Психосоматические симптомы у детей

Что такое психосоматические расстройства?

Под психосоматическими симптомами у детей понимаются заболевания, возникающие из-за психических и эмоциональных факторов. Многие родители наблюдают у своих детей простуды, кишечные расстройства, аллергию, и, несмотря на настойчивый уход, дети продолжают часто болеть. В такой ситуации следует обратить внимание на психику ребенка, так как во многих случаях физическое заболевание возникает из-за психосоматических факторов.

Специалист по детской психологии Себелева Юлия Григорьевна

Опыт работы — более 13 лет, кандидат психологических наук. Работа с семьями, помощь в детско-родительских отношениях. Помогает при возрастных кризисах у ребенка. Психологическая поддержка при грудном вскармливании и завершении лактации. Психологическая коррекция при нарушениях развития у ребенка и трудностях адаптации.

Записаться на прием

«Ковидный туман»

«Я заболела коронавирусом в легкой форме, температура не превышала 37,8 градуса», — говорит 35-летняя Наталья. — В начале болезни ощущения были как при обычном ОРВИ. Но тут с головой что-то начало происходить: живешь как в тумане. Вы не хотите ни о чем думать, ничего не делать. Я нахожусь вне этого состояния больше двух месяцев».

44-летний экономист Алексей, у которого тоже был относительно легкий коронавирус, тоже жалуется на апатию: «Я на две недели погрузился в кошачью жизнь. Просыпаешься, немного поешь, потом впадаешь в ступор, незаметно засыпаешь. И так весь день. Ничто не держит вас в голове, вы не помните важные вещи. Потом она стала постепенно исчезать, но долго не было сил заниматься какой-либо интеллектуальной деятельностью».

Но 49-летняя Светлана, госпитализированная с двусторонней пневмонией, столкнулась с другими последствиями. В течение трех месяцев после выписки он страдал бессонницей и тревогой, а в те короткие промежутки времени, когда он мог заснуть, — от кошмаров. В результате женщине пришлось обратиться за помощью к психиатру.

Психосоматические симптомы у детей
Фото © Pixabay

На эти последствия специалисты обратили внимание после первой волны пандемии. На сегодняшний день, по данным исследователей, более трети тех, кто переболел коронавирусом, так или иначе имели негативные последствия для психики. Спектр расстройств очень широк: от апатии до стойкой депрессии, до панических атак и проблем с памятью. Врачи также обнаружили зависимость: чем тяжелее болезнь, тем тяжелее психологические последствия.

«Вообще очень сложно говорить о каком-либо однозначном влиянии коронавируса на психику человека, — говорит Николай Старостин, психиатр частной клиники в Санкт-Петербурге. — По двум причинам. Во-первых, мы до сих пор не знаем точно, как работает механизм воздействия вируса на психический аппарат человека. Уже существует несколько исследований, но они все еще обсуждаются в научном сообществе. Мы понимаем, что на это явно влияют сосудистые поражения — в конце концов, они являются основной мишенью вируса. Но этих знаний еще недостаточно, чтобы делать однозначные выводы».

Психиатры обращают внимание на то, что проблема психического здоровья, связанная с COVID-19, намного шире простого воздействия вируса на организм человека. Можно сказать, что его действие на психику человека начинается гораздо раньше, чем он попадает в организм.

Причины появления психосоматических симптомов

Причин появления психосоматических симптомов у ребенка много: воздействующие на него стрессы могут быть как во внутренней среде (в семье), так и во внешней (детский сад / школа).

Частые конфликты между родителями, выяснение отношений перед ребенком, хроническое напряжение в семье — травмируют и ребенка, и подростка. При отсутствии внимания к эмоциональной жизни ребенка эти обстоятельства могут спровоцировать начало болезни.

Адаптация в детский сад — непростой этап для ребенка. Ему приходится общаться с новыми взрослыми (педагогами, учителями) и большим количеством детей, учиться подчиняться, сотрудничать и многое делать самостоятельно. В начальной школе и при переходе в пятый класс познавательная, эмоциональная и коммуникативная нагрузка ложится на ребенка одновременно. Вы должны привыкнуть к учебной деятельности, наладить отношения с одноклассниками и учителями. Страх быть отвергнутым, боязнь не завести друзей, не оправдать ожиданий родителей и просто устать могут также привести к психосоматическим симптомам. Школа также является стрессом для родителей, поэтому они часто становятся чрезмерно требовательными, критичными и не могут поддержать ребенка.

Во всех этих случаях стресс у ребенка становится хроническим, а нервное напряжение находит выражение в физической форме.

Как выходить из «тумана»?

Процесс выхода из «постовариальной депрессии» длится не так быстро. В первую очередь, советуют врачи, необходимо понять, носят ли психические последствия физиологический характер, например, связаны ли они с повреждением сосудов. Это можно обнаружить только в сотрудничестве со специалистом. В этом случае врач выпишет необходимые лекарства: например, доказано, что некоторые препараты для профилактики инсульта дают положительный эффект при выздоровлении.

Нет необходимости стремиться резко выйти из посткоидного синдрома. Скорее всего, это не сработает, и организм, уже измученный болезнью, получит дополнительную нагрузку.

Поэтому врачи не рекомендуют сильные эмоциональные потрясения и большие физические нагрузки. Стимуляторы, в том числе алкоголь, тоже вряд ли помогут.

Психосоматические симптомы у детей
Фото © Pixabay

«Необходимо восстанавливать не только психику, но и весь организм», — говорит Николай Старостин. «Вы можете начать со здоровой диеты, пищи, богатой витаминами и аминокислотами». Что касается физических нагрузок, то они очень нужны, но увеличивать их нужно постепенно. Старостин рекомендует больше времени проводить на природе, гулять или кататься на велосипеде, заниматься дыхательной гимнастикой и йогой.

По его словам, качественный продолжительный сон, медитация и расслабляющие упражнения могут иметь хороший эффект.

Если болезнь все же приводит к более серьезным психическим последствиям — приступам паники, бессоннице, навязчивым страхам и т.д., лучше всего обратиться к психиатру. Специалисты не рекомендуют в таких случаях заниматься самолечением, в частности «прописывать» себе сильнодействующие препараты. Откладывать визит к врачу тоже не стоит — чем раньше человек начнет бороться с психическими последствиями коронавируса, тем лучше результат.

Подпишитесь на канал AIDS.CENTER в Яндекс.ДзенеDepressionCoronavirus

будем друзьями?

  • нравится это
  • свет
  • входить
  • свет

читайте также

Общество Ядовитая психология. Как найти хорошего психолога и не попасть к шарлатану

    ПсевдонаукаПсихология

Общество Германия уже практически достигла показателей «90–90–90». Как ей это удалось и как устроен ВИЧ-сервис в главной стране Европы

    ВИЧЛГБТ

Какие бывают психосоматические симптомы у детей?

Наиболее частые психосоматические расстройства:

  • некоторые кожные заболевания,
  • аллергия,
  • астматические состояния, хронический кашель,
  • заболевания желудочно-кишечного тракта,
  • проблемы с питанием
  • нарушения мочеиспускания и стула,
  • некоторые гинекологические заболевания,
  • головная боль, головокружение, высокое кровяное давление,
  • частые заболевания (простуды, ОРВИ),
  • частые телесные повреждения
  • заикание и некоторые нарушения речи.

Диагностика

  • Необходимо исключить органическую этиологию (причины) симптомов. Необходимые исследования и испытания продолжаются.
  • Консультации по психическому здоровью для дальнейшего обследования и лечения. Психотерапевты разговаривают с детьми и членами семьи, чтобы попытаться определить основные психологические проблемы или проблемные семейные отношения.

Что происходит, если потеря родителя случилась в детском или подростковом возрасте?


Подобные события — серьезное травмирующее событие для ребенка. У детей, потерявших маму или папу в раннем возрасте, развиваются:

  • чувство неуверенности;
  • чувство покинутости, потерянности;
  • депрессивные реакции в подростковом и взрослом возрасте.

В результате преждевременная смерть родителя в зрелом возрасте нередко проявляется деструктивным расставанием в личных отношениях, неспособностью строить близкие отношения. Также было обнаружено, что чувства, возникающие в результате потери близких, аналогичны тем, которые возникают в результате перенесенной болезни или травмы. Психика реагирует на травму чувством ужаса, возбужденным поведением, неадекватными реакциями и отчаянием. В будущем безразличие и онемение могут развиться как защитная реакция на травму, или ребенок может страдать от повторяющихся воспоминаний о родителях или их потере. Чаще всего речь идет о таком заболевании, как посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). В качестве диагноза посттравматического стрессового расстройства у детей изучаются 3 фактора:

  • избегать;
  • повторные переживания;
  • повышенная возбудимость с онемением.

Маленькие дети разыгрывают событие в играх. Они проявляют тревогу, жестокость и однообразие. Интересно, что маленькие дети могут говорить о травмах, не испытывая при этом дискомфорта. Но они также будут страдать от кошмаров, которые приходят к ним во сне.

Какие ситуации могут спровоцировать психосоматические заболевания у детей?

Наиболее частыми причинами психосоматических расстройств у детей являются:

  • окружение, психологический климат в семье (напряженность между родителями, частые ссоры). В этих случаях ребенок пытается стать «спасителем» родительских отношений. Подсознательно он решает: «Если я заболею, мама и папа перестанут ссориться, мы все будем вместе». И это часто срабатывает: в период болезни ребенка родители объединяются перед лицом общей беды, откладывают ссоры и все силы посвящают лечению ребенка. Но после его выздоровления ситуация в семье становится такой же, ребенок снова страдает и в результате снова заболевает. Замкнутый круг. Дети, страдающие родительскими конфликтами, часто предрасположены к заболеваниям носоглотки (тонзиллит, тонзиллит, хронический ринит, средний отит);
  • сильное эмоциональное потрясение (потеря любимого человека, домашнего животного, развод родителей). Ребенок тяжело переживает такие события. Ему тяжелее справиться с болью. Часто, не понимая, почему это произошло, ребенок неосознанно начинает винить себя. Если чувство вины не отпускает, оно нарастает, давит, ребенку трудно его преодолеть, он заболевает физически. У детей процесс печали не такой, как у взрослых. Внешне ребенок может быть спокойным и веселым, но на уровне его тела и психики происходят изменения, «обостряющиеся» изнутри;
  • рождение еще одного ребенка. Часто малыш не готов к рождению брата или сестры. Внезапно для всех он становится «уже взрослым» и должен понимать, что его младшему брату или сестре (!) Больше нужна мать, чем ему, которой нужно делить с ребенком комнату, игрушки, любовь и родительское внимание в целом, все, что раньше принадлежало только ему. Он чувствует себя брошенным, бесполезным, отвергнутым и, как правило, не делится своими чувствами с родителями. Накапливаясь, такие ощущения могут привести к аденоидиту, частым ОРВИ.
  • отношения с матерью. Сюда входит чрезмерное влияние матери (чрезмерная опека) и, наоборот, невнимательность (невнимательность). В первом случае мать слишком много заботится о ребенке, контролирует каждый шаг, буквально «душит» его своей заботой. Это часто приводит к психосоматическим нарушениям дыхательной системы (хронический кашель, бронхит, бронхиальная астма). Согласно гипотезе матери, ребенок по большей части предоставлен самому себе и вынужден решать все свои проблемы самостоятельно. Но такая ноша для него слишком велика. Это может вызвать проблемы с пищеварительной системой (тошнота, рвота, диарея и т.д.);
  • трудности в адаптации в новом коллективе (садик, школа), трудности во взаимоотношениях с другими детьми. Часто родители жалуются, что ребенок неделю ходит в сад, а потом две недели болеет и так все время. И не всегда причина кроется в слабом иммунитете. Может, ребенок просто не хочет туда идти, ему там плохо, страшно, грустно. Подавление этих чувств может привести к частым простудным заболеваниям, герпесу и даже обморокам;
  • чрезмерные требования, чрезмерная строгость и завышенные родительские ожидания. Если родители слишком строги, устанавливают слишком высокий уровень поведения, у ребенка развивается чувство неудачи, страх не оправдать ожидания взрослых. Кроме того, родители часто подавляют эмоции ребенка, используя такие фразы, как «хорошие дети не делают этого», «дети не плачут» и так далее. Когда ребенок не позволяет себе выразить то, что он чувствует, это прямой путь к боли в горле, хроническому кашлю и насморку. Кроме того, такие дети часто страдают заиканием, логоневрозом, которые сопровождаются судорогами артикуляционной системы, возникающими в результате чрезмерного возбуждения нервной системы и хронического напряжения мышц лица, гортани и грудины. Это подтверждается практикой нашего Центра.

Это далеко не все возможные примеры развития психосоматических заболеваний у детей. Существует так много. У каждого ребенка они развиваются и протекают по-разному. Это зависит от его восприимчивости, чуткости, умения преодолевать трудности.

Телесная память травмы

Организм помнит переживания, в том числе травматические. Если повернуть ногу один раз, в подобных ситуациях это можно повторять снова и снова.

Травма памяти возникает в сознательном возрасте — от 10 до 11 — и связана с развитием произвольного поведения, рефлексии. Что делать, если ребенок часто падает и получает травму в одной и той же ситуации: ехал на велосипеде, занимался спортом или, может быть, просто гулял?

В его основе лежат психологические и функциональные факторы: незащищенность и неправильное движение. Неправильное движение, которое привело к травме, легко исправить, потому что оно эмоционально интенсивно. К этой ошибке приводят ожидание второй ошибки, неуверенность, стресс.

Будь лучшим . или будь собой?

В истории о подростке на велосипеде вероятность этого очень высока: он не впервые ломает ногу, пытаясь выполнить трюк.

Привычная травма может возникнуть и без уловок (ребенок постоянно выкручивает ногу при ходьбе). Проблема исчезает с ростом уверенности в себе. Обретение независимости и личной поддержки, успех в жизни меняет темп, делает его более эластичным и сильным.

Мышцы, которые постоянно травмируются, можно укрепить с помощью упражнений. Можно сделать самому, но лучше взять несколько уроков с тренером, который шаг за шагом исправит ошибки, подскажет, как правильно двигаться. Особенно это касается спорта и занятий спортом — паркура, катания на коньках, велотрюков.

Психолог поможет справиться со страхом и неуверенностью, с «смутным ощущением» травмы, поможет завершить «гештальт»: выполнить действие, которое хотелось совершить в момент первого переживания травмы.

Тревожные ожидания

Уже в первой волне пандемии в 2020 году психиатры обратили внимание на изменение психического здоровья населения. Завалы, другие ограничения по коронавирусу, удаленная работа, постоянное нахождение человека дома — все это уже вызвало негативные психологические эффекты. Добавьте к этим тревожным ожиданиям — страх серьезно заболеть, страх перед близкими, возможность потерять работу — и вот он, набор, который несет тяжелую ношу для человеческой психики.

В то же время некоторые исследователи заговорили о росте суицидных и депрессивных настроений у достаточно здоровых граждан в разных странах мира. Кроме того, начали появляться данные о росте случаев домашнего насилия и разводов.

Психосоматические симптомы у детей
Фото © Pixabay

Когда человек заболевает, его тревожные ожидания растут. Пациент начинает с боязни следить за своим состоянием, симптомами, температурой, дыханием. Никто не хочет попадать в больницу с жестким карантином. Еще больше опасений вызывает возможность развития серьезных осложнений, использование аппаратов искусственной вентиляции легких и других процедур. Сейчас врачи уже знают, что самые серьезные психологические последствия возникают именно у пациентов, перенесших искусственную вентиляцию легких.

Постковидный синдром?

Целый ряд последствий у людей, переживших новую коронавирусную инфекцию, уже получил название «пост-COVID-19 синдром». К его симптомам относятся уже хорошо известные нам психические расстройства: «туман в голове», дезориентация в пространстве, панические атаки и когнитивные нарушения. Однако некоторые исследователи говорят, что психические проблемы у тех, кто переболел covid, — это не уникальные последствия нового заболевания, а осложнения, вызываемые любым серьезным инфекционным заболеванием.

Так, в 2020 году в авторитетном медицинском журнале The Lancet появилась статья, в которой проанализировано 72 исследования последствий эпидемий — предшественников вирусов COVID-19 — SARS-1 и MERS. Психические расстройства у излечившихся от этих инфекций оказались идентичными: спутанность сознания, подавленное настроение, тревога, нарушение памяти, бессонница и даже бред. Таким образом, можно сделать предварительный вывод: вирус COVID-19 не обязательно обладает уникальными свойствами, влияющими на психику.

Психосоматические симптомы у детей
Фото © Pixabay

Симптомы ПТСР на фоне утраты близких

Ключевые симптомы:

  • гнев, напряжение и нервозность;
  • повышенная потливость, гипервентиляция, учащенное сердцебиение;
  • расстройство избегания — человек ищет ситуации и предметы, которые будут вызывать воспоминания о потерянном человеке;
  • размышления о чувствах, которые покойный испытывал перед смертью;
  • кошмары, плохой сон;
  • вина за произошедшее;
  • негативное мышление, пессимизм;
  • измените свой распорядок дня, чтобы избежать воспоминаний;
  • избегание эмоций, связанных с пережитой болью и в целом с этой темой.

Большинство людей постепенно избавляются от боли, но при посттравматическом стрессе симптомы появляются и не проходят через 1-2 месяца.

Как действует вирус?

Но причины посткоидных психических расстройств — это не просто опасения за свою жизнь. Здесь начинают играть роль реальные факторы заболевания. Недостаток кислорода в организме также приводит к плохой подаче кислорода в мозг. Этот эффект может привести к ряду последствий для нервной системы.

Согласно исследованию итальянских врачей, опубликованному в журнале Brain, Behavior and Immunity, 55% пациентов с covid имели какие-либо психические проблемы. Ученые, опросившие 402 человека, связывают их с гормональными нарушениями, вызванными иммунной системой, которая сопротивляется вирусу. Еще одна причина негативных психических последствий — сильный стресс, который испытывает организм пациента.

Последующее исследование психики пациентов, перенесших COVID-19, скорректировало данные итальянских специалистов. Поэтому группа исследователей из США и Великобритании получила менее пессимистичные результаты. После масштабного изучения историй болезни более 230000 человек ученые заявили, что только 34% из тех, кто заразился коронавирусом в течение шести месяцев, жаловались на тревожность и расстройство личности.

Самонаказание и чувство вины

Дети чувствуют себя виноватыми за проступки, которые остаются безнаказанными. Если ребенок часто падает и ударяется головой, это иногда служит самонаказанием. Это происходит не специально. Скорее ребенок (или даже взрослый) так волнуется, что становится невнимательным, а чувство стыда делает тело неуклюжим и неуклюжим.

Неисправность могла быть очевидной: ребенок поджег огонь. Подобные события оставляют глубокий след в душе, а наказание помогает справиться с чувством вины. Иногда необходимо поговорить с ребенком о том, почему нет наказания (случившееся может показаться значительным только в глазах ребенка).

Как помочь ребенку справиться со стрессом

Иногда у ребенка есть секрет (например, он солгал и считает ложь недопустимой). Если ребенок слишком категорически и резко отвергает вас в любом разговоре — «Я же сказал, что все хорошо, оставьте меня в покое!» — Пусть с ним поговорит человек, которого он не боится, которому он доверяет, или психолог.

В третьем случае причины вины самому ребенку не ясны. Он не осознает этого — он чувствует себя виноватым из-за того, что «недостаточно хорош». Ребенку часто может быть стыдно или его критикуют. Высокие стандарты поведения в семье, устанавливаемые самой ситуацией (все в семье «профессора» и не разбираются в математике) или отношениями (единственная возможная оценка «5», хороший человек не ведет себя как свинья), развивают у ребенка чувство неполноценности.

Как формируются психосоматические заболевания?

Человеческие переживания, тревоги, отрицательные эмоции должны быть отброшены или обработаны, их нельзя удерживать в себе, иначе они никуда не исчезнут и останутся «сохраненными» в теле. Если травмирующая ситуация, которая приводит к психическому расстройству, повторяется снова и снова, эмоции накапливаются внутри и в конечном итоге находят выход в виде некоторых физиологических симптомов.

Что делать при психосоматических симптомах у детей?

Определить, является ли плохое физическое состояние следствием психосоматического расстройства, — непростая задача. Следует внимательнее относиться к ребенку, наблюдать за ним, разговаривать с ним (что его беспокоит, от чего он устал). Если у родителей есть малейшие догадки о наличии психосоматических проблем, рекомендуется немедленно обратиться за помощью к специалисту.

записаться на прием к психологу в Fantasy Clinic можно по телефону +7 (495) 106-79-99.

Что делать, если ребенок часто падает: правила родителю для профилактики травматизма

Причин травмирующего поведения может быть несколько. Но чтобы не допустить подобных происшествий, необходимо соблюдать несколько правил.

  1. Занимайтесь с ребенком спортом, развивайте его ловкость и мышечную систему, преодолевайте физические недостатки (плоскостопие, сколиоз).
  2. Не игнорируйте типичные необратимые травмы. Они основаны на неправильном движении, которое можно исправить, работая с тренером.
  3. Будьте внимательны к изменениям в поведении и эмоциональном состоянии ребенка, помогите ему говорить.
  4. Избегайте сосредоточения внимания на травме, чтобы не усилить травмирующее поведение.
  5. Покажите ребенку пример бережного и внимательного отношения к себе: не теряйте боли, не проявляйте чудес терпения, героизма, залечивайте раны, обратитесь к врачу. Так и с ребенком. Забота о теле — тоже проявление любви.
  6. Поговорите с ребенком о важности заботы о себе и своем теле. Тело одно на всю жизнь, других не будет.
  7. Научите ребенка методам самопомощи в экстремальных ситуациях. Что делать, если нога сломана, сильно порезана, укушена собакой.

Эти простые правила помогут вам сохранить физическое и психическое здоровье, а также здоровье вашего малыша.

Автор статьи: Вашкевич Юлия Борисовна

Получайте новые статьи раз в неделю:

Электронная почта: * Зарегистрируйтесь на основе SendPulse Поделитесь с друзьямиVKontakteFacebookVotsapTelegramTweeter
Читать статью

Как родители усиливают страхи своих детей или даже создают новые.

Страхи родителей, которые передаются детям

Родительские страхи, которые передаются их детям
Читать Читать статью

Мы учим подростка относиться к карманным деньгам как к настоящей зарплате.

Инструкция: как научить ребенка обращаться с деньгами

Инструкция: как научить ребенка управлять деньгами
Читать Читать статью

Уличный шум, разговоры, телевизор, водопроводная вода — эти звуки ребенок не выносит. Мы понимаем причины и решения.

Родительские послания

Наиболее частые причины травм у детей вызваны вредоносными сообщениями родителей:

  • «Заботиться о себе — это не мужчина»
  • «Настоящие мужчины не чувствуют боли»
  • «Боль надо терпеть»
  • «Вы уже взрослый человек, чтобы ходить с болячками»

Эти сообщения реализуются посредством следующих действий: родитель игнорирует раны, ссадины, синяки ребенка («лечит до брака», «все постоянно болит в этом возрасте»), ругает за слезы, насмехается над просьбой ребенка осмотреть и вылечить рана — она ​​может быть незначительной, но ребенок этого не понимает.

В истории с мальчиком на велосипеде, скорее всего, есть такие обещания. Мама действует из самых лучших побуждений: сделать ребенка сильнее, сильнее, независимее, дать ему почувствовать последствия своих действий, но в результате он не учится заботиться о себе, пренебрегает здоровьем и жизнью.

Родительские страхи, которые передаются их детям

Лучше изменить менталитет на более позитивный и менее резкий: «Я знаю, что ты можешь позаботиться о себе». В юном возрасте укрепляйте действиями: подуйте синяк, залечите даже незначительную ранку. Ребенок учится относиться к себе, наблюдая за отношением к нему родителей. Со временем он научится заботиться о себе (и других!).

В старости обращайте внимание на сложные травмы или травмы, помогите при необходимости ограничить движения травмированной части тела.

Самый разрушительный родительский посыл — «Не живи». Он формируется в результате экстремальных и трудно переносимых обстоятельств в жизни одного из родителей или на фоне послеродовой депрессии и может быть выражен следующими словами:

  • «Из-за вас я не закончила учебу (потеряла здоровье, потеряла мужа)»
  • «Я буду любить тебя больше, когда ты уйдешь (если ты совершишь подвиг)»

Ребенок в такой системе переполнен чувствами вины, гнева, отторжения, негодования, пытается заполнить пустоту и стать достойным материнской любви, часто из-за крайнего поведения.

Вторичная выгода

Здесь, как и в случае с некоторыми детскими болезнями, мы ищем преимущества: избавиться от школы и снизить уровень стресса, пропустить следующий тест, привлечь внимание семьи и друзей, почувствовать себя «героем», помириться между собой папы и мама.

Спокойное отношение к травмам, умеренное внимание и поддержание уровня ответственности и стресса помогут остановить порочный круг. Спокойное отношение не означает равнодушия к происходящему. Просто нужно поменьше поощрять такое поведение у ребенка фразами в духе «ты — герой». Раздражение и критика в некоторых случаях также служат поощрением.

Обратите внимание, что нагрузка на самом деле может быть высокой. Если ребенок жалуется на количество кругов и ходит тупым взглядом, уменьшите нагрузку — для него это явное превышение. Частые травмы у спортсмена, который активно готовится к сигналу о соревновании, перегрузке и истощении — тренер дает ему перерыв.

Как научить ребенка все успевать?

Психосоматика у взрослых

У зрелого человека психосоматика проявляется так же, как и у детей, но мы не всегда понимаем, от чего пытается нас защитить наш организм. В основе проявлений может лежать как конкретная проблема, так и общий психоэмоциональный упадок, недостаток эндорфинов, «острый недостаток сказочных событий» в жизни.

Топ самых частых заболеваний

Гипертония, бронхиальная астма, язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки и желудка, язвенный колит, нейродермит, ревматоидный артрит;

гипертиреоидный синдром, любые боли, психологическое бесплодие, панические атаки, аллергия, бессонница, ожирение, анорексия, алкоголизм, гастрит, панкреатит, геморрой, головные боли, заболевания носоглотки, простуды.

«Побочка»

Еще один фактор — побочные эффекты препаратов, применяемых для лечения COVID-19. Например, глюкокортикостероиды (ГКС) широко используются в современной противосудорожной терапии. Их часто назначают в больших дозах и достаточно длительно. Но в то же время ГКС могут вызывать галлюцинации, бредовые состояния, депрессию и даже маниакально-депрессивные состояния и паранойю. Прием других препаратов, применяемых при лечении ковида, например, некоторых противовирусных препаратов, также приводит к негативному влиянию на психику.

Интенсивные негативные чувства: ярость, гнев, раздражительность

Кроме того, наиболее частыми причинами травм у детей являются гнев, ярость и раздражительность. «Он в гневе ударил кулаком по столу», «в раздражении пнул стену», «в гневе разбил стекло» — эти ситуации указывают на неспособность или неспособность выражать сильные негативные чувства другим людям. Иногда только физическая боль или разрушение могут остановить приступ беспомощного гнева.

При этом не запрещайте ребенку злиться или злиться, забудьте фразы: «Ну, прекратите истерики», «попробуйте еще раз хлопнуть дверью» — это только усилит разрушительную силу эмоций. Не используйте сарказм и издевательства: «давай, сломай все здесь», «покажи, насколько ты силен».

Мамы, вы все учли при подготовке ребенка к школе?

Помогите ребенку заговорить, снять напряжение, без критики и оценок: «Я вижу, что вы злитесь (расстроены, раздражены, злы), но вы этого не показываете. Вы можете поделиться тем, что произошло».

Часто признания права на чувство или эмоцию достаточно, чтобы уменьшить их силу и интенсивность. После того, как ребенок раскроется, помогите решить проблему: проанализируйте ситуацию, как вы можете ответить обидчику; признайте свою ответственность в конфликте, если злоба на вас.

Когда эмоциональное состояние видно, проблема очевидна и понятна. В этом случае предположим, что человеку нужно научиться контролировать эмоции.

Гнев не всегда на поверхности. Когда ребенок считает гнев неприемлемым, он контролирует его и сдерживает. Однако это слишком сильная и необходимая эмоция, чтобы ее можно было так легко подавить. Подавленный гнев с большей вероятностью приведет к самоагрессии и причинению вреда, чем гнев, выраженный извне. Помогите своему ребенку осознать и выразить чувства: «Я вижу, вы пытаетесь скрыть свой гнев», «Я думаю, вы думаете, что гнев слишком плох, чтобы показывать его».

Признаки, указывающие на вероятность психосоматической основы симптомов

  • симптомы напоминают расстройства нервной системы (паралич конечностей, глухота или слепота, судорожный тремор),
  • неуверенность, нечеткие симптомы (утомляемость, головная боль или тошнота),
  • несогласованность симптомов
  • одновременное наличие нескольких симптомов,
  • внезапное появление симптомов на фоне хорошего здоровья без видимой причины,
  • ребенок испытывает чрезмерную тревогу и тревогу по поводу своего симптома, который по степени выраженности не соответствует ситуации; чрезмерная забота о симптомах,
  • здравоохранение становится центром жизни ребенка.

Ковид как травма

Специалисты Национального медицинского исследовательского центра. В.М. Бехтерева считает, что после COVID-19 у пациентов появляются симптомы, характерные для так называемого посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).

ПТСР — это психическое расстройство, которое возникает после событий, оказывающих травмирующее воздействие на психику человека. При этом травматичность произошедших событий связана с чувством человеческой беспомощности, невозможностью повлиять на происходящее, противостоять опасности. Типичными симптомами посттравматического стрессового расстройства являются воспоминания, кошмары, частичная амнезия, эмоциональная нестабильность и панические атаки. Эти проявления могут возникнуть не только сразу после травмирующего события, но и спустя месяцы и даже годы.

Психиатрам хорошо известно посттравматическое стрессовое расстройство: это расстройство может возникнуть после любого травмирующего события в психике человека. И covid вполне мог стать одним из них.

Психосоматические симптомы у детей
Фото © Pixabay

Источники

  • https://fantasyclinic.ru/services/treatment/psikhologiya/psikhosomaticheskie-simptomy-i-zabolevaniya-u-detey/
  • https://spid.center/ru/articles/3526/
  • http://www.avgustcenter.ru/uslugi/psiholog-psihoterapevt/psihosomaticheskie-problemi-u-detey
  • https://www.IsraClinic.com/nashi-publikatsii/psikhiatriya/simptomy-stressovykh-rasstroystv-posle-smerti-blizkikh/
  • https://emberint.ru/articles/psihosomatika_y_detey/
  • https://medalvian.ru/zhurnal/6-prichin-travm-detej/
  • https://psiholognn.ru/articles/psihosomatika-u-detej-i-vzroslyh

[свернуть]
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: