Причины тяжелого привыкания к детскому саду
Причин сложной адаптации детей младшей группы детского сада несколько:
- ребенок не развил культурные и гигиенические навыки, не может играть в одиночку;
- режим убежища в корне отличается от обычного дома;
- ребенок очень болеет, часто пропускает детский сад, что только затрудняет адаптацию;
- ребенку не уделяют столько внимания, как дома, потому что он там не единственный, а один из многих;
- сильная привязанность к матери или другому члену семьи;
- до 2–3 лет ребенок не общался со сверстниками.
Известны и индивидуальные причины сложной адаптации детей к детскому саду. Иногда в 1 день ребенок спокойно входит в группу и разлука с родителями проходит без истерик, потом начинает плакать. Но чаще ребенок постепенно привыкает к незнакомой среде, и его поведение приходит в норму через 2-4 недели.
Кому же адаптация даётся легче?
Детям, чьи родители позаботились заранее о том, чтобы подготовить ребёнка к посещению сада.
- То есть через несколько месяцев они стали рассказывать ребенку о чудесной сказочной стране, в которой они скоро окажутся, играли с игрушками «в детском саду», гуляли по ее территории или поблизости, объясняя, что скоро он посетит эту место. Хорошо, если была возможность заранее познакомить ребенка с учителем, показать группе. Это дает возможность сделать процесс адаптации менее болезненным. Особенно, если ребенку удалось не только на пару минут увидеться с учителем, но и лучше пообщаться.
Детям, не имеющих хронических заболеваний, физически здоровым и не часто болеющих простудными заболеваниями.
- Период адаптации требует больших физических сил, чтобы привыкнуть к новому, и жаль, если эти силы тратятся на борьбу с болезнями.
Детям, которые в некоторых вопросах достигли самостоятельности.
- Примерно за месяц до поступления в детский сад родителям необходимо адаптировать режим ребенка к тому, что будет в стенах детского сада: в 7-30 часов пробуждение и утренние процедуры (мытье, чистка зубов, перевязка); в 8-30 уже надо приходить в сад; в 8-40 завтрак; в 10-30 утренней прогулке; 12-00 возвращение в группе с прогулки; обед 12-15; с 13:00 до 15:00 тихое время; в 15-30 полдник. Ложиться спать желательно не позднее 20-30.
Детям, чей рацион питания схож с садовским.
- Еда и питье — залог сбалансированного состояния, ведь увидев на своей тарелке более или менее знакомые продукты, ребенок начинает быстрее есть в саду. Основой садового рациона считаются такие блюда, как каши, запеканки, тушеные овощи, различные супы, всевозможные котлеты, сырные пироги, омлет.
Если ни одно из условий не будет выполнено, у детей поначалу будут трудности. Особенно сложно будет детям, чьи родители никак не подготовили их к походу в сад, поэтому эта новость стала неожиданностью.
Бывает, конечно, что посещение детского сада начинается неожиданно для ребенка, из-за непредвиденных обстоятельств, например, болезни родственника, который ранее ухаживал за ребенком дома. Это может быть сложно для тех детей, чьи матери или другие близкие родственники работают в саду.
Как помочь ребенку адаптироваться к детскому саду?
- Будет хорошо, если ребенок сможет выбрать обновки для детского сада, он получит небольшой подарок, если в детский сад разрешат принести игрушку. Ребенку будет интересно показать сверстнику обновки. Пусть праздник первый день в саду.
- Поговорите с педагогом и расскажите об особенностях характера ребенка, ничего не скрывая. Зная все возможные трудности, учителю будет легче помочь в адаптации.
- В первый день постарайтесь не уходить далеко, скажите малышу, что вы будете рядом и скоро придете за ним. Важно сдержать свои обещания и не обмануть. Если вы скажете, что вам придется ненадолго задержаться в саду, а на самом деле впереди много времени, ребенок потеряет уверенность и испугается.
- маленьким детям сложно ориентироваться во времени, поэтому лучше всего описывать время вашего прибытия как события: «ты будешь играть, ты будешь спать, ты будешь петь, и тогда я пойду сразу за тобой».
- Вы можете заранее узнать о распорядке дня в саду и скорректировать под него свой распорядок дня. Так малышу будет легче привыкнуть к распорядку дня. Не рекомендуется оставлять малыша на целый день, прежде чем он начнет хорошо выспаться в саду. Усталость не позволит нести нагрузку.
- лучше всего постепенно увеличивать время, проводимое в саду, по полчаса в день.
- Учите ребенка быть независимым. Чем раньше он начнет самостоятельно одеваться, раздеваться и ходить в ванную, тем легче ему будет привыкнуть к детскому образу жизни.
- В период адаптации не стоит нагружать ребенка дополнительными кружками и секциями. После работы в саду проведите время вместе, прогуляйтесь или поиграйте в тишине. Важно не перегружать нервную систему малыша.
Способы, позволяющие уменьшить стресс ребенка
Во-первых, нужно понять, что именно мешает вашему ребенку приспособиться к детскому саду. Если проблема лежит на поверхности, ее довольно легко найти и исправить. Но бывает, что родители сталкиваются с целым комплексом скрытых трудностей, которые они не могут решить самостоятельно. В этом случае лучше всего обратиться за помощью к профессиональному психологу.
необходимо знать, какие эмоции могут возникнуть у ребенка в период адаптации, чтобы нейтрализовать негатив и закрепить позитив. Как правило, среди отрицательных наиболее ярко выражены страх, гнев и обида. Положительные: радость познания нового, удовольствие от общения, удовлетворение чувством независимости.
На первых порах лучше, если ребенок будет в детском саду не более трех часов в день, постепенно пребывание в группе увеличивается. Обязательно сообщите своему ребенку, когда вернетесь, чтобы он не чувствовал себя брошенным и одиноким. Перед возвращением спланируйте что-нибудь вместе. Смех — лучшее средство от стресса. Перед отъездом пошутите, чтобы разрыв, пусть даже всего на несколько часов, произошел на позитивной волне. Не позволяйте себе «слышать»: смех заразителен, а плач заразен вдвойне.
Позвольте вашему ребенку приносить с собой его любимые игрушки — так он будет чувствовать связь с домом. Иногда помогает небольшая хитрость: не позволяйте одному из родителей выносить малыша в сад, а пускайте кого-нибудь из других членов семьи. Так что сам момент выхода из группы будет не таким острым.
Убедитесь, что вы пережили это новое время вместе для себя. Спросите о его дне, о том, что интересного происходило в группе, что он узнал нового, во что играл, с кем встречался. Похвалите успехи и помогите советом, если у ребенка возникнут трудности. Не могли бы вы рассказать нам о своем дне в его отсутствие? Ребенок будет чувствовать поддержку и будет знать, что он не предоставлен самому себе и что его не бросили. Не забудьте отметить, что теперь он взрослый и независимый, он каждый день ходит в сад, как мама с папой ходят на работу.
Перед сном можно еще раз поговорить с ребенком о завтрашнем походе в садик, учесть положительные моменты. Ребенок должен заснуть немного раньше обычного: ведь даже взрослый, если он не чувствует себя достаточно сонным, более подвержен негативным эмоциям и стрессам.
Причины неуправляемого поведения: 9 основных
Бывают случаи, когда ребенок в период адаптации к саду ведет себя так, что у родителей могут возникнуть сомнения в возможности адаптации к саду в целом. Их очень пугает необычное поведение своего ребенка, непривычное для него раньше. Следует отметить, что необычное поведение, которое сейчас вынуждены видеть родители, характерно для всех детей, которые приспосабливаются к саду. В такие моменты каждой маме может показаться, что эта проблема возникла только с ее ребенком, а у всех остальных детей проблем нет. Это совсем не так.
Вот некоторые, наиболее часто встречаемые изменения в поведении детей во время адаптации.
1. Эмоции
Первые дни в саду характеризуются особым негативным настроением, дети испытывают отрицательные эмоции: кто-то плачет «по компании», кто-то время от времени хнычет, а кто-то находится в состоянии частого приступообразного плача. Особого внимания требуют дети, которые испытывают чувство страха (страх перед учителем, сверстниками, что мать его бросила и не вернется), гнев (ребенок сходит с ума, сопротивляется, если хочет раздеть его, это может поразить взрослого), вялость и состояние депрессии, когда ребенок вообще не проявляет эмоций. Нужно быть готовым к тому, что в первые дни малыш может не испытывать положительных эмоций или испытывать их очень мало. Ему грустно, что нужно так много времени, чтобы быть разлученным с его матерью и его обычным окружением. Если на первый взгляд кажется, что ребенок доволен и счастлив находиться в саду, то это, скорее всего, реакция на световой раздражитель, например, наличие большого количества интересных новых игрушек.
Прямо сейчас вам нужно набраться терпения. Вскоре отрицательные эмоции обязательно сменится положительными, поэтому можно считать, что период адаптации закончился. Однако ребенок может плакать, когда его надолго разлучают с мамой. Но если после ухода он быстро отвлекся и успокоился, то можно считать, что адаптация прошла успешно.
2. Особенности контакта с воспитателем и другими детьми
Социальная активность в первые дни нахождения в саду значительно снижается. Даже у активных и общительных детей наблюдается изменение поведения, они становятся беспокойными и могут замыкаться в себе. Помните, что 2-3-летние дети не играют вместе и обычно не взаимодействуют в играх. В этом возрасте еще нет представления о ролевой игре с участием нескольких детей одновременно. Поэтому не расстраивайтесь, если ваш ребенок не играет со сверстниками. Об успешности адаптации можно судить по изменениям в поведении ребенка. Если ребенок охотно взаимодействует с учителем, общается с ним и выполняет просьбы, соблюдает принятый режим, то можно предположить, что адаптация проходит успешно.
3. Познавательная активность
Вначале из-за реакции на стресс может наблюдаться снижение познавательной активности. В такие моменты ребенок перестает интересоваться и игрушками. Некоторым детям для того, чтобы сориентироваться, нужно побыть наедине с собой, посидеть в сторонке. В дальнейшем ребенок постепенно начнет заниматься игровой деятельностью и осваивать окружающее пространство.
4. Приобретаемые навыки
Из-за влияния модифицированных внешних воздействий ребенок сначала на какое-то время может потерять имеющиеся навыки самообслуживания (умение пользоваться кастрюлей, столовыми приборами, носовым платком и т.д.). Адаптацию можно считать успешной, если дети не только запомнят забытые навыки, но и появятся совершенно новые достижения, которых не было до посещения сада, которым там учился ваш ребенок.
5. Особенности изменения речи
Сначала вы можете заметить, что словарный запас становится меньше, чем раньше, появляются упрощенные фразы или слова. Не волнуйтесь, когда адаптация будет завершена, все вернется в норму и даже речь станет лучше.
6. Двигательная активность
Темперамент ребенка зависит от того, как он будет вести себя в саду. Один будет бесконтрольно активным, другой «заторможенным». Активность в саду также повлияет на поведение в доме. Восстановление нормального поведения дома, а затем и в саду — хороший знак.
7. Особенности сна
Сон ребенка будет меняться в зависимости от того, оставлен ли он сразу вздремнуть или нет. Сначала он там плохо заснет, периодически просыпаясь с плачем или тревожно вскакивая на ноги. Переизбыток эмоций может изменить сон дома. Когда адаптация будет завершена, сон и дома, и в саду вернется в норму.
8. Особенности аппетита
В первые дни у малышей наблюдается снижение аппетита. Причина тому — необычная и необычная еда (это касается как вкуса, так и внешнего вида), а также стрессовая ситуация. Если у ребенка нормальный аппетит и он начинает есть хоть немного, а то и всю порцию, это хороший знак.
9. Здоровье
С началом посещения сада способность ребенка бороться с инфекциями значительно снижается, и он может заболеть в течение первого месяца посещения сада. Мамы, конечно, ждут быстрой нормализации поведения и очень расстраиваются, когда этого не происходит. В среднем процесс адаптации занимает от 3 до 4 недель, но может занять от 3 до 4 месяцев.
Заранее учите ребенка быть самостоятельным
Воспитатели говорят, что в детский сад часто водят детей, которые не умеют одеваться, есть, не ходят на горшок. Они привыкли, что их матери понимают их потребности, а другие тети в детском саду не поступают так, как их родители. Ребенок чувствует себя неуютно, переживает сильный стресс, поэтому в садик категорически отказывается.
Постарайтесь научить его базовым навыкам ухода за собой еще до того, как ребенок пойдет в детский сад. Ребенок должен уметь держать ложку и есть в одиночестве, переодеваться, ходить к горшку, мыть руки. Покупайте одежду без пуговиц и сложных застежек, чтобы ребенок мог самостоятельно снимать и надевать блузку, шорты, штаны, платье. Ребенку будет намного легче адаптироваться в садике, если родители заранее научат его несложным вещам. Не пытайтесь делать все для маленького члена семьи, потому что дети часто не умеют самостоятельно одеваться или есть только потому, что матери не дают возможности учиться. Например, ребенок садится обедать, пытается достать ложку и собирает суп. Но мама тут же хватается за ложку и сама начинает кормить малыша. Стол лучше снова убрать после того, как крошка вылила содержимое ложки, но она быстро научится есть без помощи взрослых.
Что представляет собой период адаптации
Период адаптации — это время, в течение которого организм привыкает к новым условиям. Детский сад для детей как раз такое место. И его первый визит ожидается в 2-3 года.
Пока один из родителей держит малыша за руку, он чувствует себя в безопасности и уверенно идет в незнакомое место. Но как только взрослый уходит, ребенок начинает паниковать. Чтобы привыкнуть к незнакомой обстановке, нужно время. У детей продолжительность периода адаптации может быть разной, что зависит от многих факторов.
На заметку! Процесс адаптации в корне меняет жизнь ребенка, поэтому часто сопровождается поведенческими нарушениями, капризностью, раздражительностью.
Не нужно подкупать подарками
Чтобы отношения между родителями и детьми не стали меркантильными («Ты — я — я для тебя»), откажитесь от идеи ежедневных наград. «Если ты не будешь плакать и ходить в садик, я куплю тебе куклу», «Если будешь вести себя хорошо в саду, получишь мороженое» — родители часто «мотивируют» своих детей ходить в садик, но ничего хорошего из этой идеи не выйдет. Если вы хотите порадовать своего ребенка, не стоит связывать себя покупкой новой игрушки или посещением развлекательного центра в детском саду. Родителям нужно помнить, что ребенку гораздо важнее проводить больше времени с мамой и папой, и их внимание не заменят никакие игрушки, даже самые дорогие.
Нюансы физической и психологической адаптации ребенка в детском саду — советы родителям
В первый год посещения детского сада дети могут сильно и часто болеть — этому способствует не только расширенный круг общения. Иммунная система может быть ослаблена стрессом и эмоциональным напряжением, поэтому родителям важно позаботиться о том, чтобы минимизировать степень беспокойства ребенка и настроить ее на позитивный лад.
Чаще других заболевают мальчики и девочки, которые подвергаются чрезмерной родительской или бабушкиной заботе. Если с первых дней жизни их забинтовать и на время не одеть, повышается риск простудных заболеваний. То же самое происходит, если ребенок одет не в соответствии с температурой группы. Это увеличивает период адаптации к саду.
pixabay.com /
С психологической точки зрения главный стресс для ребенка — разлука с матерью. Свое отношение к этому дети демонстрируют по-разному. Одни громко плачут, другие становятся апатичными и безынициативными. А третьи проявляют нервное возбуждение и даже агрессию.
Это связано с тем, что ребенок еще не может правильно оценить потребность и время, проведенное в детском саду. Ему может казаться, что его мать уйдет и бросит его навсегда, что вызывает такую бурную реакцию. Если ребенок проявляет агрессию, его объектом могут стать не только окружающие дети, но и сама мать. Ваш ребенок отомстит за свои переживания, когда вернется и заберет его домой.
К счастью, это не всегда так. Внимательное отношение матери решает эту проблему, и большинство детей, которые поначалу встречали родителей слезами, постепенно включаются в жизнь коллектива. Спустя время они активно играют со сверстниками.
Проблема
Хотя период адаптации может показаться обычным делом для взрослого, для ребенка это настоящий стресс. В результате могут развиться:
- нарушения сна — ребенок засыпает и просыпается посреди ночи со слезами;
- снижение аппетита — ребенок начинает меньше есть, а иногда и вовсе отказывается от еды;
- снижение интереса к окружающему миру: дети в период адаптации не интересуются новыми игрушками и прочим;
- регресс психологических навыков — если раньше ребенок умел сам есть и одеваться, то в период адаптации он может временно потерять эти навыки;
- апатия или, наоборот, агрессия — спокойные дети становятся агрессивными, а активные успокаиваются;
- снижение иммунитета — замечено, что дети часто болеют в период адаптации.
Адаптация к детскому саду — сложный процесс для ребенка, и насколько быстро он привыкает к новым условиям, зависит не только от воспитателей, но и от самих родителей.
Виды
Процесс адаптации неизбежен, когда ребенок поступает в детский сад. В зависимости от темперамента ребенок приспосабливается к новой среде одним из доступных способов. Есть три типа адаптации:
- творческий стиль — детский садик меняет под себя среду, предпринимая для нее более активные действия;
- послушный стиль — адаптируется к новой среде, меняя свои привычки;
- стиль избегания — попытка уйти от проблемы, нежелание менять и менять среду под себя.
Последний вид адаптации самый сложный. Наиболее эффективен творческий стиль адаптации.
Распространенные ошибки родителей
По незнанию взрослые часто плохо себя ведут, откладывая лишь адаптацию ребенка к детскому саду:
- ругать и наказывать ребенка за истерики из-за нежелания посещать детский сад или разлучения с сопровождающим родителем;
- говорит с кем-то в присутствии ребенка об их слезах, и им передается тревога взрослого;
- попробуйте напугать детский сад, например: «Ты меня не послушишься, пойдешь в детский сад» или «Сделай еще раз и в садик бросишь». Детский сад не должен ассоциироваться с негативными эмоциями у ребенка;
- обмануть ребенка. Если вы собираетесь оставить его в саду до вечера, не нужно успокаивать ребенка своим ранним приходом — скажите правду. Иначе, прождав вас весь день, он потеряет веру в свою семью.
Степени адаптации
Продолжительность и выраженность характерных признаков периода адаптации в дошкольном образовательном учреждении говорят об успешности процесса пристрастия к крохе. С точки зрения психологии существуют разные степени адаптации:
- легко: ребенок из детского сада быстро попадает в коллектив и уже через 2 недели спокойно посещает дошкольное учреждение, не закатывая истерику при расставании с родителями;
- средний: сначала утром ребенок плачет, отказывается ходить в сад, часто болеет, но через 1,5 месяца такие симптомы бесследно исчезают;
- тяжелая — редко, ребенок становится агрессивным, не контактирует с воспитателями и другими воспитанниками детского сада, период адаптации длится более 2 месяцев.
Легкую степень адаптации к убежищу можно определить по следующим критериям:
- ребенок остается в группе без истерик и спокойно берет на себя родительскую заботу;
- свободно общаться с учителями, глядя им в глаза;
- может обратиться за помощью, когда он в ней нуждается;
- играть со сверстниками без проблем;
- легко меняет привычный распорядок дня в детском саду;
- не злится, если учитель делает замечания;
- активно рассказывает родителям о своем дне в детском саду.
При средней степени адаптации наблюдаются следующие признаки:
- трудно расстаться с родителями до того, как присоединиться к группе, и он плачет вскоре после их ухода, а затем его отвлекают от игры;
- нормально общается с детьми и педагогами;
- соблюдать установленный в детском саду распорядок дня;
- не агрессивен, не вызывает конфликтов между равными.
По мнению психологов, трехлетнему ребенку легче привыкнуть к детскому саду, чем двухлетнему, поскольку по достижении этого возраста необходимо общаться со сверстниками.
При тяжелой степени адаптации у ребенка появляются ярко выраженные симптомы агрессии, раздражительности. Каждый день у него случаются истерики, которые усиливаются у входа в детский сад. В редких случаях ребенок не может привыкнуть к новой среде.
Как облегчить адаптационный период
Впервые оставляя двух- или трехлетнего ребенка в детском саду, родители не меньше заботятся о своем ребенке. И это нормальная реакция, так как он остается с незнакомцами, хотя в последнее время находился под присмотром родственников. Ситуация усугубляется буйной истерией самого ученика, что вызывает еще большее беспокойство.
Что делать родителям с «трудными» детьми, как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду? Следующие советы помогут:
- сохранять спокойствие — известно, что спокойствие матери передается малышу, поэтому не стоит проявлять беспокойство, даже если оно присутствует;
- не откладывайте момент разлуки — как бы страшно в первый раз не отдать малыша в чужие руки, этот момент все равно наступит;
- постепенно увеличивайте время пребывания ребенка в детском саду — сначала оставьте на пару часов, затем — до обеда, а через пару недель — на весь день;
- посещение детского сада при условии благополучия должно быть регулярным;
- облегчить расставание поможет «ритуал прощания», который легко придумать — например, поцелуй в щеку и махание рукой;
- перед отъездом необходимо всегда сообщать ребенку, когда за ним придут — чтобы понять точное время на часах, ребенок еще не повзрослел, поэтому уточняющие данные — «после обеда», «после сна», «во время сна» прогулка »и так далее;
- справиться с грустью ребенку поможет «оберег», которым может быть любимая игрушка или что-то еще дорогое сердцу, его обязательно нужно подарить с собой в детский сад;
- найти мотивацию посетить дошкольное учебное заведение — посмотреть, как кормят рыбок или скучает любимая игрушка;
- не обсуждайте воспитателей в присутствии ребенка, а также какие-либо негативные моменты, связанные с детским садом;
- если ребенок слишком привязан к матери, лучше отвести его в детский сад к отцу, бабушке или другим родственникам, с которыми легче расстаться.
Руководствуясь этими простыми правилами, вы сможете значительно облегчить кроху, привыкнув к новому окружению.
Мнения родителей
В последнее время все больше родителей предпочитают отдавать детей в детский сад в возрасте 2 лет. По их словам, так дочки-сыновья быстро адаптируются к новым условиям. Но также стоит учитывать тот факт, что в раннем возрасте не все дети могут самостоятельно есть, одеваться и справляться с другими потребностями. Поэтому, если отправлять ребенка в дошкольное учебное заведение в 2 года не срочно, лучше с этим подождать. Не обязательно до 3 лет. Если мама планирует пойти на работу, ребенка нужно за пару месяцев до окончания декретного отпуска отвести в детский сад. В этот период можно будет пройти период адаптации, как для самого ребенка, так и для его мамы.
В целом мнения родителей о подходящем возрасте для детского сада разные. Многое зависит от характера ребенка и его желания посещать детский сад. В дошкольном образовательном учреждении для младших школьников организованы две группы:
- в первой младшей группе детям 2-3 года;
- во второй младшей группе — дети в возрасте от 3 до 4 лет.
Какая младшая группа подходит конкретному ребенку, решают его родители, отправляя ребенка в детский сад в определенном возрасте.
Советы психолога
Психология как наука дает свои рекомендации по адаптации 2-3-летних детей к детскому саду. Специалисты, прежде всего, исходят из особенностей развития детей. Во многом советы психологов перекликаются с рекомендациями учителей.
Рекомендации
Готовя детей к посещению дошкольного образовательного учреждения, родители должны придерживаться некоторых рекомендаций:
- придумать сказку, в которой главный герой пошел в детский сад и нашел там много друзей;
- не проявляйте беспокойства, так как это передается ребенку;
- расставание проходит легко и с улыбкой;
- обозначить время возврата без накрутки;
- создать в доме благоприятную обстановку, с пониманием справиться с раздражительностью и нервозностью ребенка в детском саду в период адаптации;
- научить дома пользоваться столовыми приборами, самостоятельно одеваться и соответствовать личным потребностям, так как эти навыки пригодятся в детском саду;
- рассказывать правду об убежище, не хвалить слишком много, но и не описывать сплошные негативные моменты;
- первый день нахождения в саду — самый важный, поэтому ребенок должен быть здоровым и в хорошем настроении, чтобы после закладки у него не возникло неприятных ассоциаций.
при наборе в первую младшую группу занятий на адаптационный период лучше не организовывать. Важно, чтобы дети привыкли к незнакомой среде, подружились друг с другом.
Частые ошибки
Родителям необходимо прислушиваться к рекомендациям профессионалов, которые помогут детям быстрее и менее болезненно адаптироваться в детском саду. Но никто не застрахован от ошибок. Наиболее распространены следующие:
- сравнение с другими детьми: каждый воспитанник дошкольного образовательного учреждения даже в одинаковых условиях адаптируется по-разному;
- обман — не стоит обманывать ребенка, обещая сразу поймать его, а приходить позже;
- наказание в саду — категорически не рекомендуется применять наказание в виде длительного пребывания в дошкольном образовательном учреждении, что только затруднит адаптацию и сформирует неприязнь к этому заведению;
- развращение игрушками, сладостями, пирожными и другими лакомствами — эти дети пойдут в детский сад только для того, чтобы получить презентацию, а также начнут их искать путем шантажа;
- отправляйте больных крохой в детский сад — в период адаптации у детсадовского ребенка уже нестабильное физическое и психологическое состояние, поэтому его не нужно усугублять.
Одна из самых распространенных ошибок воспитания — внезапное исчезновение, когда ребенок ненадолго отвлекается на игрушки или сверстники. Когда он приходит в себя и видит, что его мать пропала, у него появляется тревога, беспокойство, страх и чувство незащищенности. Все это оставит неприятные ассоциации, связанные с убежищем, а также увеличит вероятность истерик.
Секреты успешной адаптации:
- Правильный распорядок дня. Ребенок должен выспаться и легко самостоятельно идти в садик.
- Утро должно быть нежным и беззаботным. Проведите ритуал утренних объятий, вместе стирайте и выбирайте одежду и игрушки для сада. Ваша задача насытить малыша утром своим вниманием, нежностью и заботой, чтобы их хватило ему до вечера.
- Вместе с ребенком выберите мелочь, которая будет напоминать ему о вас: носовой платок, небольшую игрушку, которую можно положить в карман платья или шорт. Во Франции эту роль играет игрушка дуду, без которой ребенка не примут в сад.
- Каждый день находите ответственное задание для ребенка в детском саду. Поздоровайтесь с рыбками в аквариуме, помогите няне накрыть стол, расчешите всех кукол, соберите как можно больше листьев на прогулку и т.д.
- Договоритесь с педагогом, что он позволит вашему ребенку принести в постель любимую игрушку. Имейте в виду, что эта практика все равно будет исключена из средней группы.
- Согласитесь на «прощальный обряд» без слез: потрите нос, поздоровайтесь у окна.
- Играйте в «детский садик» дома. Это покажет вам, что чувствует ваш ребенок.
Адаптация к детскому саду может занять от 2 недель до полугода или даже года. Бывают случаи, когда адаптация повторяется каждый год.
Советы воспитателю: как облегчить процесс адаптации
Опекун играет важную роль в процессе адаптации ребенка. Качество его взаимодействия с ребенком и родителями влияет на то, как в целом проходит весь процесс и как быстро он заканчивается.
Работа воспитателя с родителями
Чтобы адаптация прошла безболезненно, педагог должен прежде всего наладить контакт с родителями.
-
Пригласите родителей совершить экскурсию по детскому саду, прежде чем отвезти туда своего ребенка. Предложите им посмотреть, где их дети спят, играют, едят и занимаются спортом. Ознакомьте их с распорядком дня. Родительское спокойствие — залог позитивного отношения ребенка к детскому саду. Все эмоции родителей передаются детям.
-
Когда ребенок находится в группе, создайте чат для родителей этой группы в любом популярном мессенджере, например Whatsapp или Telegram. Оставайтесь активными и общайтесь в этом чате: отвечайте на вопросы, публикуйте новости и объявления. Такой чат подарит родителям чувство контроля и душевного спокойствия, так как они могут получить информацию о своем ребенке в любое время.
-
Договоритесь с родителями отвести детей в садик с разницей в 5-10 минут. Это позволит вам познакомиться с каждым ребенком индивидуально и наладить с ним контакт, чтобы процесс разрыва с родителями прошел более безболезненно.
Вы можете распечатать и распространить среди родителей Руководство по адаптации в детском саду, разработанное нашими специалистами. Вы можете скачать это здесь.
Когда налаживается контакт с родителями, можно строить отношения с детьми.
Работа воспитателя с детьми
важно завоевать доверие своих детей, чтобы они чувствовали себя с вами в безопасности.
-
Когда вы впервые встретите ребенка, проявите к нему нежность. Проявляйте искреннюю доброжелательность, улыбайтесь, предлагайте свою помощь, проявляйте к нему интерес, например, задавайте вопросы о его настроении и самочувствии. С первой встречи у ребенка должно сложиться впечатление, что он может вам доверять, что вы друг, который всегда поможет.
-
Познакомьтесь с вашим ребенком в неформальной обстановке. Например, прогуляйтесь вместе с малышом и мамой. Так ребенок будет воспринимать вас как друга, когда увидит вас в детском саду.
-
Создайте в группе теплую и семейную атмосферу, чтобы дети чувствовали себя комфортно и безопасно. Сделать это можно с помощью предметов декора: комнатных цветов, домиков или уголков для уединения. Дети могут приносить свои игрушки, чтобы держать под рукой знакомые предметы.
-
Время от времени прикасайтесь к детям и обнимайте их. Тактильный контакт дает им чувство защищенности и помогает быстрее адаптироваться.
-
Многие дети хотят, чтобы их мать была рядом. Удовлетворить эту потребность в детском саду можно, если создать «семейный» альбом. Разместите его в открытом доступе, чтобы ребенок в любой момент мог прийти и посмотреть фото мамы или папы.
-
Вовлекайте детей в веселые групповые и индивидуальные игры. Если детей заберут, их переживания отойдут на второй план. Кроме того, игры помогут сформировать в лице воспитателя образ лидера, который придет на помощь в любой ситуации.
Как приучить ребенка к садику, если он плачет
Детские слезы — главный предупреждающий знак для родителей. Ведь оставить плачущего ребенка с педагогом и спокойно пойти работать кажется невозможно. Причин слез в этом случае может быть несколько, и важно, чтобы родители устранили каждую из них.
pixabay.com /
- Смена обстановки и режима дня. Находиться в новой атмосфере для малыша уже непривычно и жутко. К тому же его окружают хоть и доброжелательные, но все же чужие. На этом фоне ребенку нужно привыкнуть к дисциплине, что дома не так важно. Меняется распорядок дня: нужно есть в назначенное время, а не тогда, когда хочется. Тебе нужно ложиться спать с часами. Эти мягкие, но настойчивые просьбы воспитателей могут вызвать бурные протесты, а вместе с ними — нежелание ходить в детский сад и слезы каждое утро. В этой ситуации родителям необходимо перенести свой распорядок дня домой как можно ближе к детскому саду. Он идеален для приучения ребенка за несколько месяцев до посещения сада. А если ребенок уже ходит в детскую, то в выходные нельзя отклоняться от распорядка дня. Просыпаться утром, завтракать, перекусывать, дремать следует в установленное время.
- Чрезмерные впечатления. Большинство родителей говорят, как весело в детском саду. Так оно и есть. Но эмоции, которые испытывает ребенок, не всегда положительные. Он может злиться на других, злиться. А на фоне обилия эмоций (как положительных, так и отрицательных) может развиться перегрузка нервной системы. Это делает ребенка капризным, нервным, плаксивым. Чтобы не усугубить нагрузку на нервную систему в период адаптации в детском саду, родителям необходимо минимизировать эмоциональное напряжение в домашних условиях. Психологический климат в семье должен быть спокойным и позитивным. Дополнительные развлечения (активные игры, походы в кино и посещения, просмотр мультфильмов) следует свести к минимуму или полностью исключить временно.
- Отсутствие возможности самообслуживания. Сходить в ванную, вымыть руки, раздеться и одеться, завязать обувь и повязать шарф — все это ребенку придется делать самому. А если у него что-то не получается, он может волноваться и плакать. В домашних условиях важно научить ребенка самостоятельности. Поощряйте каждое его проявление. Учите его делать то, чего он еще не умеет, и обязательно хвалите успех.
- Психологическая неподготовленность. Детям, испытывающим дефицит эмоционального общения с матерью, все труднее и хуже адаптироваться к новым условиям. Уделите ребенку как можно больше внимания, спросите его, как прошел его день. Задайте конкретные вопросы, чтобы ребенок увидел ваш интерес в его жизни в детском саду
Особенности поведения детей в период адаптации
- Эмоции. Отрицательные эмоции — обязательный спутник процесса адаптации ребенка в саду. Они выражаются в слезах, в легком хныканье и криках оттого, что кричат другие, в рыданиях и неистовых вспышках. Ребенок боится неизвестного и необычного окружения и, прежде всего, из-за страха, что его мать забудет прийти, забрать его и забрать домой. Он чувствует себя преданным, отрезанным от семьи. Это часто переходит в гнев, когда ребенок злится, кричит, бьет родителя, не позволяет раздеться. Некоторые дети, наоборот, пассивны и кажутся совершенно лишенными эмоций, они живут всем внутри и не знают, что хуже. Родителям нужно запастись терпением, пройдет время и грусть сменится радостью игр и общения со сверстниками. Возможно, при расставании малыш будет долго плакать, но если он быстро успокоится, адаптация идет хорошо.
- Аппетит. Если ребенок не хочет есть в период адаптации, это нормально. Это связано с необычным вкусом и типом еды, ко всему остальному добавляется стресс. Хорошим знаком будет возобновление аппетита.
- Мечтать. Качество сна также пострадает от чрезмерного нервного напряжения. Ваш ребенок может не хотеть спать в саду или засыпать, но он спит беспокойно и плачет при пробуждении. Некоторые нарушения могут наблюдаться и дома, которые бесследно исчезнут, как только адаптация будет завершена.
- Навыки и умения. В первые дни, проведенные в детском саду, дети иногда «теряют» навыки ухода за собой, приобретенные давно: ходить на горшок, есть в одиночестве, одеваться и раздеваться. Об успехе адаптации в детском саду можно судить, когда ребенок помнит свои предыдущие навыки и, возможно, с удивлением обнаружит, что узнал новое от своих сверстников.
- Жажда знаний. Вначале дети часто теряют всякую активность и интерес к новым игрушкам. Некоторым детям нужно побыть в одиночестве, наблюдая со стороны за происходящим вокруг — это нормально. В процессе адаптации ребенок будет все больше интересоваться окружающим пространством.
- Отношения с педагогами и детьми. В группе детского сада ребенок 1,5-3 лет еще не может полноценно играть в коллективные игры, будучи полностью вовлеченным в процесс. В этом возрасте они играют не вместе, а бок о бок. Причем от начала и до конца адаптации даже самый общительный и улыбчивый ребенок будет замкнутым, нелюдимым и угрюмым. Все пройдет, когда адаптация будет завершена, и ребенок будет с интересом слушать учителя, заниматься тем, что она предлагает, и следовать распорядку дня.
- Речь. Бывают случаи, когда из-за стресса ребенок начинает искажать слова. Нет повода для беспокойства, скоро речь не только восстановится, но и обогатится.
- Физическая активность. В зависимости от темперамента степень адаптации и реакции на умственные перегрузки у детей может быть самой разной: кто-то становится вялым и заторможенным, кто-то, наоборот, неконтролируемым и агрессивным. Об успешном завершении адаптации будет свидетельствовать возвращение к прежнему поведению сначала дома, а затем в саду.
- Здоровье. Часто в период адаптации в саду у ребенка появляются сопли, он начинает болеть ОРЗ и заражается другими вирусами. Это так называемая ломка при болезни: ребенок неосознанно хочет оставаться дома в знакомой обстановке. Из-за постоянного стресса снижается иммунитет, на зов нервной системы организм реагирует болезнью. Чтобы этого не произошло, родителям необходимо максимально комфортно и спокойно вынести жизнь из детского сада, установить эмоциональный контакт с ребенком.
- https://prodetskiysad.ru/adaptaciya/v-detskom-sadu-2-3-goda
- https://salid.ru/journal/adaptaciya-rebenka-k-detskomu-sadu
- https://www.pravmir.ru/adaptaciya-k-detskomu-sadu/
- https://ChildAge.ru/psihologiya-i-razvitie/detskaya-psihologiya/adaptatsiya-rebenka-v-detskomu-sadu-sovetyi-psihologa.html
- https://detki.guru/vospitanie/sovety-roditelyam/kak-perezhit-adaptatsiyu-k-detskomu-sadu.html
- https://riafan.ru/1313030-kak-priuchit-rebenka-k-sadiku-prakticheskoe-rukovodstvo-psikhologa-dlya-zabotlivykh-roditelei
- https://malvina-sad.ru/adaptaciya-rebenka-v-detskom-sadu
- https://frutonyanya.ru/school/articles/semya/adaptatsiya-v-sadu-kak-perezhit/
- https://www.akbiz.ru/publications/doshkolnoye_obrazovaniye/adaptaciia-k-detskomu-sadu-kak-vospitatel-mozhet-pomoch-roditelyam-i-detyam