Ребенок не переворачивается — причины и лечение

Признаки и проявления

То, что к 4-5 месяцам малыш не переворачивается, еще не настораживает. Желательно понаблюдать за ребенком на предмет других патологических задержек. Например, 4-месячный ребенок не интересуется звуками, не ищет их глазами или не может поднять голову в вертикальное положение, лежа на спине. Все это часто говорит о том, что у него задержка в физическом развитии, что может повлиять на его способность кататься.Ребенок не опрокидывается

Как научить ребенка переворачиваться?

Младенцы учатся, играя и исследуя окружающий мир, и то, что они узнают, покажется ребенку забавным. Используйте это пособие, чтобы помочь вашему ребенку развиваться.

Пусть ваш ребенок ежедневно играет на животике под вашим наблюдением, чтобы помочь ему развить мышцы и координацию, необходимые для того, чтобы кататься, сидеть, ползать и, в конечном итоге, ходить.

Как сделать время, проводимое малышом на животике, интересным и безопасным для него:

  • Выделите специально отведенное место для игры на животе. Например, можно расстелить на полу одеяло.

  • Укладывайте малыша на животик 2-3 раза в день по 3-5 минут каждый раз. По мере того, как ваш ребенок привыкает к этому занятию, вы можете увеличивать частоту и продолжительность занятий».

  • Когда ребенок лежит на животе, показав ему любимую игрушку, погремушку или ее отражение в маленьком зеркале, он может попробовать покататься.

  • Никогда не оставляйте ребенка без присмотра и не позволяйте ему играть с маленькими игрушками или предметами, которые могут стать причиной удушья.

Классификация

Степень задержки моторного развития оценивается по количеству возрастных диапазонов, для которых она задерживается. Исходя из этого выделяют 3 степени:

  • легкий — хронологический возраст отклоняется от календарного не более чем на 3 месяца (время MWR). Чаще встречается у детей с сопутствующими хроническими заболеваниями и отсутствием ухода;
  • средний: задержка моторного развития 3-6 месяцев. Типичен для детей с гипоксически-ишемической энцефалопатией;
  • тяжелая: истинное психомоторное развитие ребенка отстает от возрастной нормы более чем на 6 месяцев. Наблюдается при нарушениях развития головного мозга, хромосомных и генных синдромах, внутриутробных поражениях центральной нервной системы (энцефалит, гипотиреоз).

Кроме того, задержка двигательного развития может быть общей (задерживается освоение ребенком всех двигательных навыков) или частичной (одна конечность работает хуже другой, например, при акушерском парезе кисти, параплегии).

Причины

Отсутствие способности переворачиваться на животе часто связано с мышечной слабостью — гипотонией или дистонией. Но в медицине принято выделять 3 группы причин:

  1. Проблемы с внутриутробным развитием. В этом случае задержки вызваны токсикозом, неправильным питанием, вредными привычками, хроническими или острыми патологиями будущей мамы.
  2. Проблемы при рождении. Отсутствие способности переворачиваться наблюдается у недоношенных детей, во время быстрых родов или у малышей с гипоксией во время родов. Травма родов также негативно сказывается на физическом развитии малыша.
  3. Проблемы после родов. В эту группу входят врожденные патологии, простудные и инфекционные заболевания, нервно-психические нарушения развития. Причина также в лишнем весе, темпераменте ребенка.

Педиатры:

Авзалова Дарья Евгеньевна

Авзалова Дарья Евгеньевна

Педиатр, неонатолог

Опыт: 17 лет

Отзывов: 6

Позвони домой

Барзенок Татьяна Арсеньевна

Барзенок Татьяна Арсеньевна

Заведующий педиатрическим отделением, врач-педиатр первого класса

Опыт: 27 лет

Отзывов: 17

Назначить встречу Позвонить домой

Белоусова Елена Сергеевна

Белоусова Елена Сергеевна

Педиатр, нефролог

Опыт: 17 лет

Отзывов: 14

Назначить встречу Позвонить домой

Быков Михаил Викторович

Быков Михаил Викторович

Врач-педиатр высшей категории, специалист по ультразвуковой диагностике, кандидат медицинских наук

Опыт работы: 24 года

Отзывов: 3

Назначить встречу Позвонить домой

Казакова Лилия Валентиновна

Казакова Лилия Валентиновна

Врач-педиатр, неонатолог, руководитель службы консультирования по гепатиту В

Опыт: 27 лет

Отзывов: 31

Назначить встречу Позвонить домой

Седова Мария Сергеевна

Седова Мария Сергеевна

Педиатр, аллерголог-иммунолог

Опыт: 19 лет

Отзывов: 30

Назначить встречу Позвонить домой

Сергиенко Татьяна Яковлевна

Сергиенко Татьяна Яковлевна

Дежурный педиатр, педиатр на горячей линии педиатрии

Опыт работы: 38 лет

Отзывов 0

Записаться на прием

Андрей Михайлович Столов

Столов Андрей Михайлович

Педиатр, неонатолог

Опыт: 29 лет

Отзывов: 1

Записаться на прием

Полный список симптомов (более 70), требующих помощи педиатра, можно найти здесь.

Материалы, представленные в руководстве, носят рекомендательный характер и не заменяют консультацию врача!

Записаться на прием или вызвать педиатра на дом можно, позвонив в Центр в Москве:

+7 (495) 229-44-10, +7 (495) 954-00-46

О ЦЕНТРЕ:

Единый комплексный подход: врачебное наблюдение; поддержка психологического и интеллектуального развития ребенка.

Команда квалифицированных специалистов: врачи, психологи, учителя.

Единый целостный подход, сопровождающий развитие ребенка.

Индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье.

Уютная и дружелюбная атмосфера.

запись на прием с вызовом врача в поликлинику онлайн запись

мы в социальных сетях

центр развития ребенка | домашний педиатр | прием к педиатру | курсы для беременных

ТЕЛЕФОНЫ:

+7 (495) 229-44-10 (многоканальный)

+7 (495) 954-00-46

+7 (962) 947-38-08

ФАКС:

+7 (495) 954-02-24

Яндекс.Метрика

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ по грудному вскармливанию:

+7 (495) 926-63-23
с 07:00 до 23:00 ежедневно

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ по педиатрии:

с 9:00 до 22:00 каждый день

только для пациентов, проходящих годовые программы последующего наблюдения

Когда необходимо показаться врачу

Обычно ребенок начинает перекатываться от спины к животу в 4-6 месяцев, а затем в обратном направлении. Уже в шестимесячном возрасте двигательная активность перестает формироваться и закрепляется. Если в указанном возрасте ребенок не научился переворачиваться, стоит обратиться к врачу.

Footer

Дом

  • Наш бизнес

  • Истории

  • Пресс-центр

  • Публикации и отчеты

  • Вакансии

Кто мы есть

  • Дети Казахстана

  • Контакты

  • Наши партнеры

Другие сайты ЮНИСЕФ

  • Блог ЮНИСЕФ

  • Истории ЮНИСЕФ

  • Голоса молодежи

  • Сотрудники ЮНИСЕФ

  • Позитивное воспитание

Поддерживать

Смежные темы

Развитие детей младшего возраста Казахстан

Общие рекомендации для родителей

Нет необходимости пытаться перевернуть малышку самостоятельно. Родители могут способствовать раннему развитию навыка:

  • чаще укладывайте ребенка на ровную твердую поверхность;
  • заниматься с ним моторной гимнастикой;
  • выполнить регенерирующий массаж;
  • нежно помогает малышу, когда он пытается перевернуться.

Помогите своему ребенку освоить новый навык и помните, что занятия лучше всего проводить в виде игры, чтобы ребенку было интересно и весело.

Диагностика

Задача выявления наличия задержки двигательного развития и ее причин возлагается на участковых педиатров и детских неврологов, наблюдающих за ребенком в динамике. При первом осмотре тщательно изучается перинатальный анамнез, исследуются характеристики роста и веса, рефлексы, состояние мышечного тонуса и физиологические двигательные реакции. У детей с МЧ наблюдается последующее появление симметричных цепных рефлексов, задержка редукции безусловных рефлексов. Для определения степени тяжести и последствий перинатального поражения центральной нервной системы проводят:

  • Оценка психомоторного развития. Осуществляется календарным методом в критический момент развития: 1, 3, 6, 9 и 12 месяцев. Он заключается в определении соответствия хронологического возраста возрастным нормам развития мелкой моторики. По результатам делается вывод о степени ЗМР. Наблюдать за ребенком можно с помощью метода Прехтля.
  • Нейровизуализация. Включает в себя использование ультразвуковых (нейросонография) и томографических методов (КТ и МРТ головного мозга). Исследования помогают выявить очаги ишемии, перивентрикулярной лейкомаляции, подкоркового некроза и аномалий головного мозга.
  • Методы EFI. Они дают возможность оценить функциональное состояние головного мозга и периферической нейромоторной системы. ЭЭГ помогает отследить фазы формирования возрастных ритмов, выявить патологические явления. Запись слуховых и зрительных ВП направлена ​​на изучение функции соответствующих анализаторов от периферии до коры. Электронейромиография помогает оценить скорость проведения импульсов по нервам конечностей.
  • Лабораторная диагностика. При подозрении на соответствующую наследственную патологию проводится генетическая диагностика, скрининговые тесты («Пяточка», анализ мочи на органические аминокислоты). По показаниям проводятся анализы на внутриутробные инфекции, определяется уровень гормонов щитовидной железы.

Подготавливаем малыша

Научить ребенка переворачиваться на живот и спину непросто, для этого нужна подготовка мышечных тканей. Мышцы малыша должны быть готовы как к новым движениям, так и к новым нагрузкам.

  1. Для начала сделайте упражнение, похожее на «велосипед». Необходимо сгибать, а затем выпрямлять ножки новорожденного, постоянно чередуя их.
  2. Младенец должен схватить мать за пальцы и крепко их сжать. Руки крохи нужно развести в стороны, а затем свести вместе на груди.
  3. Чтобы укрепить мышцы живота, нужно дать малышу схватить его двумя пальцами, а затем потянуть за ручки на себя. Делать это нужно осторожно, так как новорожденный еще может неуверенно держать голову.
  4. Следующее упражнение — лечь на живот. Однако есть временные рамки. Первый раз ребенка можно класть на живот в 1 месяц и только на 1 минуту. Постепенно, если ребенку это нравится, время нужно увеличивать. В результате малыш сможет полежать на животе около 10 минут. Это упражнение позволяет укрепить мышцы шеи и научить малыша держать голову.

Со временем гимнастика должна занимать не более 15 минут.

Создаем условия для переворотов

Так как же научить ребенка переворачиваться на спину?

Для начала стоит создать новорожденному оптимальные условия. Начать пробовать можно только после того, как малыш научится держать голову, при этом опираясь на его скрещенные ручки. На этом этапе ребенок станет более любознательным и активным.

Что требуется для успешных занятий:

  • Младенца необходимо выложить на твердую поверхность, не наклоняющуюся.
  • У крошек должна быть цель. Для этого стоит разместить в поле зрения ребенка яркие и интересные игрушки.
  • Приступать к занятиям можно только тогда, когда ребенок в хорошем настроении.
  • Для начала следует сделать упражнения на укрепление мышц.

Общие сведения

Задержка двигательного развития (ЗДР) — это формирование физиологических двигательных реакций с задержкой на 2 и более месяца. Состояние психических и двигательных функций — главный критерий оценки здоровья ребенка. Своевременное овладение новыми статическими и двигательными навыками маленькими детьми свидетельствует о правильном функционировании нервной и опорно-двигательной систем. С другой стороны, задержка моторного и психомоторного развития указывает на двигательные нарушения и дисфункцию мозга. Распространенность MCH в педиатрической популяции неизвестна, но тесно связана с перинатальным повреждением ЦНС.

Задержка моторного развития
Задержка моторного развития

Осложнения

Задержка двигательного развития во второй раз влечет за собой торможение умственного развития, поскольку двигательная активность и манипулятивная деятельность являются основой познания окружающего мира. Помимо ХБП, у детей с двигательными нарушениями часто наблюдается задержка речевого развития, дизартрия и моторная алалия. Нарушение статических и двигательных функций ограничивает сенсомоторное развитие, формирование более сложной и дифференцированной моторики, мелкой моторики.

В дошкольном возрасте дети с ИБС плохо координируют движения рук и ног, с трудом спускаются по лестнице, не могут стоять на одной ноге, самостоятельно одеваться и раздеваться. Задерживается формирование у них навыков уборки и гигиены. Ребенок растет инфантильно, чувствует себя бессильным в отсутствии родителей и других взрослых, сталкивается с трудностями в адаптации к новым условиям, в саморегуляции поведения.

Лечение задержки моторного развития

MCH требует своевременного выявления и начала терапии. Детский мозг обладает высокой нейропластичностью, поэтому шансы на компенсацию на первом году жизни чрезвычайно высоки. В лечении используется комплексный подход с проведением курсов медикаментов, физиотерапии, массажа, лечебной гимнастики:

  1. Фармакологическая терапия. Для активизации обменных процессов, смягчения последствий гипоксически-ишемических поражений назначают нейротропные, цереброваскулярные, ангиопротекторы, витамины группы В. При спастическом парезе может быть показано применение миорелаксантов.
  2. Физиотерапия. PEM, CMT-терапия, электрофорез кожи на конечностях и лазерная пункция используются для регулирования мышечного тонуса и стимуляции двигательной активности. При спастичности и ригидности мышц эффективны парафинотерапия, озохеритотерапия. Также рекомендуем гидромассажные ванны, солевые и фито ванны, сухое погружение.
  3. Кинезитерапия. Он включает в себя широкий спектр методик, направленных на формирование правильных стереотипов движений: Бобат-терапия, Войта-терапия. Для детей с задержкой двигательного развития полезны упражнения на фитболе, детское плавание, курсы массажа с лечебной физкультурой, остеопатическая коррекция.
  4. Корректирующая терапия. Детям с ПДД и ПДР рекомендованы занятия с нейропсихологом, педагогом-корректором, логопедом-дефектологом. Из методов психолого-педагогической коррекции используются сенсорная интеграция, нейрогимнастика, логопедический массаж, стимуляция мозжечка и др.

Что делать, если малыш не переворачивается?

Ваш малыш может немного опережать развитие, и ему может потребоваться больше времени, чтобы овладеть другими навыками. Это нормально: все дети уникальны и развиваются в своем собственном темпе.

За ростом и развитием вашего ребенка будет следить педиатр. Если вы беспокоитесь, что ваш ребенок еще не научился кататься, или если у вас есть какие-либо вопросы, поговорите со своим педиатром на следующем приеме.

Симптомы ЗМР

о задержке двигательного развития принято говорить, если двигательные навыки ребенка не сформированы в установленные сроки. Предикторами измененного онтогенеза в неонатальном периоде могут быть летаргия, отсутствие хаотической двигательной активности, снижение реакции на раздражители (свет, звук), неактивное сосание или отказ от кормления грудью. Основные рекомендации при подозрении на ЗМН у ребенка:

  • в 2 месяца — не поднимает и не удерживает голову в положении на животе; не пытается держать голову прямо.
  • в 3 месяца — нет «комплекса ревитализации»; ребенок не тянется к игрушкам; лежа на животе, не опираясь на предплечья;
  • в 4-5 месяцев — не подтягивает вытяжкой рук из положения лежа на спине; он не переворачивается ни на бок, ни на живот.
  • в 6 месяцев — не сидит, не перекатывается со спины на живот.
  • в 7-8 месяцев — не сидит без опоры, не перекатывается с живота на спину, не пытается ползать, не стоит с опорой.
  • в 9 месяцев — самостоятельно не встает, шагов в поддержку не предпринимает.
  • в 10-11 месяцев — не стоит; дальше не выходит, держась за ручку.
  • в 12 месяцев — без опоры не ходит, не приседает.

Сопутствующие неврологические синдромы при ЗМГ — диффузная мышечная гипотензия или гипертонус конечностей, внутричерепная гипертензия, вегетативная дисфункция, повышенная возбудимость. Исходом тяжелых перинатальных патологий может стать детский церебральный паралич.

Как наш центр может помочь

Врачи «Импульс Сочи» проконсультируют вас, почему ваш малыш не хочет переворачиваться, выявят имеющиеся проблемы и назначат грамотное лечение. Также мы работаем со сложными случаями, подбирая индивидуальный подход к каждому маленькому пациенту. Назначьте встречу в удобное время. Специалисты нашего центра

  • Ребенок не переворачивается - причины и лечение

    Миронов Михаил Заведующий лабораторией видео-ЭЭГ-мониторинга, доцент, КМН, невролог-эпилептик, врач функциональной диагностики, член Европейской академии эпилепсии Зарегистрироваться

  • Ребенок не переворачивается - причины и лечение

    Лола Валерий КМН, детский хирург, ортопед-травматолог, мануальный терапевт с курсом прикладной кинезиологии, лауреат Премии Союза педиатров России

  • Ребенок не переворачивается - причины и лечение

    Жданов Игорь Невролог, иммунолог, диетолог Зарегистрироваться

  • Авласик Наталья Николаевна

    Авласик Наталья Детский невролог, диетолог Зарегистрироваться

  • Ребенок не переворачивается - причины и лечение

    Павлович Марина Детский психиатр Записаться

  • Ребенок не переворачивается - причины и лечение

    Алдошина Ирина Главный специалист центра, клинический психолог, нейропсихолог Зарегистрироваться

  • Ребенок не переворачивается - причины и лечение

    Мишкина Екатерина Клинический психолог, специалист АВА Зарегистрироваться

  • Ребенок не переворачивается - причины и лечение

    Алексей Кирпичников Директор НейроШколы, нейропсихолог Зарегистрироваться

  • Ребенок не переворачивается - причины и лечение

    Бойко Светлана Нейропсихолог, клинический психолог, специалист по Томатис-терапии Зарегистрироваться

  • Ребенок не переворачивается - причины и лечение

    Орлова Екатерина Нейропсихолог, клинический психолог Зарегистрироваться

  • Ребенок не переворачивается - причины и лечение

    Оганесян Надежда клинический психолог Зарегистрироваться

  • Ребенок не переворачивается - причины и лечение

    Яковлева Яна Клинический психолог Зарегистрироваться

  • Ребенок не переворачивается - причины и лечение

    Воронина Юлия Психолог, специалист по сенсорной интеграции Зарегистрироваться

  • Ребенок не переворачивается - причины и лечение

    Николаенко Наталья Флортайм Специалист, Специалист по раннему развитию Зарегистрироваться

  • Ребенок не переворачивается - причины и лечение

    Пинковская Ольга Специалист по раннему развитию Зарегистрироваться

  • Ребенок не переворачивается - причины и лечение

    Пасат Людмила Логопед-дефектолог Записаться

  • Ребенок не переворачивается - причины и лечение

    Дибцева Екатерина Логопед Записаться

  • Ребенок не переворачивается - причины и лечение

    Ольга Кучеренко Логопед-дефектолог, специалист по Томатис-терапии Зарегистрироваться

  • Ребенок не переворачивается - причины и лечение

    Ольга Тунгусова Арт-терапевт, дефектолог Регистр

  • Ребенок не переворачивается - причины и лечение

    Наталья Коробицына АРТ-терапевт, педагог-дефектолог Зарегистрироваться

  • Ребенок не переворачивается - причины и лечение

    Яржемская Анна Массажист Зарегистрироваться

  • Ребенок не переворачивается - причины и лечение

    Вадим Соколов Специалист АФК Зарегистрироваться

  • Ребенок не переворачивается - причины и лечение

    Рудикова Зоя Специалист АФК Зарегистрироваться

  • Ребенок не переворачивается - причины и лечение

    Щербаков Артур Специалист AFC Зарегистрироваться

  • Ребенок не переворачивается - причины и лечение

    Маркова Екатерина Музыкальный терапевт Зарегистрироваться

  • Ребенок не переворачивается - причины и лечение

    Шевченко Роман Музыкальный терапевт Зарегистрироваться

  • Ребенок не переворачивается - причины и лечение

    Куликова Ирина Руководитель центра Зарегистрироваться

  • 27 специалистов работают
    в нашем центре
  • Используйте наиболее эффективные
    методы и практики

Переворачиваемся со спины на живот

Как научить ребенка переворачиваться? Комаровский рекомендует выполнять с ребенком специальные упражнения:

  1. Выполнение упражнений с игрушкой.
  • Ребенок должен лежать на спине, а значит заинтересоваться яркой игрушкой.
  • Предмет необходимо направлять вниз и вверх перед глазами ребенка. При этом держать игрушку нужно на расстоянии 30 см. Смотрите также статью на тему Когда ребенок начинает держать игрушку в руках>>>
  • Когда ребенок доходит до нее, стоит отложить ее в сторону, чтобы он не смог дотянуться до предмета.
  • Когда ребенок пытается перевернуться на бок, можно осторожно толкнуть его. Этого будет достаточно, чтобы изменить положение его тела.

Это упражнение требует времени. При желании можно сделать и другие.

  1. Упражнение №2.
  • Ребенка следует положить на спину.
  • Затем согните ногу в колене и отведите в сторону, чтобы она касалась поверхности.
  • По инерции ваш ребенок начнет тянуть ручку в том же направлении.
  • Вы можете немного помочь малышу и дать ему схватить палец. Младенец должен кататься самостоятельно.
  1. Упражнение №3.
  • Ребенка следует положить на спину и потянуться, чтобы схватить его.
  • Вторую крошку нужно поддерживать ногами, чтобы она имела опору под пятками. В таком положении ему будет легче перевернуться на животе.
  1. Упражнение на боку.
  • Крошку необходимо положить на бочку.
  • Мама должна сидеть позади сына, чтобы создать ему опору. В противном случае ребенок вернется на спину.
  • Игрушку следует поместить в поле зрения ребенка. В результате малыш потянется к ней и перевернется на животике.

Стоит отметить, что это упражнение позволяет новорожденному развить способность лежать на боку.

  1. Упражнение № 5. Цель этого упражнения — вызвать у ребенка желание переворачиваться.
  • на бочку необходимо положить крошку.
  • Одной рукой зафиксируйте его плечо, а другой поднесите таз к удару.
  • Также упражнение можно выполнять по-разному. Одной рукой следует смотреть на таз для крошек, а другой подвести плечо к перевороту.

Главное подготовить новорожденного и следовать инструкции

Видео

Больше о работе ЮНИСЕФ

Элемент

Social

Патогенез

Основными центрами мозга, отвечающими за формирование двигательных функций, являются моторная и премоторная кора, задняя теменная кора, мозжечок, базальные ядра, красное ядро ​​и т.д. Период, колени — в пределах 39-40 недель беременности. Образование дальнейших безымянных извилин продолжается в течение первого года жизни.

Повреждение головного мозга, особенно его двигательных зон, в период до 30-32 недель внутриутробного развития вызывает нарушение двигательных функций в послеродовом периоде. Выраженность двигательной дисфункции зависит от сроков, продолжительности и интенсивности повреждающего фактора. Чаще всего двигательные нарушения представлены гипотоническим синдромом, спастическим парезом, мышечной дистонией, гиперкинезом, ригидностью мышц и атаксией.

известно, что центральная нервная система плода более чувствительна к кислородному голоданию, основными факторами которого являются пренатальная гипоксия и асфиксия во время родов. Кислородная недостаточность в тканях сопровождается рядом нарушений микроциркуляции (повышенная проницаемость капилляров) и метаболических (ацидоз), что приводит к кровотечению или ишемическому инфаркту мозга. У недоношенных детей эти явления усугубляются незрелостью НП и адаптивными реакциями при рождении.

Механизм повреждения мозга может выражаться в мгновенной гибели нейронов (некроз нейронов) или замедленной гибели клеток (апоптоз). В последнем случае при раннем начале лечения и реабилитации патологические процессы могут быть обратимы и задержка моторного развития преодолена.

Источники

  • https://impuls-sochi.ru/uslugi/priznaki/rebenok-ne-perevorachivaetsya/
  • https://www.pampers-gorodok.ru/newborn/development/article/teaching-baby-to-roll-over
  • https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/motor-retardation
  • https://www.centr-rebenka.ru/simptom/dvigatelnye-narushenija-u-detej.html
  • https://www.unicef.org/kazakhstan/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B7%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BA%D0%B8/%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0-%D0%BE%D1%82-0-%D0%B4%D0%BE-6-%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%8F%D1%86%D0%B5%D0%B2
  • https://uroki4mam.ru/kak-nauchit-rebenka-perevorachivatsya

[свернуть]
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: