Пальчиковые игры для малышей до года: как правильно проводить занятия

Зарядка для пальцев

В руки новорожденных природа вложила огромную силу — они могут долго висеть, хватаясь за пальцы матери или перекладину. Но ловкость и подвижность пальцев со временем развиваются, и задача родителей — помочь ребенку в этом. Не теряйте время зря, иначе ваши руки останутся неуклюжими, неспособными к тонкой работе. Любая тренировка даст результат только в том случае, если занятия начнутся в подходящем возрасте. Гибкость спины у гимнасток формируется с детства, и если заниматься этим видом спорта впервые за 40 лет, за исключением травмы позвоночника, ничего не добьешься. Руки ребенка до года хорошо поддаются тренировкам, поэтому развить их будет намного сложнее.

Пальцевая гимнастика направлена ​​на развитие подвижности и координации всех фрагментов руки. На первых занятиях мама выполняет все движения: массирует ручки малыша, разминает каждый палец. Ласковые прикосновения настолько приятны, что вскоре самому ребенку захочется коснуться одной рукой другой, прощупать наощупь сложные контуры. Даже во сне работа не прекращается: ребенок касается гладкой простыни ладонью, жесткой спинкой кровати и информация об окружающем мире поступает в крошечный мозг.

Ребенок рождается с ручками, сжатыми в кулак. Необязательно растягивать пальцы силой, подождите около 2 месяцев и он сам покажет вам свои ладони. С этого момента начинайте нежно гладить кисти. Затем массаж усложняется: мама поочередно сгибает и растягивает каждый палец, растирает его по направлению от кончика к ладони. Если ребенок сопротивляется, не применяйте силу, отложите занятия на время. Если ребенок постоянно недоволен вашими действиями, обратитесь к педиатру — он проверит, нет ли нарушений в строении рук, и укажет на ваши ошибки. Когда все в норме, малыш любит массаж: новорожденный в основном познает мир на ощупь, и прикосновения матери для него очень важны.

Упражнение для рук обязательно должно сопровождаться песнями или стихами. Недостаточно просто комментировать движения: если в словах нет ритма, ребенку быстро надоест. Ребенок быстро научится двигать пальцами в ритме стишка, ему будет легче запомнить последовательность действий. Когда ребенок научится сидеть, дайте ему кубики и попробуйте вместе построить дом. Это упражнение развивает координацию, умение брать предметы и ставить их в нужное место.

Совет

Дети любят петь больше, чем ритмичную речь. Постарайтесь подобрать подходящие мелодии ко всем стихотворениям и не говорите, а спойте текст во время урока.

Мама делает пальчиковую гимнастику со своим малышом
Мама делает пальчиковую гимнастику со своим малышом

Польза пальчиковых игр для грудничка

Связи между областями головного мозга новорожденного еще не полностью сформированы. Творчество зависит от правильного функционирования правого полушария и мышления левого. Обе стороны должны работать вместе и быть одинаково развитыми, только тогда ребенок будет вовремя говорить и понимать чужую речь. Иногда родители замечают, что ребенок хорошо слышит, понимает адресованные ему вопросы и просьбы, но почти ничего не говорит. Если с речевым аппаратом все в норме, то, скорее всего, проблема с развитием соответствующего отдела мозга. Речь формируется в правом полушарии, которое связано с левой рукой. Если родители слишком увлеклись тренировкой рабочей кисти и забыли вторую, эту ошибку необходимо срочно исправить.

Слабые мышцы у детей можно тренировать с помощью массажа и упражнений, но как активировать развитие содержимого черепа? Есть очень простой способ: пальчиковые игры. С помощью этих упражнений вы развиваете не только руки ребенка, при движении пальцев в теле происходят очень важные процессы:

  • расслабляются все мышцы;
  • внимание активируется;
  • мысль развивается;
  • образуются связи, необходимые для комплексной деятельности;
  • воображение и творческие способности развиваются.

Упражнения по гимнастике пальцев нужны также для налаживания контакта с родителями, подготовки ребенка к совместной деятельности. Когда вы рассказываете ребенку сказку или поете песню, он не участник, а зритель. Но во время гимнастики для рук происходит постоянное общение, тесный контакт с мамой. Вашему ребенку необходимо внимательно слушать и наблюдать за вами, чтобы выполнять свою работу правильно. Эти навыки понадобятся ему, чтобы играть с другими детьми, заниматься спортом и выполнять различную работу.

Совет

Дети очень нетерпеливы, 5 минут ожидания автобуса или очереди в детской поликлинике превращаются для них в пытку. Если ждать полчаса, начинаются истерики и истерики. Как только вы заметите, что малышу скучно, не отвлекайтесь, и время пролетит незаметно. Точно так же вы можете отвлечь его, если ребенок заинтересован в опасном предмете или если он хочет сбежать по улице, заполненной машинами.

Пальчиковые игры для детей 2–3 лет

Пальчиковая гимнастика «Овощи — фрукты»

В саду много гряд, (сдавливают и разводят пальцы.)
Здесь и репа, и салат, (Пальцы складывать попеременно.)
Есть свекла и горох,
Картофель вреден для тебя?
Наш зеленый сад (Хлопните в ладоши.)
Нас будет кормить целый год.

Пальчиковая гимнастика «Одежда»

Сапоги надену, (указываем ноги, туловище, голову.)
Куртка и шляпа.
И на каждой руке (Одна рука с выпрямленными пальцами, другая — проходит по мизинцу и ребру
ладонями, показывая направление надевания перчаток.)
Надену перчатку. (Смена рук.)

Пальчиковая гимнастика «Обувь»

Ставим обувь на ноги, чтобы бегать по тропинке. (Два пальца «проходят» по столу.)
Повторяй за мной слова: (Смыкни и разжми пальцы.)
Нога — одна, нога — две! (Они кладут два пальца на стол и поднимают по одному.)
Покупают в магазине (сжимают и разжимают пальцами.)
И они встают на ноги
Папа, мама, брат и я — (кривые пальцы.)
Вся семья любит обувь. (Они «ходят» пальцами по столу.)

Пальчиковая гимнастика «Посуда»

Из тарелок, как одна, (Пальми соединила перед «тарелкой».)
Едим суп ложками. (Поворачивая руку с воображаемой ложкой.)
Вилкой едим котлеты, (указательный и средний пальцы разогнуты, большой
держит безымянный палец и мизинец — «держи шип».)
Нож режет омлеты. («Режем» прямой ладонью вперед и назад.)

Как играть с ребенком?

Дети до года еще не могут повторять движения взрослого, поэтому в этом возрасте более актуален массаж рук и каждого пальца в отдельности. Желательно сопровождать движения короткими стихами и детскими стишками, например: «Этот палец маленький, этот палец слабый, этот палец длинный, этот палец сильный, этот палец толстый, но вместе взятый — это кулак. «Пальчиковые игры со второкурсниками пассивны. Постепенно младенцы учатся повторять простые движения, такие как сжимать пальцы в кулаки, хлопать в ладоши и т.д. Двухлетние дети уже могут выполнять простые упражнения самостоятельно. Дошкольникам можно предложить игры с разнообразными движениями, развивающими координацию и ловкость. Самыми популярными среди родителей на данный момент являются пальчиковые игры на музыку Е. Железновой, например: «Черви», «Паук», «Часы», «Перчатка» и многие другие. Их тексты, движения и музыку можно легко найти в Интернете.

Примеры

Настройтесь на игру. Будьте готовы к тому, что вам придется какое-то время помогать своему малышу. Тогда малыш сможет самостоятельно управлять процессом.

Не спешите. Игра должна, в первую очередь, быть комфортной для ребенка.

Игра «Дятел»

(Правая рука — дятел, а левая — дерево).

Дятел роет дерево: тук-тук.

(Смените руки. Теперь правая рука — дерево, а левая — дятел).

Целый день в лесу: тук-тук.

Игра “Указочка”

(Указывает пальцем на рот ребенка).

Мой рот может есть.

(Указывает пальцем на нос ребенка, затем на уши).

Дыши носом и слушай ушами.

(Покажи мне, как моргнуть).

Глаза могут мигать.

(Надо пальцы сжать и резко развести).

Хватайся за все ручки, хватайся.

Игра
Игра

Слова для игры «Мышь»

Игра «Муха»

(Нарисуйте крыло мухи правой ручкой).

Летела муха.

(Муха садится на другую палку).

Сел на варенье.

(Коснитесь ладонями и поверните их).

Я размазал живот.

(Муха улетает).

Потом полетел.

Игра «Улитка»

(Согните правую ручку. Держите другой большой палец так, чтобы безымянный и средний пальцы были согнуты, а указательный и мизинец оставались в своем нормальном положении).

Улитка бьет рогами.

(«Улитка» опирается на левую руку).

Ворота в саду заперты.

(На левой ручке отсутствует улитка).

Пусть улитка вернется домой.

Игра
Игра

Слова к игре «Учи-учи»

Игра «Засыпалочка»

(Положите голову ребенка на подушку).

Подробнее: Как распределить роли и обязанности членов семьи при рождении ребенка?

Голова на подушке.

(Возьмите ручку ребенка и погладьте ее по лбу).

Я ласкаю себя, ласкаю лоб.

(Закройте глаза малышу руками).

Я закрываю глаза.

(Положите сложенные ладони под щеки малыша).

Я быстро засыпаю.

Игра «Котёнок»

(Покажите 1 палец ребенка).

Я шел по тропинке один.

(Покажи 2 пальца).

Две мои ноги пришли со мной.

(Покажи 3 пальца).

Внезапно встретились три мыши.

(Возьмите ребенка ладонями и слегка похлопайте ими по щекам, затем покачайте головой).

О, мы видели котенка!

(Покажите 4 пальца ребенка).

У него четыре ноги.

(Покажите пальцами свои острые когти).

На ногах острые царапины.

(Во время счета показывайте соответствующее количество пальцев).

Один два три четыре пять.

(Покажите двумя пальцами, как будто вы убегаете).

Вы должны бежать быстро!

Игра
Игра

Слова к игре «Ок»

Игра «Гости»

(Представьте, что ваши пальцы бегут).

К Кате прибежали гости.

Все пожали друг другу руки.

(Соедините указательный и большой палец).

Привет, Жора!

(Соедините средний и большой палец).

Привет, Джованна!

С Сережей.

(Соедините кольцо и большой палец).

Счастливая Снежана.

(Соедините мизинец и большой палец).

Ты хочешь торт?

(Сложите ладони вместе).

Может печенье?

(Показывает две ладони).

Или рог?

(Упритесь кулаками).

Вот таблетки для вашего трека.

(Указывает пальцем на ладонь).

Возьми немного

(Сожмите ручки в кулачок).

Все быстро стряхнули с крошки.

(Стряхнуть крошку с ручек).

И они хлопали в ладоши!

(Хлопните в ладоши).

Игра «Комар»

(Проведите пальцем вокруг уха).

Муха летает вокруг уха, ффф.

(Проведите пальцем по носу).

Осы летают вокруг носа, мсс.

(Коснитесь пальцем лба).

Летит комар, по лбу — ой!

(Прикоснитесь ручкой ко лбу).

И мы этому аплодируем!

(Прикрепите кулачок и поднесите к уху).

И в ухе, сс.

(Откройте кулачок и подуйте на него).

Выпустить комара? давай отпустим!

Возрастные рамки

Чаще всего в пальчиковые игры играют дети в возрасте от 6 месяцев до 1 года, но такие игры полезны и детям старше трех лет. Обычно они делятся от самых простых до самых сложных игр, в которых ребенку предлагается самостоятельно разучивать стихи. Кстати, если вы будете сопровождать стихи небольшим «перформансом» в виде пальчиковой игры, ребенку будет легче запомнить текст.

Общие правила игры на пальцах:

  • Не для того, чтобы заставить ребенка играть, а чтобы заинтересовать его.
  • Объясните, что будет происходить, в правилах игры в доступной для ребенка форме.
  • Не стоит перегружать ребенка играми. Достаточно одной-двух игр в день. Можно сделать больше, если ребенок сам любит и просит поиграть.
  • Хвалите ребенка за успехи и не ругайте за неудачи, он просто учится.
  • Играйте со страстью и радостью. Даже если у вас мало времени, пусть это будет десять минут, но они будут полностью посвящены общению с малышом. Для ребенка важно, чтобы какое-то время мама или папа «принадлежали» только ему.

Общие рекомендации для родителей:

  • Создайте позитивный настрой перед игрой
  • Игра должна приносить удовольствие и вам, и вашему малышу;
  • Дайте ребенку простые возрастные инструкции (объясните, что он должен повторять движения за вами или сам играет пальцами, сопровождая действия речью);
  • Не играйте более 5 минут подряд;
  • Не пытайтесь разучить с ребенком как можно больше пальчиковых игр («меньше — значит больше, но больше»);
  • Желательно разучивать движения сначала правой рукой, а затем левой. Когда малыш будет достаточно подготовлен, вы можете выполнять движения обеими руками одновременно.

Не заставляйте ребенка заниматься гимнастикой для пальцев, если он не в настроении. Лучше сделать перерыв и вернуться к играм, когда сам ребенок этого захочет.

Общие рекомендации для родителей

Пальчиковые игры для детей старше 3 лет

Дни недели

В понедельник я умылся (три удара друг по другу)

Он подместил пол во вторник. (руки расслаблены вниз и имитируют движения по столу)

В среду сделал бутерброд, (мы печем «лепешки»)

Весь четверг искал мяч (прикладываем правую руку ко лбу и делаем «козырек»)

Чашки мыла в пятницу (пальцы левой руки согнуты, ладонь на краю, а указательным пальцем правой руки двигаемся по кругу внутри левой руки)

А в субботу купила торт. (ладони раскрываются и соединяются по бокам мизинцев)

Все друзья в воскресенье

Звонил на мой день рождения. (машем ладонями на себя)

Горох

Пять горошин

Закрытый в капсуле. (переплетая пальцы, сжимая руки)

Здесь один вырос

А ей уже туго. (выпрямите пальцы)

Но вот второй растет,

И третий, а потом

Четвертый, пятый… (по одному разгибает пальцы)

Стручок сказал: «Бом!» (аплодисменты)

Как правильно проводить пальчиковую гимнастику?

В первую очередь, мама должна понимать, что даже ребенок понимает настроение самого близкого человека. Все источники говорят, что уроки должны нравиться ребенку, приносить ему радость. Но не всегда указывается, что интерес должен быть обоюдным. Если женщина машинально произносит детские стишки и мысли ее заняты написанием отчета для босса или меню на сегодняшний обед, ничего хорошего из этого не выйдет. Отключитесь от всех проблем на несколько минут, играйте с азартом и весельем.

К матчу нужно хорошо подготовиться. Если мама, читая детские стишки для пальчиковых игр, после первой строчки начнет искать бумажку с текстом или побежит достать из коробки нужную игрушку для сюжета, занятие будет напрасным. Выключите телевизор, переведите телефон в беззвучный режим, чтобы вас ничто не отвлекало. Не забывайте хвалить ребенка, когда он хорошо выполняет свою работу. Даже если уроки прошли не очень хорошо, найдите причину вознаградить своего малыша. В комментариях нет необходимости: если вы хотите сообщить об ошибке, превратите это в шутку, чтобы и вам, и ребенку было весело.

Ни в коем случае нельзя беспокоить ребенка пальчиковой гимнастикой. Может сосредоточиться на каком-то деле не более 5 минут. Начните с этого интервала, через месяц вы можете увеличить время до 10 минут. Если вы заметили, что малыш зевает, оглядывается вокруг, прекратите тренировку. Одержимость может вызвать такое отвращение к играм с пальцами, что ребенок начнет прятать от вас руки. Есть еще одна причина, по которой уроки не следует затягивать слишком долго. Эта мануальная гимнастика кажется вам легкой и увлекательной и дает огромную нагрузку на мозг малыша. Нервная перегрузка очень опасна для ребенка: он переключает внимание на другие занятия, чтобы все в его голове было систематизировано, разбито на нужные участки. Ранний возраст — лучшее время для усвоения информации, но она должна поступать небольшими порциями.

Бумажные куклы на палец
Бумажные куклы на палец

Правила проведения

Прежде всего, пальчиковые игры должны быть интересными. Поэтому существует несколько правил их выполнения.

  1. Взаимный интерес — необходимое условие для начала игры.
  2. Оптимальное время игры — 5-10 минут. Больше нет смысла продолжать урок. В лучшем случае ребенок устанет от этого времяпрепровождения. В худшем случае он никогда не захочет вернуться в игру ни под каким предлогом.
  3. Чтобы проводить пальчиковые игры, мама должна быть готова: хорошо знать детские стишки, иметь реквизит.
  4. Не отвлекайся. Сосредоточьте все свое внимание на малыше.
  5. Пальчиковые игры должны соответствовать возрасту ребенка. Нет смысла бегать и двигаться вперед.
  6. Цель занятия — развитие мелкой моторики. Лучший возраст для этого — от двух месяцев до шести лет.
  7. Разнообразие — ваш козырь. Наденьте малышу шапочки на пальчики и нарисуйте на них забавные смайлы. Используйте все подручные материалы. Ваша задача — завоевать и удержать внимание ребенка. И здесь не будет лишним любое творчество.

Finger Theater
Finger Theater

Пальчиковые игрушки можно купить в магазине или сделать их своими руками из подручных средств

Пальчиковые игры для малышей до года

Сорока-ворона

Взрослый проводит пальцем по раскрытой ладони ребенка и говорит:

— каша, приготовленная с сорокой вороной,

детей накормили:

(поочередно берет палец, встряхивает и складывает в ладони)

— Я дал это,

я дал это,

дал

я дал это,

но это (качает сильнее) — не дало!

Ты не ходил в лес

ты не рубил дрова,

вы не включали плиту!

У тебя ничего нет!

Пальчики-грибочки

Берём его пальцами по очереди, начиная с мизинца, качаем каждый и нажимаем на ладонь:

Этот палец ушёл в лес,

нашел этот палец гриб,

я начал чистить этот палец,

этот палец начал поджариваться.

Ну, а этот (большой палец) взял и съел,

вот почему он растолстел!

Два козленка

(На обе ручки надавите большими пальцами на средний и безымянный пальцы).

Однажды в гости к кому-то

Коза переходила мост,

(Руки держимся горизонтально, взяться за руки).

И другой шел навстречу

Он шел домой.

(На первом слоге каждой строчки соединяем руки махом).

Пять утят

Пятеро утят плывут вперед

Их мать ждет на берегу

(Одна из рук — «утка-мама» — лежит на столе, опираясь на локоть. Пальцы согнуты в щепотку. Другая рука — утенок. Выполняем волнообразные движения в сторону «утки».

Количество вытянутых пальцев соответствует количеству утят)

Но всего четыре утята

Обратно к маме.

(пальцы постепенно сгибаются)

Плавают четверо утят…

Плавают трое утят…

Плавают два утенка…

Здесь плывет вперед

Его мать ждет на берегу

(При словах «На берегу ждет их мама», «киваем» рукой («мама-утка»).

И сразу пять утят

Обратно к маме.

Часы

(Садимся на коврик или подушку (на колени). Дотрагиваемся пальцами («бегаем») от колен до макушки).

Мышь впервые поползла

Посмотри, который час.

Вдруг часы сказали: «Бом!»,

(Стук по голове).

Мышь перевернулась.

(Руки «катятся» по полу).

Мышка залезла второй раз

Посмотри, который час.

Вдруг часы сказали: «Бом, бом!»

(Две аплодисменты).

Мышь перевернулась.

Мышь поднялась в третий раз

Посмотри, который час.

Внезапно часы сказали: «Бом, бом, бом!»

(Три аплодисмента).

Мышь перевернулась.

Червячки

Один два три четыре пять,

Черви пошли гулять.

(Ладони лежат на коленях или на столе. Сгибая пальцы, подтягиваем ладонь к себе (движение ползающей гусеницы), ходим по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы прижимаются на ладонь).

Один два три четыре пять,

Черви пошли гулять.

Вдруг приближается ворона

Она кивает головой

(Сжимаем пальцы вместе, качаем ими вверх-вниз).

Кваканье: «А вот и обед!»

(Раскрываем ладонь, большой палец перемещаем вниз, а остальным вверх).

Здесь нет червей!

(Сжимаем кулаки, прижимая их к груди)

У жирафов

У жирафов повсюду пятна, пятна, пятна, точки.

У жирафов повсюду пятна, пятна, пятна, точки.

(Хлопаем ладонями по всему телу).

На лбу, ушах, шее, локтях,

На носу, животе, коленях и носках.

(Оба указательных пальца касаемся соответствующих частей тела.

У слонов есть складки, складки, складки, складки повсюду.

У слонов есть складки, складки, складки, складки повсюду.

(Прищипываем, как будто поднимая складки).

На лбу, ушах, шее, локтях,

На носу, животе, коленях и носках.

(Оба указательных пальца касаемся соответствующих частей тела).

Наша семья

Вот дедушка,

Вот бабушка

Вот идет папа

Вот мама

Вот мой ребенок

А вот и вся семья.

Сложите пальцы на ладони один за другим, начиная с большого, и слова «А вот и вся семья» второй рукой охватите весь кулак.

Качели

Ветви елей дрожали.

Мы любим качели.

Мы летаем вверх и вниз

Веселитесь с нами. (Т. Сикачева)

Упражнение следует выполнять сначала правой рукой, затем левой, а затем обеими руками. С запястья рук сомкнутыми прямыми пальцами поднимите вверх, затем, слегка сгибая пальцы, осторожно опустите.

Котята

(Сжимаем ладони рук, сжимаем пальцы вместе. Локти упираемся в стол).

У нашей кошки десять котят,

(Пожимаем руки, не разводя их).

Теперь все котята попарно:

Два толстых, два шустрых,

Два длинных, два хитрых,

Два меньших

И самое красивое.

(Бьем друг о друга соответствующими пальцами (от большого пальца до мизинца).

Паучок

Паук ходил по ветке

И мальчики последовали за ним.

(Руки скрещены; пальцы каждой руки «пробегают» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Дождь с неба вдруг полил

(Щетки опускаются свободно, совершаем мерцающее движение (дождь).)

Я вымыл пауков на земле.

(Хлопайте ладонями по столу / коленям.)

Солнце начало нагреваться

(Ладони прижимаем боками друг к другу, пальцы разводим в стороны, руками качаем (солнышко)

Паук снова ползет

И все дети ползают за ним,

Прогуляйтесь по ветке.

(Действия аналогичны начальным, «пауки» ползают по головам.)

Пчелки

Маленький домик на дереве

Пчелиный домик, где пчелы?

Мне нужно в дом постучать,

(Одна рука стоит на столе, упираясь в локоть, пальцы вытянуты (ёлочка) С другой стороны пальцы сомкнуты в кольцо (улей). «Улей» прижат к » Новогодняя «елка» Дети заглядывают в «улей»).

Один два три четыре пять.

Я стучу, стучу по дереву

(Сжимаем кулаки. Бьем кулаками вместе, чередуя руки).

Где, где эти пчелы?

Вдруг стали улетать:

(Разводим руки, раздвигаем пальцы и двигаем ими (пчелы летают).

Один два три четыре пять!

Перчатка

Забавная мышь

Я нашел перчатку

(Раскрываем ладонь, пальцы разведены в стороны (перчатка). Поворачиваем руки сначала ладонью, потом тыльной стороной вверх).

Гнездо в нем устроив,

(Тыкаем руками «ведром»).

Он позвонил мне.

(Сгибать — пальцы разгибать (жест «называется).

Я корочка хлеба

Он дал мне укус

(Кончиком большого пальца поочередно постукивайте по кончикам других пальцев).

Ласкал (шлепал) всех

(Большим пальцем ласкаем («шлепаем») остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).

и отправил меня спать.

(Прижимаем ладони рук, кладем под щеки (сон).

Поросята

(Пальцы разведены, мы попеременно «идем» каждым пальцем по столу или коленям).

Эта толстая свинья весь день виляла хвостом

(Мизинец).

Эта толстая свинья чесалась спиной о забор.

(Безымянный).

Ла-ла-ла-ла, лу-лу-ли, я люблю свиней

(«Фонари»).

Ла-ла-ла-ла, лу-лу-ли, я люблю свиней

(Сожмите и разблокируйте кулачки).

Эта толстая свинья носом ковыряла землю,

(В среднем).

Этот толстый поросенок что-то нарисовал.

(Ориентировочно).

Ла-ла-ла-ла, лу-лу-ли, я люблю свиней

(Сожмите и разблокируйте кулачки).

Эта толстая свинья ленива и наглая

(Большой).

Я хотел поспать посередине и отвернул всех братьев.

(Сжимаем руку в кулак, большой палец сжимаем внутрь).

«Разминка»

(Выполняем имитационные движения по тексту).

Мы киваем головами

Давайте потрясти носами

И мы стучим зубами

И давай помолчим немного.

(Прижимаем указательные пальцы к губам).

Мы отвернемся

И не забываем про ручки.

Трясти пальцами

И мы немного отдохнем.

(наклоняясь, махи расслабленными руками).

Мы болтаем ногами

И присядем немного,

Нога как нога

И давайте сначала все это начнем.

(Мы прыгаем в ритме текста. Кроме того, ритм ускоряется.)

Мы киваем головами

. мы отвернемся,…

«Улитка»

Улитка в домике, она садится, рога высунув, молчит.

(Одна из рук — «цветок». Стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы согнуты, разведены в стороны. Ладонь — чаша с цветком. Вторая рука — улитка).

Вот ползет улитка

(«Улитка» качается из стороны в сторону).

Медленно вперед.

(Он продвигается вперед по столу).

Ползет по цветку

(«Улитка» ползает по «цветку»).

Она будет грызть лепестки.

(«Улитка» поочередно обхватывает пальцы («лепестки») второй руки («цветок»).

Он втянул свои рога мне в голову,

(Рука («улитка») сжимается в кулак («тянет за рога»).

Она спряталась в доме и заснула.

(Вторая рука («цветок») закрывается, пряча «улитку» в «бутоне»).

«Весна»

(Сжимаем пальцы вместе. Качаем ими).

Вершины стучат сильнее,

Большие сиськи запели.

(Ладони закрываются «ведром», руки поднимаем, ладони разжимаем, боковые части остаются прижатыми, пальцы разводятся).

Солнце встает рано

Чтобы согреть нашу землю.

(Движения повторяются).

Солнце встает рано

Чтобы согреть нашу землю.

Ручьи текут под гору

Весь снег растаял

(Руками выполняем волнообразные движения (пальцы разогнуты, сомкнуты, ладони обращены вниз).

И из-под старой травы

(Ладони закрываются «ведерком»).

Цветок уже ищет…

(Ладони открыты, стороны рук соединены, пальцы раскрыты, сложены пополам (чаша).

И из-под старой травы

Цветок уже ищет

(Движения повторяются).

Колокол открылся

(Руки лежат на столе, упираясь в локти. Пальцы сжаты в кулаки).

В тени, где сосна

(Пальцы ног будут постепенно расти, расслабиться (колокольчик).

Динь-динь, играй тихо,

(Вращаем руками в разные стороны, произнося «динь-динь»).

Динь-динь, пришла весна.

Динь-динь, играй тихо,

Динь-динь, пришла весна.

«Зайцы»

Руки на столе или на коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом поднимаем один за другим пару одноименных пальцев, начиная с больших пальцев.

Десять серых зайцев

Дремлю под кустом

И двое вдруг сказали:

«Идет человек с ружьем»

Двое кричали:

Давай убежим!»,

Два прошептали

«Давайте молчать!»,

Предложили двое:

«Мы спрячемся в кустах!»

И двое вдруг спросили:

«Ты умеешь делать взрыв»?»

«Банг» — охотник выстрелил,

(хлопайте в ладоши).

Нажав на спусковой крючок пистолета, (скользим пальцами по столу или по коленям).

И десять серых зайцев

Они сбежали.

Пальчиковые игры для детей 1-3 года

В играх для детей постарше задействованы не только пальцы рук, но и лучезапястные, локтевые и плечевые суставы.

Зайка

Зайчик, зайчик, а где твой хвост? (аплодисменты)

— Здесь, здесь, здесь! (руки за спину)

Зайчик, зайчик, где твой нос? (аплодисменты)

— Здесь, здесь, здесь! (показывает нос)

Зайчик, зайчик, лапки где? (аплодисменты)

— Здесь, здесь, здесь! (покажи руки)

Зайчик, зайчик, где уши? (аплодисменты)

— Здесь, здесь, здесь! (показать уши)

Ворона

У вороны есть голова (руки на голове)

ва-ва-ва-ва (4 хлопка)

Клюв и крылья, (руки к носу, «крылья»)

Хвостик, ножки, (руки за спину, топтать)

ogi-ogi-ogi-ogi (4 аплодисментов)

Машинка

Заведи мою машину («двигатель»)

— Би-би-си, я залью газ. (3 хлопка, топтание)

Крепко держу колесо («держи колесо»)

Я наступаю на педаль. (топтать правой ногой)

Кораблик

Вот моя лодка плывет (мани — «качающаяся полочка)

Плыви в моем доме (руки вытянуты, ладони закрывают угол)

Крепко держу колесо («держи колесо»)

Я главный капитан (4 ура)

Самолеты

Сегодня мы самолеты, (ИП сидит на пятках, «паровозик» (ручное вращение)

Мы не дети, мы летчики. (4 аплодисмента)

Руки — нос и руки — крылья («нос», «крылья»)

Эскадрилья полетела. (встать, развести руки, крылья)

Кошки-мышки

Вот удар, (покажи кулак левой руки)

А вот ладонь (пальцы растопырены, ладонь) вверх

На его ладони сидел кот. (когти «правой руки движутся по ладони левой)

Я сел считать мышей

Один два три четыре пять. (правой рукой сгибайте по одному пальцу левой)

Мыши очень испугались, (крутить кулаком)

Быстро забежали в дыры (спрячьте кулак под правую подмышку)

Паровоз

Локомотив ехал (руки в «замке») большими пальцами вращать

Подцепил карету и сел. (индексы взаимоблокированы)

Паровоз ехал

Подцепил карету, забрал…………..

Как проводить занятия?

Хочу отметить, что все пальчиковые игры были тематическими. В начале урока велась беседа на тему, например: животные, овощи, новогодние праздники и т.д. Игра началась с того, что я показывала движения, четко произнося все звуки. Затем мы повторили упражнение вместе несколько раз до полного запоминания. Как правило, дочка быстро запоминала все игры, тем более, что в детском саду эти упражнения повторяли довольно часто. В начале наших уроков младшему ребенку было около года, кстати, он тоже интересовался нашими играми и участвовал как мог.

Теперь и сами игры из наших тетрадок. 

Считалочка

Один, два, три, четыре, пять Один раз, два, три, четыре, пять Мы пересчитаем пальцы Сильный дружелюбный, все так необходимо С другой стороны снова Один раз, два, три, четыре, пять Пальцы быстрые, хотя и не очень . чистый. (во время упражнения по очереди сгибаем пальцы сначала влево, а затем вправо, на последних строчках махаем пальцами обеих рук)

Снежок

Раз, два, три, четыре (сгибаем пальцы) Мы с тобой слепили снежок (делаем воображаемый снежок, меняя положение ладоней) Круглый, крепкий, очень плавный (показываем круг, сжимаем ладони, поглаживаем) И совсем не сладко (трясет пальцем) Один бросок, два поймать (бросить и поймать воображаемый снежок) Давай бросим и сломаем три. (топая ногами)

Семейка

Этот палец — дедушка, этот палец — бабушка, этот палец — папа, этот палец — мама, этот палец — я, здесь и вся моя семья. (ласкаем (растираем) каждый палец, начиная с большого пальца, на последней строчке делаем «прядь» из ручек»)

Зверята

Встречаются два котенка: «Мяу-мяу!», Два щенка: «Ав-ав!», Два жеребенка: Иго-го! », Два тигрята:« Ррр! «Два быка:« Муу! «(для каждого ряда поочередно соединять пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца. В последнем ряду показать рожки, растягивая указательный и мизинец.)

Посуда

Раз, два, три, четыре (стуча кулаками друг о друга) Мыли посуду (хлопаем в ладоши) Чайник, чашку, половник, ложку (сложите пальцы, начиная с большого) И большой половник Мыли посуду (ладонь к ладони) Только Чашку сгибаем (сгибаем пальцы, начиная с большого) Половник тоже оторвался Носик чайника сломался Ложку сломали немного Помогли маме (хлопайте в ладоши)

Считаем овощи

У Лариски две редиски, у Алешки две картофелины, в сережке сорванца два зеленых огурца, у Вовки две морковки и у Петьки две редиски. (Согните пальцы по очереди, начиная с большого пальца сначала левой руки, затем правой)

Апельсин

Мы разделили апельсин, (хлопните в ладоши) Нас много, но он один. Этот кусочек для ежа, (складываем пальцы) Этот кусочек для быстрого приготовления, Этот кусочек для утят, Этот кусочек для бобра, а кожура для волка. (мы разводим руки в стороны) Он злится на нас, горе! (встряхнуть пальцем)
Беги кто куда! (имитирует бег пальцами по столу)

Новый год

Перед нами елка (пальцы переплетены, из указательного — елочка) Шишки, иголки (указательные пальцы «по бокам» показывают иголочки) Шарики, фонарики (показывает кружок большими и указательными пальцами) Зайчики и свечи (показывает уши) Звезды, человечки. (пальцы переплетены, из указательных — звездочка)

Улитка

Улитка бьет рогами — (большой палец правой руки держит средний и безымянный пальцы, указательный и мизинец прямые)
Ворота в саду закрываются (кладет «рожки» на ладонь левой руки)

Быстро откройте ворота, (левая рука «открывает» ворота)

Пусть улитка вернется домой (правая рука «ползет»).

Зимний лес

Ежик, медведь, барсук, енот, Зимой они спят каждый год Волк, заяц и лисица А зимой найдешь в лесу (соединяем пальцы по очереди друг с другом)

Зернышко

Зерно посадили, (пальцами в ладонь зерно кладем) Солнце выглянуло. (сжимаем и разжимаем кулаки) Солнышко, светятся — светятся! Семена, расти — расти! Появляются листья, (пальцы соединяются по очереди с большим пальцем двух рук одновременно) Цветки распускаются. (закрытие и открытие кулачков)

Утята

Пятеро утят плывут вперёд, На берегу их мать ждет, (Одна из рук — «утка-мама» — лежит на столе, упираясь в локоть, пальцы соответствуют количеству утят) Но вернулись на берег только четыре утята мама (потихоньку сгибаются пальцы) Плавают четверо утят… Плавают три утята… Плавают два утята… «На берегу мама ждет», «кивок» одной рукой («Мама-утка») И сразу пятеро утят Обратно к маме!

Козлята

(На обе ручки мы нажимаем большими пальцами средний и безымянный пальцы.) Однажды коза пошла навестить кого-то через мост, (держимся за руки горизонтально, взявшись за руки), а другая подошла к нему, пришла домой. (На первом слоге каждого стиха мы взяли за руки качели) Два глупых брата-рогоносца направились к мосту, не желая уступать, а еще один проигрывать. Козы долго дрались, разбегались и толкались. Вот с запущенной головой — бу! (На слово «бу» — хлопаем в ладоши) А с моста в воду — плескай! (Кладем руки на колени).

Зайка

Зайчик поскакал по лесу (пальцы «прыгают» по столу)
Серена искала еду. (пальцами обеих рук чередуйте стол)
Вдруг кролик сверху
Уши взлетели, как стрелы. (изображаем ушки ручками)
Слышен мягкий шорох:
Кто-то крадется в лес. (пальцы медленно ходят по столу)
Заяц путает следы
Выбирайся из неприятностей. (пальцы быстро бегают по кругу по столу)

Снежный пирог

Снег падал на порог, (медленно руки вверх-вниз) Кот лепил себе торт. (ладони друг к другу прижимаем — лепим лепешку) А я тем временем резал и пек, Пирог утекал ручьем (пальцами обеих рук пробежался по столу) Пирожные себе, (ладони сжимаем — лепим торт) Не из снега — из муки.

Кулачок

Этот палец маленький, (мизинец согни)
Этот палец слабый (безымянный палец сгибаем)
Этот палец длинный, (давайте согнем средний палец)
Этот палец крепкий (сгибаем указательный)
Этот палец — толстый человек (сложите большой палец)
Что ж, вместе — одна камера!

В гости

Во время посещения большой палец (большой палец согнут, остальные сжаты в кулак)

пришел прямо домой:

Указательный и средний палец, (согласно тексту попеременно сгибать пальцы)

Безымянный и последний.

Сам мизинец, дети

Я постучал на пороге.

Пальцы вместе друзья, (сжать пальцы в кулаки и апрель)

Они не могут жить друг без друга.

Торт

Тесто запоминаем ручками (сжимаем и разжимаем пальцами)

Будем готовить сладкий пирог. (как если бы мы затирали пасту)

Смажьте центр вареньем, (круговыми движениями ладонями по столу)

А верх — сладким кремом (круговые движения ладонями друг против друга)

И кокосовый ребенок

Немного присыпаем торт («крошкой» присыпаем пальцами обеих рук)

А потом сделаем чай —

Пригласите друга в гости! (одна рука держит другую)

Клён

Ветер медленно трясет клен (пальцы растопыренные и вытянутые)

Наклоны вправо, влево: (размахивает ладонями влево и вправо)

Один — наклон и два — наклон, (наклоняем влево-вправо ладонями вниз-вниз)

Клен шелестел листвой. (двигай пальцами)

Белочка

Белка сидит на телеге (хлопайте в ладоши) Она продает орехи (стучит кулаками друг о друга) Сестра лисичка (складывает пальцы, по одному, начиная с большого) Воробей, большая синица, толстые лапы черного медведя, ушастая Заинка.

Козленок

Бу-бу, я рогатый (рога из пальцев) Бу-бу, я один с хвостом (хвостик за спиной) Бу-бу, у меня уши (уши из ладоней) Бу-бу, очень страшно , (рога из пальцев, жопа) Бу-бу, испуг, бу-бу, задница.

Виды

Пальчиковые игры делятся на три типа. Каждый возрастной период имеет свою сложность игры.

  • Игры для самых маленьких (2-6 месяцев). Это простые задания, которые помогают развить реакцию. Например, поглаживание, прикосновение, повторение движений.
  • Физические упражнения и массаж (7-12 месяцев). Укрепите мышцы рук и пальцев.
  • Сказки (от 9 месяцев). Этот вид отличается тем, что вы можете изобразить героев собственноручно. Одним из примеров является популярная игра пальцами «Сорока-ворона”.

Подробнее: Введение рисовой каши в детское питание

Но, кроме пальчиковых игр «Филч», их очень много. И вот некоторые из них.

Источники

  • https://Razvivashka.online/metodiki/palchikovye-igry-do-goda
  • https://biblioteka-school.ru/korotkie-stihi-i-poteshki-malysham-1-2-3-let/palchikovye-igry-poteshki-detjam-do-god/
  • https://www.center-sozvezdie.ru/journal/palchikovye-igry-dlya-detey.html
  • https://babyzzz.ru/0-1/9933.html
  • https://www.pravmir.ru/palchikovye-igry-dlya-detej/
  • [https://sibmama.ru/palchikovie_igri.htm]

[свернуть]
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: