражнения на уроке или на уроке:
- Метод принудительного ускорения
Приходится работать парами. Самые успешные ученики могут помочь опоздавшим ученикам. Основной читатель быстро произносит текст, перемещает палец или указатель по странице. Наблюдатель наблюдает, подстраивается под ритм. На следующем уроке чтение проходит в беззвучном режиме. Вам просто нужно следить за движениями указателя или пальца. В этом случае скорость должна быть на хорошем уровне.
- Способ крепления
Ребенок читает текст по частям под метроном. Вам нужно обвести начало, середину и конец строки. Поэтому разные предложения делятся на три равные части. Под каждый удар метронома ученик с первого взгляда улавливает отдельную часть, ее невозможно прочитать вслух. Занимайтесь методикой каждый день в течение 3-4 недель.
- Текущий метод
Метод аналогичен диагональному чтению. Карандашом обведите первые слова каждого предложения, включите метроном. В первых штрихах ученик читает намеченные слова, во вторых — остальные. Скорость прокрутки постепенно увеличивается.
Важно! Вначале понимания не требуется. Важно тренировать способность воспринимать текст фрагментарно. Осведомленность о чтении придет позже.
Дополнительные советы от «бывалых» родителей
Даже гений должен уметь читать и писать. Так что учить ребенка грамоте все равно придется, и желательно сделать это до школы. Так ребенок не будет чувствовать себя одиноким «я не знаю» на фоне беглого и выразительного чтения других детей. Поэтому не помешают дальнейшие советы тех счастливых родителей, которые уже прошли этот путь:- Вам не нужно учить алфавит в алфавитном порядке.
- Они только начинаются со знакомых слов.
- Лучшее подспорье — красочные иллюстрации. Это могут быть уже готовые изображения, или те, что рисует мама, или те, что рисует ребенок.
- Большая часть обучения с использованием любой методики проходит в игровой форме!
- Кроме того, он развивает внимание, память, наблюдательность.
- Привлечь в качестве дидактического материала не только книги и кубики, но и мультфильмы, сказки, детские стишки, развивая восприятие речи на слух.
- Вы должны делать это каждый день.
- Не перегружайте ребенка, обязательно проверяйте объем информации, полученной во время урока.
- Не ждите быстрого чтения, все внимание следует уделять внимательному чтению. Иначе получится ситуация, когда ребенок, дочитав предложение до конца, забудет то, о чем шла речь в начале. Тогда смысл текста теряется, ребенок не сможет пересказать прочитанное.
Видео рекомендации как научить ребенка читать в домашних условиях
Как научить ребенка читать – порядок действий
Попробуем разобраться в основных принципах обучения детей чтению, от звуков до слов. Эта информация будет особенно полезна тем родителям, которые отдают предпочтение классическому способу, который стабильно показывает хорошие результаты на протяжении многих-многих лет.
Каких правил должны соблюдать родители?
- Не изучайте алфавит по порядку. Начните с гласных, которые легко произносить, и напевайте. Затем переходите к согласным.
- Создавайте звуки. Самый главный нюанс, о котором забывают многие родители. Вы должны произносить звук, а не букву. Например: M, а не EM, V, а не VE.
- Научите ребенка соединять гласные. Все просто: AU, OU, UA. Подобную комбинацию может спеть и ребенок.
- Выучите слоги, в которых сочетаются гласные и согласные: PA, MA, BA, YES.
- Он всегда начинается со слога МА, так как сочетание этих звуков знакомо детям с раннего возраста. «Мама» — первое и самое простое слово для обозначения восприятия.
- Нарисуйте звуки. Сначала прокрутите звук M: Mmmm, затем A: Aaaaaa. Потом подключаемся: МмммАааа.
- Учите обратные слоги. Прямые линии — это когда сначала идет согласная буква, а затем гласная (PA, MA, MU). Перевернутая карта: сначала гласная, а затем согласная (AP, AM, UM).
- Чередование слогов, начиная с звонкой и глухой буквы. Например: GA-KA, PA-BA, ZA-SA.
- Научитесь читать слова последовательно. Сначала это будут односложные слова: КОШКА, ДУБ, ДОМ, МЕЧТА. Затем два слога: МАМА, ПАПА, КАДР, МЫЛО. Затем трехсложные и так далее: КОРОВА, МОЛОКО.
- Научитесь читать самые простые тексты. Обычно это детские сказки, сюжет которых повторяется раз за разом. Подойдут «Цыпленок Ряба», «Рапа», «Колобок».
В любом случае следует изначально ознакомиться с рекомендациями автора методики, который подробно расскажет, как научить ребенка читать. Как только вы поймете принцип, вы сможете без проблем организовывать уроки.
Что считать быстрым чтением: стандарты и рекорды
Для первоклассника к концу учебного года нормой считается скорость чтения от 25 до 40 слов в минуту.
К концу 4 класса ребенок должен читать от 90 до 120 сл / мин и более.
В средних и старших классах школы техника чтения не проверяется, но считается, что подросток и взрослый читают в среднем около 180 сл / мин.
Высоким показателем можно назвать результат 400 сл / мин. Обучение скорости чтения помогает улучшить средние результаты в 2-3 раза и более.
Источники- https://familystr.com/deti/deti-do-7-let/nauchit-rebenka-bystro-chitat-v-domashnih-usloviyah/
- https://ChildAge.ru/obuchenie-i-obrazovanie/nachalnaya-shkola/kak-nauchit-rebenka-chitat-bystro-i-pravilno-v-domashnih-usloviyah.html
- https://heaclub.ru/samostoyatelnoe-obuchenie-skorochteniyu-trenirovka-razvitie-bystrogo-chteniya-detej-i-shkolnikov-7-8-9-10-let-v-domashnih-usloviyah-uprazhneniya-dlya-skorosti-chteniya
- https://razvitie-vospitanie.ru/intellect/skorochtenie_dlya_detej_uprazhneniya.html
- https://VseProRebenka.ru/razvitie/intellektualnoe/kak-nauchit-rebenka-bystro-chitat.html
- https://externat.foxford.ru/polezno-znat/kak-nauchit-rebyonka-chitat
- https://rebenokmama.ru/kak-nauchit-rebenka-chitat/
- https://fishki.net/3403971-kak-nauchity-rebenka-bystro-chitaty.html
- https://orechi.ru/razvitie-rechi/skorochtenie-dlya-detej-uprazhneniya
- https://ginger-slim.ru/deti/10-pravil-kotorye-pomogut-nauchit-rebenka-chitat-bystro-i-pravilno-v-domashnih-usloviyah/
- https://skysmart.ru/articles/study/kak-razvit-skorochtenie
[свернуть]