Задержка психо-речевого развития (ЗПРР) ребенка: причины и симптомы

Что такое ЗПРР

Задержка умственного развития ребенка — заболевание, при котором он задерживается в своем психоэмоциональном развитии по сравнению с возрастными нормами. Для него характерны речевая дисфункция, нарушения поведения, эмоциональные расстройства — скованность или лабильность. У некоторых детей также есть двигательная дисфункция.

Развивается на фоне заболеваний головного мозга или центральной нервной системы. С одной стороны, особое неврологическое состояние может вызвать задержку развития психики и речи, с другой стороны, сама патология негативно сказывается на психическом развитии.

Специалисты сети центров

Гороховский Евгений Александрович

Гороховский Евгений Александрович

Невролог МедведковоНачальникСтаж: 18 лет Записаться на приём Подробнее

Вертунова Анастасия Андреевна

Вертунова Анастасия Андреевна

Невролог. Медведковский врач-неврологСтаж: 3 года Записаться на приём Подробнее

Шатохина Дарья Игоревна

Шатохина Дарья Игоревна

Клинический психолог, нейропсихолог. МедведковоСтаж: 10 лет Назначить встречу Подробнее

Лысова Олеся Дмитриевна

Лысова Олеся Дмитриевна

Логопед-дефектолог. МедведковоСтаж: 10 лет Назначить встречу Подробнее

Вербицкая Юлия Сергеевна

Вербицкая Юлия Сергеевна

Функциональная диагностика. МедведковоСтаж: 26 лет Назначить встречу Подробнее

Елена Матева

Матева Елена Михайловна

Логопед-дефектолог. МедведковоСтаж: 10 лет Назначить встречу Подробнее

Домашева Ирина Владимировна

Домашева Ирина Владимировна

Психолог-нейропсихолог. Медведково Назначить встречу Подробнее

Агафонова Алина Олеговна

Агафонова Алина Олеговна

Логопед-дефектолог. МедведковоСтаж: 3 года Назначить встречу Подробнее

Марина Шубкина

Шубкина Марина Владимировна

Невролог-остеопат. МедведковоСтаж: 7 лет Назначить встречу Подробнее

Поздняков Максим Вячеславович

Поздняков Максим Вячеславович

Массажист. МедведковоСтаж: 14 лет Назначить встречу Подробнее

Екатерина Николаевна Русский Русский

Русских Екатерина Николаевна

Нейропсихолог. МедведковоСтаж: 2,5 года Назначить встречу Подробнее

Давтян Светлана Асатуровна

Давтян Светлана Асатуровна

Логопед-дефектолог. Медведково Стаж: 16 лет Назначить встречу Подробнее

Агаева Гунай Адалет кызы

Агаева Гунай Адалет кызы

Врач ультразвуковой диагностики. МедведковоСтаж: 4 года Назначить встречу Подробнее

Климова Екатерина Валерьевна

Климова Екатерина Валериевна

Клинический психолог. Беляево Назначить встречу Подробнее

Сологубова Ирина Евгеньевна

Сологубова Ирина Евгеньевна

Невролог, педиатр, реабилитолог. Медведково Назначить встречу Подробнее

Андреева Нина Викторовна

Андреева Нина Викторовна

Логопед-дефектолог, педагог-психолог. БеляевоСтаж: 19 лет Назначить встречу Подробнее

Лысина Мария Сергеевна

Лисина Мария Сергеевна

Клинический психолог. Беляево Назначить встречу Подробнее

Камалова Кристина Гумеровна

Камалова Кристина Гумеровна

Невролог. Медведково Стаж: 18 лет Назначить встречу Подробнее

Чаловская Анастасия Олеговна

Чаловская Анастасия Олеговна

Нейропсихолог. МедведковоСтаж: 10 лет Назначить встречу Подробнее

Взорова Анастасия Сергеевна

Взорова Анастасия Сергеевна

Логопед-дефектолог. БеляевоСтаж: 8 лет Назначить встречу Подробнее

Вавилина Мария Викторовна

Вавилина Мария Викторовна

Врач-рефлексотерапевт Медведково Записаться на прием Подробнее

Учим ребенка говорить отдельные буквы: л, ш, ж, р

Многие родители задаются вопросом, как научить ребенка произносить буквы «р», «ш» и другие, ведь из-за недостаточно развитого сустава дети заменяют самые сложные процессы простыми и понятными.

  • При незначительных проблемах с буквой «л» хорошо работает упражнение «лошадь», когда ребенок учится щелкать языком. Это помогает наладить работу воздушных потоков и улучшить подвижность языка.
  • Для работы над буквой «ш» или шипением нужно показать следующее упражнение: язык тянется к нижней губе и при этом его бока приподняты. Полезны упражнения на растяжку губ и жевательные движения. Попробуйте произнести звук на себе, и вы сможете передать это движение.
  • Буква «р» вызывает наибольшие трудности. Нужно каждый раз показывать правильное положение губ и языка и тренировать его, помнить, помогать и быть терпеливым, если не получается.
  • То же самое и с буквой «g»: медленное произношение и соблюдение техники во время напевания помогут освоить сложный звук в игровой форме.
  • На все буквы есть сборники скороговорок и детских стишков, которые легко найти в Интернете. Повторите это со своим ребенком, чтобы он увидел правильный сустав.

Дополнительные советы:

  • следи за своим укусом! Частое сосание соски или соски может привести к проблемам с суставами. Сейчас продают специальные аксессуары для бутылочек с маленьким отверстием, они помогают задействовать нижнюю челюсть, а значит, лучше формируют правильный прикус.
  • пальцы во рту также мешают образованию укуса, поэтому убедитесь, что дети не держат их во рту слишком долго.

Полезные книги:

Книга - Помогите своему ребенку говорить

Елена Янушко «Помогите ребенку говорить. Развитие речи у детей 1-3 лет.

Эта книга — отличное руководство для родителей, которые хотят больше узнать о языковом развитии своих детей.

Полезные видео

Возможные причины речевого отставания

Если двухлетний ребенок не разговаривает, нельзя, полагаясь на советы друзей, ждать резкого скачка языковой активности. «Мы тоже молчали, молчали, а потом пока он говорит!» «Даже отец давно не разговаривает, и ничего, все нормально…» Даже если задержка речи связана с генетической предрасположенностью, стоит обратиться к специалисту для предварительной оценки нормы и патология. До 3-х лет исправление речевых нарушений не требует больших временных и материальных затрат, по истечении этого срока что-то исправить намного сложнее.

Особенно стоит учитывать двухлетнюю задержку речи при наличии следующих факторов:

  • родовая травма;
  • асфиксия при родах;
  • нейроинфекции, частые простуды, грипп, перенесенные в раннем детстве;
  • травма головы у ребенка;
  • несоответствие резус-фактора матери;
  • ребенку уделялось мало внимания, отсутствует общение.

Задержка речевого развития более 2 лет может быть у чрезмерно защищенных детей, когда у них нет причин использовать речь, а также у детей, которые растут в семьях, где родители говорят тихо.

Если двухлетний ребенок не разговаривает из-за плохой языковой среды, задержку языкового развития можно компенсировать самостоятельно в короткие сроки. Если недоразвитие речи вызвано функциональными нарушениями центральной нервной системы, коррекцией речи вместе с родителями должны заниматься специалисты: невропатолог, нейропсихиатр, логопед, психолог-дефектолог.

Услуги. Цены:

— Приемная руководителя центра ОД Чолак — 7000 евро

— Приемная методиста центра — 6000₸

— Прием логопеда — 4000 (30-45)

— Прием психолога — 7000 ₸ тенге. (45 минут.)

— Дефектолог — 4000 ₸ (30-45 мин.)

— Логопедический массаж: (зонд) — 3000 ₸ (25 мин)

— Интенсивный курс от 1,5 до 4 лет (логопед, психолог, биоакустическая коррекция, общий массаж, логопедический массаж) — 2,5 часа

10 дней — 225000

15 дней — 270,000

— Подготовка к школе — 3000 (60 мин) индивидуально

— 10-дневный курс транскраниальной микрополяризации — 40 000₸

— 10 дневный курс биоакустической коррекции — 60,000 ₸ 15 — 90,000₸

  • Центр логотипа
  • Услуги
  • Специалисты
  • Отзывы
  • Статьи
  • Подготовка к школе
  • Контакты


Как побудить к разговору?

ваш ребенок может очень хотеть поговорить, но не знает, с чего начать. Многие дети формулируют предложения, пытаются их произнести, но в какой-то момент замыкаются в себе.

Если в 2 года ребенок не говорит, что делать? Опять же, не волнуйтесь! Научить ребенка говорить не так сложно, как многие пугают.

Чтобы научить ребенка говорить, попробуйте следующие советы:

  • Не ругайте ребенка за то, что он молчит. Отрицательное отношение к языку развивается именно потому, что взрослые могут плохо себя вести.

Попросите своих близких отнестись к этому вопросу максимально серьезно. Также уточните эту тему у воспитателя детского сада. Ваш малыш заслуживает уважения, несмотря на то, что вы до сих пор общаетесь жестами;

  • Радуйтесь, когда ваш малыш говорит слова. Поощряйте и одобряйте новые выражения и звуки. Вы можете научить его отмечать каждое слово «выиграл;
  • Повторите названия предметов вместе с малышом. Это можно делать во время прогулки, на занятиях или даже сидя дома;
  • Задавайте еще вопросы. Старайтесь не лишать ребенка возможности отвечать на вопросы. Не перебивайте и ждите ответа;
  • Не предугадывайте желания вашего ребенка. Покажи пальцем на стакан — сделай вид, что не понимаешь, чего он хочет;
  • Читайте другие сказки, сказки, рассказы. Пойте песни, читайте детские стишки. Ребенок должен слышать слово;
  • Не просто разговаривайте со своим ребенком, делайте это правильно. Не перекручивайте слова, не запинайтесь;
  • Свернитесь калачиком с малышом. Ребенка нужно научить щелкать, высовывать язык и пузыриться.

Важно! Возьмите блокнот, в который вы будете записывать новые звуки и слова. Это даст вам полное представление о росте вашего словарного запаса.

4 Ребенку внушили, что нужно быть тихим

Иногда ребенок может говорить, но ведет себя предельно тихо, молча возится с игрушками, не издает ни звука. Звук громкий. Это может кого-то сильно побеспокоить. Очень часто речь идет об усталых маме и папе, у которых болит голова и которые хотят отдохнуть. Или бабушка, которая редко навещает внучку, и если она плачет, «она больше никогда к ней не приедет».

Ребенок ценит контакт со значимыми взрослыми и будет стараться поддерживать их любой ценой. Он мог бы даже замолчать, стать тихим и комфортным, лишь бы близкие были рядом.

Речь у мальчиков и девочек

Считается, что до определенного возраста девочки опережают в развитии мальчиков. Это связано с особенностями формирования разных полушарий головного мозга. В раннем возрасте для мальчиков характерно логическое мышление, для девочек — творческое мышление. По языковым показателям девочка будет опережать мальчика в среднем на 4-6 месяцев.

Легкие способы устранения барьеров у малыша

Помимо милых детских стишков, легких песен, которые часто встречаются на уроках логопеда, вы можете сделать это самостоятельно дома со своим растущим оратором. Для этого есть несколько простых приемов.

  • Уловка n. 1: «Я ничего не понимаю» поможет ребенку преодолеть барьер, а значит, научить его будет легко;

Поиграйте с ребенком в игру, как будто вы совершенно не понимаете, чего он хочет. Указывая на конфету, дайте ему игрушку в руку. Но не ругайте его, не смейтесь, а интерпретируйте ситуацию комично: «ой, как я скучный».

Также можно поиграть с игрушками, которые предварительно нужно положить сверху, чтобы малыш не дотянулся до них. Указывая, какую игрушку ему подарить, дайте ему совершенно другую.

Важно! Назовите каждую игрушку или используйте слово, которое ребенок должен использовать для обозначения этой игрушки. «Кошечка», «Собака», «Катя Кукла» и тд

Когда вы дадите ему игрушку, повторите несколько раз: «Я дам вам собаку? Оставь собаку».

Ребенок начнет повторять за вами все слова и, возможно, если вы будете часто играть, он поймет, что не нужно тратить время на объяснения непонятному взрослому, проще сказать и сразу получить нужное.

Совет! Будьте терпеливы с болтуном. Заинтересуйте его яркой игрушкой, но не сдавайтесь сразу. Постарайтесь доиграть до того момента, когда ребенок будет повторять за вами название игрушки.

Неадекватная реакция ребенка: крик, топание ногами и т.д. Означает «остановить игру». В этом случае подарить игрушку нельзя.

  • Уловка n. 2: «Самая важная миссия» — это простой способ научить вашего ребенка весело болтать.

С раннего возраста дети любят, когда на них возлагают обязанности. Поэтому постарайтесь почаще просить ребенка принести что-нибудь или спрашивайте у папы, бабушки или дедушки какую-то важную информацию.

Обязательно объясните ребенку, как вы на него возлагаете большие надежды и что он незаменим. Только он может справиться с такой непосильной задачей. Это будет стимулировать ребенка, потому что для выполнения задания необходимо поговорить.

  • Уловка n. 3: «Сделай для меня договор».

Всеми любимый и известный способ помочь детям говорить, не боясь ошибиться. Произнесите первый слог и предложите ребенку закончить следующий за вас. Благодаря коллективному творчеству ребенок сможет «говорить». Но злоупотреблять этим методом не стоит, чтобы он не был похож на анекдот про месяц;

Мать решила научить свою маленькую дочку говорить. И их не было уже несколько месяцев.

— Давайте поговорим о январе месяце…

— Варьируется!

— Февраль…

— Рал!

-Но…

— RT!

— А потом себя, да?

— рельс, нью, да, толстый…

Собирая свои советы, могу сказать одно точно: если ребенок не говорит в 2 года, даже если вы пытаетесь его научить, это не повод для паники. Общайтесь, пойте, болтайте и самое главное веселитесь и все будет хорошо!

Читайте также:

  • Почему ребенок не слушается?
  • Как развить в ребенке самостоятельность?
  • Почему малыши плохо спят?

Автор: Людмила Шарова

мама с младенцем

Зарегистрируйтесь и получите запись семинара из 5 шагов, без которой не получится вырастить счастливого ребенка.

Введите свой адрес электронной почты и нажмите кнопку «ПОЛУЧИТЬ»

ЗРР и ЗПРР: отличительные характеристики заболеваний

Задержка речевого развития и задержка психотического речевого развития — это не одно и то же. В первом случае умственное развитие ребенка, его эмоции и интеллект соответствуют нормам возраста. Он понимает, о чем они говорят, выполняет просьбы — он просто немного говорит и не прилагает усилий для устного общения.

Дети с ЗПРР отстают в умственном развитии от сверстников. В этом принципиальное различие между этими двумя концепциями.

Причины задержки психического речевого развития ребенка

Есть много факторов, которые могут спровоцировать болезнь. Их можно разделить на группы:

  1. Внутриутробное развитие. Гипоксия, инфекции плода. Влияние на его развитие после родов и болезней, травм, которые получила мать во время беременности.
  2. Сложные роды. Травматические, преждевременные или быстрые роды, обвязывание.
  3. Заболевания первого года жизни. Нейроинфекция, травма головного мозга.
  4. Генетические факторы. Хромосомные аномалии и наследственность: болезнь имеет тенденцию к ухудшению в следующем поколении.

Задержка умственного развития ребенка может появиться на фоне заболеваний, нарушающих работу головного мозга. К ним относятся: врожденные заболевания центральной нервной системы, эпилепсия, гидроцефалия, детский церебральный паралич, опухоли головного мозга, нарушения оттока спинномозговой жидкости.

Как правило, родители сразу узнают о вышеперечисленных ситуациях — врожденных патологиях, первичных заболеваниях и травмах — и оказывают помощь ребенку — проходят лечение, курсы реабилитации.

Но бывают ситуации, когда ребенок рождается физически и психически здоровым, растет и развивается по возрастной норме. И вдруг ему поставили диагноз ЗПРР. Этому могут способствовать социальные факторы: чрезмерная опека или, наоборот, жестокость, насилие или равнодушие к ребенку, серьезная психологическая травма, неблагоприятный психологический климат в семье.

Чем раньше начато лечение нарушений речи, тем выше его эффективность

При задержке речевого развития важным моментом является время начала лечения. Если ребенок не произносит 10 слов в год, не нужно ждать до 7 лет, когда он «заговорит сам». В конце концов, драгоценное время тратится зря. Чем позже будет начато лечение, тем сложнее будет достучаться до здоровых детей их сверстников, так как с возрастом задержка будет становиться все более заметной. Некоторые дети, когда к ним обращаются родители, понимают обращенную к ним речь, но не отвечают, это только жесты. Некоторые дети не понимают обращаемую речь и не говорят. Что очень плохо. А если дети мало говорят, без разбора, необходима коррекция речи.

Как родителям развивать речь малыша?

Как и во многих других проблемах в развитии ребенка, в формировании и развитии языка, многое зависит от родителей. Если у ребенка нет диагностируемых заболеваний, связанных с патологией головного мозга, сенсорным восприятием или дисфункцией нервной системы, то мама и папа смогут помочь ребенку говорить.

Важно! В статье рассматривается педагогическая помощь детям. Если есть сомнения в развитии ребенка, следует немедленно обратиться к педиатру, неврологу или логопеду.

Нормально развитый 2-летний ребенок:

  • понимает речь взрослых (находит предметы на картинках, воспринимает глаголы-действия, выполняет просьбы);
  • активно использовать мимику;
  • общается жестами;
  • проявляет сочувствие (может пожалеть маму, если ей больно);
  • выражает разные эмоции.

Двухлетний ребенок демонстрирует всевозможные попытки поговорить, и родители должны стимулировать его желание. Можно активно включать в разговоры взрослых:

  • слушайте и не перебивайте ребенка;
  • использовать в общении слова «рассказать», «позвонить», «спросить»;
  • эмоционально похвалить результаты выступления;
  • говорите четко, достаточно медленно;
  • произносить короткие предложения вместо сложных языковых структур;
  • вводить новые слова, давая названия окружающим предметам и игрушкам;
  • комментировать все действия;
  • слушая музыку;
  • читать стихи и сказки.

Чтобы ребенок говорил быстрее, он должен постоянно слушать чистую, живую и эмоциональную речь. Было показано, что ребенок, имеющий возможность наблюдать за разговорами других детей, проявляет больший интерес к общению.

Симптомы задержки психического развития речи

Маленькому пациенту официально не поставят диагноз 4 и даже 5 лет. Но первые предпосылки отмечаются и в первые месяцы жизни новорожденного. При подозрении на нарушение педиатр непременно задаст родителям основные вопросы, и на основании полученной информации уже может предположить задержку психического развития речи.

Вот признаки, по которым можно это заподозрить.

  1. В 4 месяца малыш не улыбается, игнорирует словесное обращение родителей к нему, их жесты и мимику;
  2. В 8 месяцев малыш не пытается повторять слова с помощью звуков, а в 12 — вербально пассивно;
  3. На 1.5 не понимает смысла простых слов, не реагирует на свое имя, на примитивном уровне не делает просьб («давать»), не жует;
  4. В 2 года он знает очень мало слов и не заучивает новые, впоследствии его словарный запас не превышает 20 слов, нет простой фразовой речи;
  5. Трехлетний ребенок не говорит предложениями, «проглатывает» окончания, говорит медленно, удлиняет звуки, не ведет диалог — вместо ответа повторяет заданный вопрос.

Родителям стоит обратить внимание на другие признаки, сопровождающие нарушение. Итак, если ребенок гиперактивный, агрессивный, невнимательный, плохо запоминает новое, у него мало воображения и эмоций, малообщительный, физически слабый — все это должно насторожить родителей и стать поводом для обращения к педиатру.

Что делать, если ребенок не говорит?

С этим вопросом многие родители обращаются к логопеду. Но логопед может поставить звуки, буквы «р», «л», «ш», «у», шипит, если ребенок умеет реагировать на уроки. Логопед — это учитель, а не врач. При гипоксическом поражении головного мозга, центральной нервной системы логопед бессилен. В этих случаях требуется полная и комплексная реабилитация голоса ребенка. К сожалению, некоторые нерадивые родители, мамы и папы ждут, пока малыш заговорит, наивно полагая, что он ленивый. Но нельзя забывать о нормах языкового развития. В 1 год ребенок должен произнести 10 слов, в 2 года — 50 слов, построить предложения и предложения из 3–4 слов. В возрасте 2,5 лет ребенок обычно говорит от 100 до 200 слов, строит предложения из 5-7 слов. В 3 года ребенок впитывает слова взрослых, как губка, он уже должен говорить сложными предложениями по 6-8 слов, а в 4 года словарный запас должен составлять уже около 2000 слов.

Психология

  • Образование и обучение (7)
  • Дефекты (3)
  • Здоровье (1)
  • Психология (5)

Виды

Основной симптом расстройства — речевая недостаточность ребенка. Однако в зависимости от формы дефекта он может проявляться в разных вариациях и сопровождаться сопутствующими признаками.

Наиболее распространены следующие виды мутизма:

  • факультативный;
  • психогенный;
  • эндогенный психотик.

Элективный мутизм

он также избирательный, еще и избирательный мутизм возникает спорадически, при определенных обстоятельствах. Ребенок ведет себя расслабленно, активно, постоянно болтает в семье, а в саду или в школе, с незнакомыми людьми, молчит. То есть он сохраняет способность говорить и понимать речь, но не желает использовать ее в определенных ситуациях.

Избирательный мутизм, как и негативизм, может проявляться по отношению к отдельному человеку или окружающей среде. При этом мутист закрывается, отводит взгляд, «съеживается», не отвечает на призыв или общается жестами. Эта форма заболевания становится признаком социальной фобии.

Задержка психо-речевого развития (ЗПРР) ребенка: причины и симптомы

Если дефект проявляется негативной реакцией на отдельного человека, обстоятельства, то он сопровождается ярко выраженными отрицательными эмоциями. На этом фоне у ребенка возникают спазмы в области шеи, вызванные сокращением голосовых связок, сокращением челюсти. Это провоцирует приступ страха, который усугубляет состояние ребенка и способствует закреплению невротической реакции на этого человека или ситуацию.

Поначалу родители винят молчание, интерпретируют его поведение как прихоть или упрямство — такая позиция в корне неверна. Ведь пренебрежение этим обстоятельством ведет к социальной дезадаптации.

Психогенный мутизм

Психогенный мутизм часто проявляется в 2-х формах: истерической и логофобной.

Гиперэмоциональные дети, с неустойчивым настроением склонны к истерическому молчанию. Он проявляется под воздействием сильного стрессора или может стать способом привлечь к себе внимание, получить желаемое.

На глазах у 10-летней девочки машина насмерть сбила мужчину. Для нее это было огромным потрясением. Его ноги перестали слушаться, он не удержался и упал. Речь была отозвана, она проигнорировала все заданные ей вопросы. Итак, торможение сменилось возбуждением. Он начал бежать, прыгать с улыбкой на лице. После лечения психиатрическими препаратами последствия перенесенного шока были устранены.

Логофобное молчание становится проявлением навязчивого страха услышать свою речь. Чаще встречается у школьников. В некоторых случаях это может проявляться, например, во время публичных выступлений. Или ребенок боится сказать определенные слова. Но бывают случаи, когда дети в принципе боятся говорить.

Логофобная форма дефекта может образоваться по нескольким причинам. Например, из-за низкой самооценки, когда вы боитесь услышать отрицательные отзывы от окружающих. Или в результате хронической усталости.

Это может быть результатом приобретенного страха, при котором ребенок дал себе установку молчать. Например, мать, страдающая алкоголизмом, в состоянии алкогольного опьянения проявляла физическую и словесную агрессию, если ее сын подходил к ней и начинал что-то говорить или просить.

Языковой барьер также играет роль в процветании логофобии, когда дети живут в местности с новым для них диалектом.

Но есть у недуга и физиологические причины. Один из них — неприятный запах изо рта, то есть у человека появляется зловонный запах изо рта, который связан с обширным ростом болезнетворных бактерий в полости рта. Ребенку стыдно говорить, потому что он боится, что, когда он откроет рот, другие будут учуять и рассмешить его. Задержка психо-речевого развития (ЗПРР) ребенка: причины и симптомы

Эндогенно-психотический мутизм

Это патологическое молчание проявляется в рамках эндогенных заболеваний. Шизофрения — яркий тому пример. При этом психотическом расстройстве кататонический мутизм, который является частью кататонического синдрома, часто входит в список симптомов. Обычно проявляется в виде одноименного заболевания и становится признаком негатива.

Как правило, эта форма мутизма характерна для стадии кататонического ступора и протекает вместе с задержкой моторики.

Кроме того, различают бредовый и галлюцинаторный мутизм, возникающий в рамках бредовых идей и видений, а также маниакальный, депрессивный и смешанный.

Памятка родителям неговорящих детей

Повторюсь основные моменты, на которые стоит обратить внимание родителям.

1 Проконсультируйтесь с неврологом или психиатром, чтобы исключить органические причины.

2 Осознайте, что ребенок независимый и отдельный человек. Хотя он еще маленький и зависимый, но уже разлучен. Ничего страшного, если у малыша есть свое место — комната или хотя бы кроватка. Мама может оставить его с другими членами семьи, оставить в детском саду. Разлучиться будет легче, если у матери помимо ребенка есть другие интересы.

3 Поймите, что не всегда нужно угадывать ребенка. Да, здорово, что у вас есть такое понимание. Но важно верить в ребенка, в то, что он сам может сказать то, что ему нужно. Не говори за него, не отвечай сразу, пусть попробует объяснить. Если ребенок еще не хотел есть и уже был накормлен, зачем ему говорить?

4 Укрепите связь с ребенком. Поговорите с ним, поделитесь своими чувствами, своими эмоциями. Не говори за него, говори о себе. Помогает укрепить связь, создает позитивный и доверительный контакт.

5 Дайте ребенку возможность проявить непосредственность и активность. Пусть у него будет место, где он сможет играть один, двигается как хочет. Рамки и границы необходимы, но постарайтесь, чтобы они не превратились в постоянное перетягивание и чтение нотации на ерунду. Поговорите со своим ребенком, объясните ему, что можно, а что нельзя и почему.

6 Назовите чувства ребенка; чтобы сказать вам, что злиться — это нормально. Скажи: «Ты злишься»; «Обиделась»; «Вы сердитесь». Объясните причину: «Вы разозлились, что я не позволил вам съесть конфету. Но вы уже съели две сегодня, не больше — мы договорились об этом на прошлой неделе». Итак, мы даем ребенку разрешение на эмоции, мы показываем, что у них есть свои причины, что это нормально.

7 Принимайте ребенка от кого угодно, говоря или нет, любите его, говорите с ним ласковым и нежным голосом. Создайте ему условия, в которых он будет чувствовать себя в безопасности. Постарайтесь соблюдать суровый распорядок дня, чтобы создать ощущение предсказуемости событий, предупредите его, если выйдете на улицу. И, конечно же, скажите ему, как сильно вы его любите, как много он для вас значит.

Автор статьи: Мелихова Виктория Игоревна

Сальникова Ирина Анатольевна, клинический психолог, нейропсихолог, кандидат психологических наук. Если вам нужна помощь опытного специалиста, запишитесь на прием к Сальниковой Ирине Анатольевне записаться на прием

Получайте новые статьи раз в неделю:

Электронная почта: * Зарегистрируйтесь на основе SendPulse Поделитесь с друзьямиVKontakteFacebookVotsapTelegramTweeter
Читать статью

Как правильно складывать кубики, размножать морковь и зачем делать печенье в виде фигурок, — рассказывает детский психолог Галина Зеленцова для журнала Alvian».

Как научить ребенка считать: 5 этапов

Как научить ребенка считать: 5 шагов
Читать Читать статью

Если ребенок капризен, все делает назло, корень нужно искать в смысловом смысле — статья детского психолога Виктории Мелиховой

Как развить в ребенке качества супергероя: ответственность, инициативу, смелость

Как развить в ребенке супергеройские качества: ответственность, инициативу, смелость
Читать Читать статью

«Он ничего не боится, потому что понимает, что мама всегда возьмет и защитит». Почему родители так бережно относятся к своим детям и как рассказать ребенку об опасности.

1 Разговаривать не нужно — мама и так поймет

Если симбиоз не заканчивается, а мать все же угадывает все пожелания ребенка, ему не нужно учиться говорить. «Если мы с мамой одно целое, и она уже умеет говорить, почему я тоже должен говорить?» Это как если бы, например, говорила рука человека. Странно, правда?

интересно наблюдать, как некоторые матери трехлетних детей не разговаривают. Они могут угадать желание ребенка по звуку, жесту, взгляду… Но зачем такому ребенку говорить. «Если мама все знает, она меня прекрасно понимает, лучше меня, тогда зачем?»

Чтобы ребенок начал учиться говорить, он должен чувствовать себя отделенным и понимать: пока он это не скажет, никто не поймет, что ему нужно.

Как научить ребенка говорить: пошаговое руководство для родителей

Младенцы тоже реагируют на голоса родителей и успокаиваются именно потому, что эти звуки им близки и дороги. Вы не можете ждать год, чтобы приступить к активному обучению голосу. С первых дней жизни малыши хорошо воспринимают речь, пение, свист, мимими и другие звуковые взаимодействия. Важно следить за своей артикуляцией и интонацией.

Читайте сказки своему ребенку или готовьтесь к своему делу, читая ему отрывки из статей и книг: «синхрофазотрон» и «голубь-медведь» будут одинаково неизвестны и непонятны ребенку, поэтому ваша дикция на этом этапе играет главную роль.

Все дополнительные советы помогают научить ребенка говорить в возрасте 2–3 лет, а описанные упражнения могут быть сложными по мере их усвоения.

Расскажите своему ребенку все

От того, как часто и сколько вы разговариваете с малышом, зависит его успех в овладении речью. Вам нужно постоянно говорить, а также дать ему возможность ответить. Это позволяет ребенку не только понимать интонацию и ритм речи, но и медленно осознавать ее значение.

Сопровождайте словами все повседневные заботы вашего малыша. Например, дайте название своей одежде, когда вы меняете своего малыша; принимая ванну, ласкайте и произносите названия частей тела.

Звукоподражание

Уже в первой половине года ребенок всегда будет внимательно слушать разговор взрослых. Поэтому ваша работа — следить за своей речью. Дети очень чувствительны к интонации. Поэтому старайтесь всегда разговаривать в присутствии ребенка спокойно, не допускайте громких споров! Младенцев беспокоят слишком громкие звуки.

хорошо, если во время игры вы организуете прослушивание сказок, записанных на аудиокассеты или диски, которые будут сопровождаться музыкой, детскими песнями, стихами или просто выступлением актеров.

Вы можете сами имитировать голос животных. Мяукать, лаять, петь лучше, чем молчать! Все эти звукоподражания развивают у ребенка органы речи.

Не стесняйтесь звучать глупо, когда вы тянете за гласные — трубчатые губы, округлый рот, преувеличенная артикуляция помогают вам понять, как произносятся звуки, и попробовать это на себе.

С 1,5 лет можно разговаривать обычным косяком и не ограничиваться словами: не просто одежда, а уже платье, брюки, шарф и т.д. Не бойтесь использовать сложные и необычные слова, например, жираф, если они хоть раз встречаются в книге или на картинках. Все это тоже тренинг и помогает отличить один объект от другого.

Упрощенное повторение

С 2 до 3 лет ребенок активно развивается физически, поэтому важно, чтобы он запоминал слова вместе с действиями. Во-первых, пусть это будут очень простые укороченные глаголы с окончанием. Но не нужно сдаваться и выучить этот язык для детей самостоятельно! Используйте обычные взрослые слова и постарайтесь научить этому вашего ребенка. Так что все должно плавно переходить к изучению свойств предметов: формы, цвета, структуры. Это помогает ребенку говорить, поскольку он начинает стремиться к вашему уровню речи.

Важный момент: не используйте просто глаголы, вам нужно создать связь между словами и использовать разные части речи: кошка пьет, собака бежит, насекомое летит и т.д. Противоположности работают хорошо: собака / кошка, бег / ложь.

Возьмите за правило разговаривать с малышом на одном уровне с ним и не разговаривать мягко. Посидев с ребенком, вы покажете, что вам нравится с ним разговаривать, а его светская беседа для вас очень много значит. Мы также понимаем, что вы не согласны с его мычанием или его пальцами. Повторяйте его слова за ним, даже если они еще не совсем ясны, при этом произнося их правильно, как они должны звучать

Пение песен, просмотр и прослушивание мультфильмов и детских песен положительно влияет на ребенка. Игра со слогами, поиск синонимов и простое описание действительности — все можно представить в виде игры. Если вы в автобусе или сидите в парке, вы можете создать развлечение.

Вопрос «что это?» Или «как выглядит эта тень» тренирует воображение, память, речь и помогает взаимодействовать с миром.

Развитие мелкой моторики

Игры на пальцах и ладонях — да, сорока-ворона и многие другие тоже способствуют развитию речи. Помогают в этом и изделия разной фактуры и разного размера. Не бойтесь давать малышу бобы, макароны или фрукты — под вашим присмотром это могут быть отличные и безопасные игрушки.

Не забывайте размять пальчики малыша, сделать массаж.

Может показаться, что очень сложно понять, как научить ребенка говорить, и вы наверняка упустите некоторые тонкости. Да, даже в одной семье, обучая детей говорить по-разному. Вы научитесь сами, попробуете методы, рекомендованные экспертами, и разработаете свои собственные уникальные методы, которые подойдут вашему ребенку.

На что обратить внимание в детском саду? (симптомы раннего аутизма у детей после 1 года)

  • Агрессия по отношению к окружающим, особенно при нарушении личного пространства ребенка.

  • Ребенок играет отдельно от других.

  • Дети и медицинские работники жалуются на ребенка, потому что он не может взаимодействовать с другими, его игра деструктивна, она может мешать игре других детей.

  • Компульсивное поведение — это сознательное выполнение действий по определенным правилам, даже если они противоречат общепринятым.

Методы диагностики патологии

К диагностике подходят комплексно. Это означает, что маленького пациента обследуют несколько специалистов: педиатр, отоларинголог, невролог, логопед. Помимо сбора анамнеза, осмотра и оценки здоровья ребенка его отправляют на аппаратную диагностику. Это необходимо, так как на фоне ЗПРР изменяется органика, в частности, нарушается работа левого полушария головного мозга, отвечающего за развитие речи. Таким образом, окончательный диагноз ставится на основании результатов обследования: ЭЭГ, компьютерной томографии, методики вызванных потенциалов.

После постановки диагноза приступают к комплексному лечению. Его посещают невролог, психолог, логопед, рефлексотерапевт. Огромная роль отводится родителям: без них невозможно добиться успеха.

Как понять, что обстановка благотворно влияет на развитие речи?

Когда ребенок в 2 года не разговаривает, имеет смысл смотреть не только на его поведение, но и на окружающую среду. Обратите внимание на такие факторы, как:

  1. Активное общение в семье;
  2. Отсутствие постоянного шума в квартире (радио, телевизор, компьютер);
  3. Общение со сверстниками;

К тому же вашему ребенку нужно, чтобы каждый день походил на отпуск. Интересные и увлекательные события часто помогают детям разговаривать. Особенно, когда бабушка или дедушка спрашивает, как прошел день, что вспомнила, и при этом не играет громкий телевизор.

Комплексное лечение болезни

Чем дольше ребенок не разговаривает, тем дольше «тормозит» его умственное развитие. Поэтому необходимо как можно раньше начать лечение задержки психического развития речи. Используются разные методы.

Лечение микротоками

Рефлексолог работает с ультранизким током на биоактивных точках мозга, связанных с языком. Это помогает восстановить поврежденные участки центральной нервной системы. Рефлексологию можно начинать с шестимесячных малышей. Как правило, назначается курс от 10 до 12 сеансов, а через 2,5 месяца его повторяют.

Транскраниальная микрополяризация

Физиотерапия состоит из точечного воздействия на определенные участки мозга. В результате в нем формируются новые нейронные связи. Область коры головного мозга, которую необходимо стимулировать, зависит от проблемы. Процедура безопасна, не вызывает побочных реакций, эффективна.

Биоакустическая коррекция при ЗПРР

Суть метода состоит в том, чтобы выслушать маленького пациента на предмет электрических сигналов его собственного мозга. С помощью техники они трансформируются в музыку — акустические волны. В результате такого прослушивания восстанавливаются нарушенные функции мозга. Техника LHC сочетает в себе новейшие технологии музыкальной терапии, биологической обратной связи и нейротерапии.

Логопедическая коррекция ЗПРР

Уроки логопеда-дефектолога направлены на развитие не только речи, но и мышления, мелкой моторики и памяти. Маленькие пациенты учатся правильно произносить звуки, придумывают слова, фразы, говорят предложениями. Делать можно 2 года, хотя на практике логопеды берут детей минимум 4 года. Но в случае задержки умственного развития языка коррекцию нужно начинать как можно скорее. В 4 года теряется много времени и не все функции можно восстановить. Поэтому необходимо предварительно записаться на прием к логопеду-дефектологу или начать коррекционную работу с другими специалистами по их профилю.

Полезен также логопедический массаж: он укрепляет и стимулирует жевательные и лицевые мышцы. В результате малышу становится легче произносить звуки, слоги.

Медикаментозная терапия при ЗПРР

Препараты назначает детский невролог после аппаратной диагностики. Терапия подбирается исходя из патологии. Как правило, это ноотропные препараты: Кортексин, Актовегин, Энцефабол и их аналоги.

Альтернативные методы коррекции

дополнительные методы могут быть связаны:

  1. Психологическое консультирование детей. Они эффективны, если задержка развития мысленного языка ребенка возникла на фоне неблагоприятного климата в семье, психологической травмы и ошибок в воспитании. Игры, музыка, арт-терапия хорошо работают с маленькими пациентами;
  2. Остеопатия. Воздействуя вручную на определенные участки, врач уравновешивает работу нервной системы и психики, активирует языковые центры мозга. Это действенное направление, опытные остеопаты буквально творят чудеса;
  3. Дельфинотерапия. Этот метод более распространен в Европе и США. Это расслабляет нервную систему, но было показано, что он эффективен, например, при лечении аутистов (в конце концов, они также задерживаются в умственном и речевом развитии).

В рамках основного лечения перечисленные вспомогательные методы дают прекрасные результаты. Обсудите со своим врачом (педиатром или неврологом), следует ли включать их в ваш случай.

Роль родителей в лечении ЗПРР

Без участия мамы и папы даже лучший специалист не сможет вылечить своего малыша. Их задача — соблюдать все рекомендации врачей. Например, делать дома упражнения на развитие мелкой и крупной моторики, играть на свежем воздухе, слушать и угадывать музыкальные инструменты, собирать пазлы, постоянно разговаривать с ребенком — только при такой кропотливой работе врачей и родителей вы сможете ему помочь.

Еще один важный момент. Не заменяйте словесное общение телевизором и смартфонами. Речь, которую ваш ребенок слышит по телевизору или из мультфильмов, мешает формированию его собственной речи. У него будет хороший пассивный, но не активный словарный запас. «Механические» голоса активируют правое полушарие, когда левое отвечает за формирование языка. Следовательно, гаджеты подавляют развитие речи и вызывают РАД, что, в свою очередь, может привести к задержке умственного развития речи. Поэтому телевизор, радио, планшеты и другие устройства с ребенком лучше вообще не включать.

Больше времени проводите с сыном или дочерью, выходите на улицу — это помогает улучшить психоэмоциональное состояние.

Источники

  • https://logopedus.ru/article/zaderzhka-psyho-rechevogo-razvitiya
  • https://neurospectrum.ru/stati/rebenok-ne-razgovarivaet-v-2-goda-chto-delat/
  • https://detstvoclub.ru/stati/uchim-rebenka-govorit
  • https://OurKids.ru/razvitie/1-3/2-goda-ne-razgovarivaet/
  • https://psilogos.kz/articles/pochemu-rebenok-ne-razgovarivaet-kogda-dolzhen-govorit-rebenok
  • https://uroki4mam.ru/rebenok-ne-govorit-v-2-goda
  • https://medalvian.ru/zhurnal/rebenok-ne-govorit/
  • https://logoped-kzn.ru/stati/osobennosti-rechi-rebenka-v-2-goda/
  • https://sarclinic.ru/o-kompanii/stati/109-detskie-zabolevaniya/449-pochemu-rebenok-plokho-govorit-ne-govorit-kak-nauchit-rebenka-govorit-razgovarivat
  • https://arbat25.ru/myi-lechim/detskie-napravleniya/mutizm-%E2%80%93-vyinuzhdennoe-molchanie-prichinyi-i-simptomyi-u-detej
  • https://www.emcmos.ru/articles/isklyuchenie-autizma-u-detey-v-rannem-vozraste/

[свернуть]
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: