Кризис 1 года у ребёнка: возрастная психология + совет Комаровского

Что такое кризис первого года

Периоды времени, в которые меняются поведение и привычки ребенка, являются неотъемлемой частью его роста. И их называют возрастным или личностным кризисом. В течение жизни такие кризисы регулярно повторяются. В младенчестве это происходит в первые недели после рождения, в 1 год, в три, в шесть и в 12-14 лет.

Возрастной кризис у детей: причины, признаки, что делать
Возрастной кризис у детей: причины, признаки, что делать

Возрастной кризис у детей: причины, признаки, что делать

Рано или поздно у ребенка появляются новые потребности, и то, что раньше использовалось для их удовлетворения, перестает быть актуальным. В этом суть проблемы.

именно в возрасте 1 года (примерно 1-2 месяца) малыш делает первые шаги, начинает активно познавать окружающий мир. Но его стремления и порывы часто ограничиваются категоричным «нет!» родителей. От этого и слезы, истерики и упорство.

Помните первопричину мировых революций: «Низшие классы не могут, но им не нужна верхушка»? Здесь ситуация примерно такая же. Мамы и папы должны осознать, что их ребенок вырос, стал более независимым, общительным и подвижным, и начать относиться к нему по-другому. Но как понять, что кризис годовалого ребенка уже начался?

Рекомендации для родителей

  • Дайте ребенку больше независимости. Свобода передвижения, помогайте родителям в простых вещах — позвольте своим детям делать это, пока они исследуют мир.
  • Обеспечьте безопасную среду для исследования и передвижения, чтобы любопытный ребенок не потянулся к розетке или ванной.
  • Не допускайте вседозволенности. Ребенок еще не знает границ и правил реального мира. Важно вовремя остановить это, но не слишком резко. Не нужно подкупать ребенка игрушками и конфетами: так он скоро научится манипулировать. Можно запретить что-то делать, но это должно быть оправдано, а не давить со стороны властей.
  • Не будь грубым, агрессивным с ребенком. Постоянно воспитывать ребенка даже по безобидным причинам не только бесполезно, но и вредно для его психики.
  • Следите за своим поведением. Дети много копируют у своих родителей, нравится им это или нет.
  • Отвлечь плохого ребенка. Это может быть игрушка или совместное занятие.

Сроки

Как уже было сказано, в 1 год приступ у малышей может произойти по-разному. В среднем психологи называют период, когда он проявляется наиболее ярко, от 8 до 15 месяцев. Именно в этот период необходимо с особым вниманием наблюдать за всем, что происходит с ребенком, и улавливать первые признаки зарождающихся противоречий. Здесь тоже есть несколько важных моментов, которые родители должны обязательно усвоить.

Во сколько начинается

Не нужно думать, что чем раньше начнется кризис, тем лучше и скорее он закончится. Здесь все наоборот: психологи считают, что лучше всего преодолевать противоречия в срок от 12 до 15 месяцев. Это продиктовано тем, что развитие личности в этом возрасте тесно связано с физиологией. Мозг ребенка 8 и 15 месяцев существенно отличается. Чем больше нейронных связей он сформировал во время кризиса, тем легче ему выжить, потому что он понимает гораздо больше.

Однако его нельзя замедлять, это зависит от человека. Если кризис наступил в детстве (до года), родителям просто нужно запастись терпением и принять все возможные меры для его безопасного разрешения.

Сколько длится

Продолжительность кризиса может варьироваться от 1 месяца до 1 года. Этот период зависит от многих факторов, начиная от индивидуальных особенностей и заканчивая внешней помощью. Чем активнее будут вовлечены родители в этот процесс, тем быстрее и успешнее будут преодолены противоречия. Некоторые психологи считают, что основной пик приходится на 8-15 месяцев, затем он начинает снижаться, то есть этого времени ребенку достаточно, чтобы осознать собственный смысл и овладеть основными запретами.

Другие эксперты считают, что кризис длится полный год, от 12 до 24 месяцев. Просто гипобулические реакции утихают или проявляются с новой силой на протяжении всего этого времени. С одной стороны, похоже, что именно эта группа психологов права. Только вспомните, как дети, которым уже исполнилось полтора года, устраивают истерики в магазинах, чтобы иметь возможность купить то, что они хотят. Однако считается, что в этом возрасте это уже следствие неправильного воспитания, когда ребенок не смог усвоить простейшие запреты и социальные нормы во время первого кризиса.

Календарь

Ежемесячно

Психологи определяют 8, 9, 12 и 15 месяцев как самые проблемные в кризисе раннего возраста. Гипобулические реакции более выражены и появляются почти ежедневно.

10-й и 13-й месяцы более расслаблены. Гипобулические реакции возникают крайне редко, кризис возникает в основном при обычных эмоциях, без истерик.

одиннадцатый и четырнадцатый месяцы занимают «золотую середину»: капризы случаются, но в пределах дозволенного.

Неделя

Если вам нужен более подробный календарь, психологи записывают следующие моменты:

  • самые проблемные недели, когда с ребенком сложно справиться и нужно запастись терпением: с 34 до 37, с 42 до 46, с 51 до 55;
  • «Золотая середина», когда капризы мимолетны и легко управляются: 32, 33, 38, 40, 41, 47, 48, 50, 56, 57, 59;
  • благополучные недели, когда гипобулические реакции почти незаметны и взрослые могут на время расслабиться: 39, 49 и 58.

Однако к этому календарю нужно подходить с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Есть дети, которые могут вести себя агрессивно в так называемые благополучные недели или месяцы, но успокаиваются во время кризиса. Не стоит лечить это как патологию. Это лишь общие рекомендации психологов, основанные на анализе типичных реакций и требующие корректировки в каждом отдельном случае.

Если вам нужен более подробный календарь кризисных периодов в первые 2 года жизни ребенка, можно воспользоваться следующей схемой:

Кризисный период для годовалого малыша неделями

Четвертый вывод. Даты первого кризиса века сдвинуть нельзя. Родители должны этого терпеливо ждать. Спустя 15 месяцев он никак себя не проявил, лучше проконсультироваться с детским психологом.

Психология кризиса первого года: признаки и симптомы

Помимо способности самостоятельно ходить и говорить, у годовалого ребенка активно развиваются мелкая моторика, мышление и воображение. Его язык понятен не только ему, но и близким ему людям. Ребенок начинает задавать вопросы.

Если раньше его привлекали какие-то предметы в руках взрослых, то теперь они интересуют его одного. Он хочет все делать сам, даже если у него нет необходимых навыков. В общении со взрослыми проявляется избирательность, например неприятие чужих и аккуратность по отношению к близким.

Первые запреты добавляют к новым возможностям движения и познания окружающей действительности, например, ребенку запрещается есть из собачьей миски и сунуть пальцы в захват. Запреты превращаются в сознательные желания и стремления, которые можно выразить словами.

На фоне всплеска самостоятельности и развития воли появляются аффективные гипобулические реакции, напоминающие судороги: плач, крик, удары ногами, драки. Они выражают неприятие непонимания взрослых, а также протестуют против их запретов. Ребенок пытается заставить взрослых следовать своим желаниям. Он становится непослушным, отказывается делать то, о чем просят взрослые, требует к себе большего внимания, становится упрямым и обидчивым. В то же время он развивает большую чувствительность к вознаграждениям и жалобам не только на себя, но и на свои действия.

Признаки кризиса

  • Непослушание, упрямство. Ребенок уверен, что всегда все сможет сделать сам. А когда ему противоречат и запрещают, он категорически отказывается подчиняться.
  • Частые перепады настроения. Маленький ребенок выражает недовольство практически всеми и всем. Коренным образом меняется реакция на определенные ситуации, появляется агрессия.
  • Конфликтное поведение. Он выражается в том, что ребенок сначала обнимает, а потом кого-то бьет, либо сначала просит игрушку, а потом ее выбрасывает.
  • Уязвимость, обида. Ребенок часто плачет, капризен. Его часто бывает сложно успокоить, потому что причину его слез найти практически невозможно.
  • Страх потерять маму из виду. Этого годовалого ребенка часто называют «маминым хвостом».
  • Ребенок постоянно требует внимания. Для него важно, чтобы за ним наблюдали и играли в свои игры. Мальчик начинает ревновать.

Подробнее: Почему нельзя сфотографировать спящего ребенка: в поисках причин

Разрешать или запрещать?

Ребенок начинает плакать и кричать, чтобы добиться желаемого результата. В психологии это называется манипулятивным плачем. Конечно, это приводит к тому, что родители теряют равновесие, они готовы на все, чтобы остановить эти душераздирающие крики.

Однако манипулятивный плач — необходимый и естественный этап в развитии маленького человека. Таким образом, он проверяет, насколько сильна социальная структура и чего можно достичь с помощью плача. У ребенка обязательно должны быть запреты и пределы желаний. Вседозволенность дается тяжело не только родителям, но и самому ребенку. Однако для любых запретов должно быть четкое обоснование. Запреты могут относиться к вещам, опасным для жизни и здоровья, они могут быть связаны с вашей работой или с тем, что вам очень дорого.

Если запретов слишком много, некоторые из них перестают соблюдаться. В этом случае вполне возможно, что ребенок решит нарушить именно тот запрет, который для вас наиболее важен. Гораздо проще регулировать поведение ребенка, просто убирая запретные вещи из его поля зрения.

Известный английский психоаналитик Винникотт отмечал, что если мать оставила на полу мешок гречки, а восьмимесячный ребенок тут же рассыпал его, виновата в этом должна быть мать, а не младенец. Винникотт предупреждает, что в коробках, доступных ребенку, находятся только те вещи, к которым ему разрешено прикасаться. Вы также можете оставить открытыми некоторые «безопасные» ящики. В этом случае ребенку вряд ли придется залезать в шкаф с вашим торжественным обслуживанием.

Как со всем этим поможет справиться психология?

Кризис 1 года жизни ребенка: что делать, чтобы легко преодолеть этот перелом? Сгладить острые проявления можно, если все правильно лечить. Во-первых, нужно понимать, что эти изменения неизбежны и этот период — вполне естественный процесс, который со временем закончится. Во-вторых, вы должны понимать, что тот вклад, который родители вносят в воспитание своего ребенка сейчас, будет способствовать его развитию на всю жизнь.

Поэтому необходимо запастись безграничным терпением, безграничной любовью и начать следовать советам психологии развития. Тогда кризис первого года жизни ребенка останется совершенно незамеченным.

Дети 1-го курса уже пытаются нарушить запреты
Дети 1-го курса уже пытаются нарушить запреты
Дети 1-го курса уже пытаются нарушить запреты

  1. Запреты. Пусть не будет много. И не удастся только:
  • что касается угрозы жизни и здоровью ребенка;
  • личные вещи членов семьи, связанные с работой и учебой, документы;
  • только предметы, дорогие сердцу.

запрещенные предметы и вещи лучше убрать из видимости и досягаемости ребенка.

  1. Нельзя подавлять самостоятельность своего ребенка, иначе он не сможет потом ничего делать и решать сам.
  2. Необязательно заставлять ребенка есть, если он отказывается от еды. Он будет есть, когда голоден.
  3. Конечно, было бы неплохо научиться понимать малышку. По крайней мере, на интуитивном уровне. Наверное, это умеют многие мамы. Попытайтесь это почувствовать. Если вы часто играете с ребенком, то не будет времени на истерики.
  4. Коммуникация. Это очень важный момент. Вы должны говорить обо всем, что происходит, и даже спрашивать его мнение о чем-то. Пусть не сможет ответить. Это все еще нужно. Он будет чувствовать себя очень важным звеном в своей семье. Еще он очень хорошо развивает речь.Общение - лучший способ остановить развитие кризиса
    Общение - лучший способ остановить развитие кризиса
    Общение — лучший способ остановить развитие кризиса
  5. По возможности вовлекайте ребенка в повседневные дела. Всегда хвалите, если ему это удается. Во-первых, ему будет очень интересно. Во-вторых, он продолжит помогать, так как это оставит позитив в его подсознании.
  6. здесь необходимо упомянуть детский крик, которым ребенок получает что-то от родителей. В психологии это называется манипулятивным. Эти душераздирающие крики заставят любого сдаться. Родителям нужно знать, что малыш просто контролирует, как далеко он может зайти и чего он может достичь таким криком. Однако у крохи должна быть какая-то рамка в том, что можно, а в чем нет. Вседозволенность не приведет к хорошим последствиям ни сейчас, ни в дальнейшей жизни ребенка.Старшие дети - отличные отвлекающие факторы и учителя
    Старшие дети - отличные отвлекающие факторы и учителя
    Старшие дети — отличные отвлекающие факторы и учителя

Причины проблемы

Теперь давайте подробнее рассмотрим причины такого поведения. Особенностью первого года жизни любого малыша является то, что он развивается комплексно, как умственно, так и физически. Он активно изучает окружающий мир. В 10-12 месяцев он уже может брать и удерживать то, что ранее было ему недоступно. Делает первые шаги.

Поэтому ребенок считает, что он взрослый, самостоятельный и вполне может обойтись без вмешательства взрослых, и любой запрет вызывает у него только негодование. Что можно назвать первой причиной 1-летнего кризиса.

Это проявляется, когда ребенок упорно пытается есть в одиночестве, а родители не поддерживают его в добрых начинаниях. Или когда он хочет идти без посторонней помощи, а мать не отпускает его руку.

Взрослые продолжают вести себя со взрослым ребенком так же, как и раньше. И перед лицом сопротивления и агрессии они часто ведут себя совершенно неправильно: злятся, кричат, а иногда и применяют силу. Вот вторая причина кризиса.

Отсюда вывод: ребенок 1-го курса капризен, потому что он вырос, его потребности и способности изменились, и родителям тоже нужно перестроиться и начать относиться к ребенку по-другому, дать ему больше свободы и уважения к его личности.

Продолжительность

Продолжительность кризисного периода на первом году жизни колеблется от одной недели до одного года, что напрямую зависит от характера ребенка и способности взрослых замечать изменения в своем ребенке с течением времени и реагировать на них.

А иногда родители не замечают кризисных явлений, так как дети спокойны сами по себе, а их взгляды и пожелания всегда учитываются в семье.

Узнать больше: Как сделать пращу своими руками

Как справляться: советы психологов

Некоторые родители терпят, что их дети становятся капризными и продолжают баловать их, даже когда они вырастают. Другие же, напротив, отказываются мириться с сложившимися обстоятельствами и прибегают к непопулярным мерам по отношению к детям. Однако есть методы, с точки зрения психологов, правильные и не очень сложные, с помощью которых можно договориться с протестующим ребенком.

  1. Максимально устраните ненужные баны. Пусть не будет так много. Чтобы не запрещать ребенку каждый раз брать ту или иную вещь, перенесите эти вещи в недоступное место.
  2. Если ребенок проявляет инициативу и пытается что-то сделать самостоятельно, не останавливайте его.
  3. Если ребенок не хочет есть, не заставляйте его, просто предлагайте. Когда он голоден, он обязательно поест.
  4. Научитесь понимать своего малыша и внимательно относитесь к его просьбам и пожеланиям. Хотя она все еще не знает, как выразить свои мысли, мама, скорее всего, услышит их интуитивно.
  5. Родители должны быть лучшими друзьями своего малыша, а не строгими воспитателями, поэтому проводите с ним больше времени — ползайте с ним, играйте с игрушками, которые он предлагает.
  6. Постоянно общайтесь с ребенком. Ведь это важно не только как проявление внимания, но и как аспект языкового развития. Поговорите с ним обо всем на свете — поговорите о том, что вы сейчас делаете, что собираетесь делать, спросите его мнение.
  7. Вовлекайте ребенка в повседневные дела. Убедитесь, что ему будет интересно. И даже более того, если он услышит похвалу в свой адрес, он обязательно поможет вам в следующий раз. Обратитесь к нему за помощью.
  8. Если малыш беспрерывно плачет и никакими уговорами не удается его успокоить, оставьте его в покое, но ненадолго. Когда он поймет, что родители совершенно не обращают внимания на проявления его характера, он практически сразу переключится на другое занятие.

Чего делать нельзя

Есть также ряд табу, которые нельзя игнорировать в это трудное время:

  1. Вы не можете давить на ребенка и доказывать, что вы больше и сильнее, вы должны быть для него другом и защитником.
  2. Необязательно запрещать ребенку проявлять самостоятельность, иначе по мере взросления он будет и дальше надеяться на вашу помощь.
  3. Запретов должен быть минимум, но и вседозволенности нет места.
  4. Родители, а также все родственники и друзья, которые общаются с ребенком, должны придерживаться определенной схемы отношений с ним, чтобы не было ситуаций, когда мать запрещает ему то, что позволяет, например, бабушка.
  5. Вашему ребенку должно уделяться достаточно внимания, но вам не обязательно проводить с ним все время. Родители должны иметь возможность четко объяснить ребенку, что у них есть другие дела.
  6. В этом возрасте дети повторяют все за взрослыми, поэтому не позволяйте себе показывать свои недостатки в присутствии ребенка.
  7. Нельзя кричать на ребенка или бить его, хотя в этот период сложно справиться с его прихотями.
  8. Отвлекайте ребенка от проблем, но не капризничайте по каким-либо сладким поводам и не берите его по требованию.

Подробнее: Свободный стул у ребенка: когда нужно бить тревогу?

Успешное преодоление кризиса: психологические методы

Кризис первого года жизни считается положительным явлением, так как связан со значительными изменениями личности ребенка. Окружающие привыкли замечать только отрицательные проявления этого процесса, но положительные гораздо важнее. При этом четкие границы кризиса не определены, они индивидуальны в каждом конкретном случае; в значительной степени эти границы зависят от поведения окружающих, их способности воспитывать детей и их готовности понимать их.

Советские психологи также предостерегали родителей от большого количества запретов. Ведь они могут негативно сказаться на развитии ребенка и замедлить течение кризиса. Вместо постоянных ограничений и запретов следует создать для ребенка какую-то безопасную среду, которую он сможет полностью изучить. Также не следует проявлять настойчивость и заставлять ребенка делать что-то силой, вместо этого следует стремиться заинтересовать его тем, что вы считаете нужным. Родителям важно осознавать, что они теперь для ребенка не посредники в развитии мира, а только помощники. Как правило, инициативу ребенка следует поощрять, защищая только от опасных ситуаций, в которых ребенок может получить травму. Родители должны показать ему и рассказать все, чтобы они могли помочь ему быстро разобраться с окружающей средой.

При правильном подходе к образованию кризисный период закончится довольно быстро, в течение нескольких месяцев. Следует понимать, что «капризы», проявляющиеся в поведении годовалого ребенка, полностью оправданы, поскольку родители своими наблюдениями препятствуют естественному развитию его личности. Во время кризиса не столько ребенок должен подчиняться родителям, сколько родители — ребенок.

Мнение доктора Комаровского

Известный педиатр, автор множества работ по педиатрии и детской психологии Комаровский Евгений Олегович отмечает, что родители, переживающие годичный жизненный кризис у ребенка, должны это понимать. Научитесь понимать своего ребенка, меньше говорите слово «нет», но при этом ребенок должен четко знать, что именно для него опасно. С раннего возраста необходимо создать систему запретов и наказаний, строго ее соблюдать, и тогда понятия «плохой» ребенок не возникнет.

ребенку важно знать, что за какие-то добрые дела родители обязательно его оценят.

Конечно, часто бывает трудно справиться с непослушанием ребенка. Иногда родителям проще применить силу, заставить ребенка действовать по-своему. Но не забывайте, что обидеть ребенка легко, но исправить последствия своих действий гораздо сложнее.

Прежде чем предпринимать какие-либо действия, часто помните, что это самый любимый и родной ребенок перед вами и не заслуживает отрицательных эмоций.

Причины изменений в поведении годовалого ребенка

Изменившееся поведение — прямое следствие новых этапов физического развития ребенка (кризис).

С приобретением навыков ходьбы за 1 год многое из того, что раньше было недостижимо, теперь становится доступным.

  1. Детской игрушкой может стать все: пульт от телевизора, папиный молоток и маминый смартфон. И взрослым это не всегда нравится;

Нет места на улице и в доме, где бы ребенок не проявил любопытства.

Только функция эмерджентного языка в 1 год недоразвита. Словарный запас ребенка на этом этапе жизни очень мал, поэтому он не может полностью объяснить свои пожелания.

  1. Эта ситуация заставляет ребенка нервничать — отсюда и непонятные истерики и плач во время годичного кризиса (прочтите важную статью на эту тему: Когда ребенок начинает говорить?>>>).

У всех детей бывает кризис первого года?

В общем, да, все. Он может проявляться по-разному, но суть примерно такая: ребенок отчаянно нуждается в родителях, значимых взрослых, особенно в матери (в это время можно заметить, что он просто не хочет отпускать руки, постоянно стонет и просит любви и ласки), но в то же время хочет активно учиться и исследовать, часто игнорируя прямые запреты. В это время непостоянство поведения — один из основных принципов существования ребенка, который вчера был красивым маленьким ребенком, а теперь больше похож на ребенка Розмари.

«Но, пожалуйста, не надо чувство юмора терять!»

Многие конфликтные ситуации можно избежать, проявив чувство юмора, творческий подход и умение играть. Ваша главная задача — направить бурлящую энергию в мирное русло и найти подходящую замену опасному или неприемлемому стремлению.

Например, на кухне, где есть так много соблазнительных вещей для взрослых, таких как горячая сковорода или острые ножи, вы можете найти не менее привлекательные, но гораздо более безопасные пластиковые миски или корзину с луком и чесноком — позвольте им вынуть и сложить это снова. Вы также можете раздать небьющееся блюдце с горсткой отварного риса или овощей. Пусть малыш сядет вокруг кукол и мишек и угостит их. Здесь развитие сюжетной игры, моторики и заодно полчаса свободного времени для мамы.

Вместо лестницы, которая, как магнит, притягивает ребенка к вам, вы можете предложить небольшую устойчивую опору, в которую вы можете вставать и спускаться снова.

Последствия «плохого питания» можно свести к минимуму, заменив изящную скатерть практичной клеенкой и связав ребенка большим резиновым нагрудником с «корытом» для не предназначенных для этого крошек и вручив ему ложку. Конечно, в лучшем случае половина еды уйдет ему в рот, но он съест САМ!

Вашему ребенку не нравятся такие полезные игрушки с геометрическими отверстиями, в которые нужно втыкать нужные фигурки? Но его невозможно вырвать из стиральной машины, где белье вращается в бешеном вихре. Попробуйте загружать и выгружать стиральную машину вместе с ребенком, обычно детям очень нравится складывать белье в окно машины, а затем вынимать его. Годовалый малыш мог бы помочь вам в этом нелегком деле. При этом поговорим о том, что называется одежда: трусики, футболка, рубашка, платье.

Ваш ребенок плохо себя ведет в ванне — он освобождается, не хочет плавать? Но, может быть, он согласится искупать свою утку или свою куклу?

Иногда ребенку приходится делать то, что ему совсем не нравится. Что ж, это судьба растущего человека. Ты сам всегда делаешь только то, что хочешь? Попробуйте превратить неприятную процедуру в игру. Например, при ангине врач назначил ингаляции. Налейте теплый ромашковый отвар или содовый раствор в большую миску или таз, опустите в воду зажженные плавающие свечи и, накрывшись полотенцем с малышом, посмотрите на них. Если он боится под полотенцем, ему придется перейти в хорошо отапливаемую ванную комнату. Там бумажные кораблики можно бросить в таз с целебным раствором, дуя на него изо всех сил.

Чтобы потемнить холодные руки, вы можете мыть кукольную посуду вместе в большой тазе с горячей водой.

Причины возникновения переворота сознания у детей первого года жизни

Ребенок научился самостоятельно вставать и ходить, начинает чувствовать себя свободным и независимым от взрослых и хочет, чтобы они его узнали. Он может делать то, что до недавнего времени было ему недоступно. Ребенок начинает очень активно изучать и познавать на собственном опыте окружающий мир. И все подавления в области знаний и сомнения в его независимости вызывают у него протест.

Я не хочу есть кашу! я хочу банан!
Я не хочу есть кашу! я хочу банан!
Я не хочу есть кашу! я хочу банан!

Родителям абсолютно необходимо осознавать, что их малыш перешел на новый этап своего развития, и не вести себя с ним, как с новорожденным, не позволяя ему никаких самостоятельных действий.

В окружающем мире для него меняется все: его отношение к родителям, к самому себе, к своей предметной деятельности. И этот годичный жизненный кризис им тяжело, такова психология этого периода. В конце концов, ему предстоит так много сделать сейчас!

Я хочу! Купи это! Почему нет?
Я хочу! Купи это! Почему нет?
Я хочу! Купи это! Почему нет?

«Нет» родителей часто провоцирует возникновение конфликтов, потому что ребенок не понимает причин запрета. Ему сложно понять эту проблему. Он чувствует себя нелюбимым, потому что мама или папа запрещают ему лазить по розетке дома или есть грязь на улице. И он не может говорить, что тоже вызывает крайние чувства, потому что он остается, изо всех сил, чтобы донести свои мысли до непонятного.

Диагностика

Первый год кризис происходит в семейной среде, его проявления отмечают родители и близкие родственники. Обычно бывает тяжелый период без вмешательства специалистов, с тяжелой симптоматикой, длительным течением, нужна помощь психолога, психиатра. Диагностика проводится клиническими методами. Они используются:

  • Беседа. Уточняется анамнез, наличие сопутствующих заболеваний, особенности материально-бытовых условий, методы воспитания. Дифференциация проявлений криза от симптомов психоневрологической патологии проводится по их длительности, степени тяжести, динамике.
  • Наблюдение. Специалист обращает внимание на особенности взаимодействия родителя и ребенка, оценивает эмоциональные и поведенческие реакции ребенка. Кризис характеризуется трудностями в установлении продуктивного контакта, негативизмом, протестами, отказами, слезами.

Патогенез

В основе возрастного кризиса лежит противоречие между сложившимися отношениями с людьми, формами деятельности и изменившимися потребностями и способностями ребенка. В основе метаморфоза психики лежат физиологические изменения: созревание структур мозга, перестройка функциональных систем центральной нервной системы. До 9-10 месяцев организм малыша регулируется биологическими ритмами: потребности возникают естественным образом, выражаются неудовлетворенностью и удовлетворяются взрослым. В течение первого года речь становится инструментом самоуправления, но еще недостаточно развита, чтобы управлять поведением. Биологические ритмы теряют свою организационную функцию. При этом формируются прогулки, манипулятивные действия, открывается пространство предметов, которые служат источниками удовлетворения потребностей (до кризиса источником является взрослый человек). Неспособность достичь желаемого (физическая недоступность, запреты) проявляется «гипобулическими реакциями» — яркими аффективными всплесками, регрессом поведения.

Что чувствует малыш

Согласно психологии развития годовалый малыш находится в состоянии стресса из-за скачка в развитии психики. Теперь он осознает свои желания, он хочет заявить о них всему миру. Он чувствует, что стал физически независимым: он может отпустить руку матери и убежать от нее в другую комнату. Однако ему не нравится, что мама ходит на работу, надолго пропадая из поля зрения ребенка против ее воли. Психоэмоциональная связь с мамой очень сильна, если мама уходит, малыш плачет.

Накопленный в это время опыт делает годовалого ребенка очень восприимчивым к явлениям окружающего мира. Ему нравится находиться рядом с людьми, он с интересом смотрит на их лица. Ему все интересно, он хочет все потрогать и попробовать, потому что еще не знаком с опасностями этого мира.

Поведение годовалого ребенка определяет взрослый, но при этом у него уже сформировалась психологическая структура, подобная характеру. Некоторые запреты взрослого противоречат его собственным убеждениям, поэтому возникает насильственный протест.

Для годовалого ребенка взрослый — источник положительных эмоций. В этом возрасте дети умеют точно распознавать настроение взрослых. Родители играют с ним, кормят, выгуливают. Ребенку нравится проводить время с мамой или папой. Когда на него долго не обращают внимания, ему становится скучно, он хочет пообщаться. Чтобы привлечь внимание взрослого, ребенок начинает хныкать.

Понять, что чувствует ребенок, совсем не сложно. Для этого нужно просто признать, что он человек, у него свои предпочтения, желания и потребности.

Стоит ли бояться кризиса первого года

Кризиса 1-го года бояться нечего — это естественно. То, что это остро, не должно тревожить родителей.

именно его яркое проявление говорит о том, что ребенок правильно сформирован как личность. А внешнее отсутствие проявлений, создающее иллюзию гармоничного развития, напротив, свидетельствует о том, что психика не получила должного развития. Помните, что недопонимание намного опаснее самого кризиса.

Ребенок никуда не отпускает маму – что делать

мама и малыш
мама и малыш

Многие мамы в кризисе 1 года или кризисе у детей после года сталкиваются с такой проблемой: некогда заниматься домашними делами, так как ребенок никуда себя не отпускает, не отрывает себя от рук. Что делать в такой ситуации?

В первую очередь необходимо определить, почему ребенок боится исчезновения матери из поля зрения. Может быть:

  • Очень сильная психологическая зависимость ребенка от матери. Когда рядом мама, малыш чувствует себя в безопасности. Если она уходит, он начинает беспокоиться. К тому же малыши очень чувствительны к эмоциональному состоянию матери. Если женщина переживает, переживает, оставляя малыша, она скопирует свое состояние.
  • Страх одиночества. Когда мать уезжает, малыш не знает точного времени ее возвращения. Он боится, что не вернется. Это происходит, когда родители используют угрозы в качестве основного средства исправления поведения: «Если ты будешь так себя вести, я тебя брошу!» Когда мать уходит на работу, ребенок считает, что пора матери уйти из-за ее плохого поведения.
  • Дефицит внимания. Если мать находится рядом с ребенком, но занята своими делами, ей не хватает общения. Видя, что мать куда-то идет, ребенок злится: он ждал, что мама обратит на него внимание, и она уходит.

Вы можете научить малыша спокойно ощущать отсутствие матери, если часто играете с ним в прятки. Частые посещения близких родственников и друзей семьи способствуют формированию у него спокойного отношения к тому, что мама не всегда может быть с ним. Ничего страшного, что иногда рядом есть другой человек, нет.

Снизить ситуативную тревожность ребенка помогает фраза матери: «Схожу в магазин, скоро вернусь». Такие предложения формируют у ребенка доверие к матери: мать сказала, что скоро вернется, и на самом деле она приехала через несколько минут. Это лучше, чем сбежать. Если ребенок был занят игрой, а потом узнал, что его мать пропала, он громко плачет. Когда мать возвращается, ребенок не оставляет ее ни на шаг, опасаясь, что он снова исчезнет.

Как вести себя правильно? Советы психолога

Не все родители могут найти подход к ребенку, у которого 1-летний приступ. Многие просто начинают жестко подавлять непослушание ребенка, часто его упрекают и даже наказывают. Вряд ли это принесет пользу. Скорее, это только навредит хрупкой психике малыша. Он не умеет делать причинно-следственные выводы и наказание за что-то не подействует. Ребенок просто решит, что его родителям это не нравится.

Некоторые взрослые, наоборот, следуют прихотям ребенка, балуют его всем. Такая вседозволенность губительна для формирования личности ребенка. Становится капризнее, кризис усугубляется.

Пережить этот непростой период, не впадая в крайности, помогут следующие рекомендации психологов:

    1. Попробуйте ограничить количество банов

Говорите «нет» как можно реже, только в тех случаях, когда действия ребенка становятся опасными для жизни. При этом необходимо не только сказать, что это невозможно, но и объяснить, почему. Например, нельзя бегать по проезжей части; машина может сбить вас с толку. Не ограничивайте по возможности двигательную активность крохи, позволяйте им ползать, бегать, шуметь. Это нужно только ребенку. Он хочет рисовать не на бумаге, а на себе — пусть рисует. Так учится мир.

    1. Для уменьшения запретов лучше заранее спрятать то, что нельзя трогать
    2. Если ребенок хочет что-то делать сам, дайте ему возможность

В то же время ему не нужно постоянно пытаться помочь или торопить его, потому что он все еще учится.

    1. Ребенок отказывается от еды — не заставляйте его есть

Он точно не останется голодным. Вы не можете насильно кормить ребенка. Пусть ест столько, сколько ему нужно. Если ребенок не хочет есть какие-то блюда, не любит вкус, не настаивайте. У каждого свои пищевые привычки, и ребенок такой же уникальный, как и все остальные.

    1. Научитесь понимать своего малыша

Он пока не может выразить свои чувства словами, поэтому будьте осторожны с его порывами.

    1. Старайтесь уделять ребенку больше времени, поиграйте с ним

Игры помогут занять ребенка, стать к нему ближе, научатся лучше его понимать. Вы можете попробовать решить любую неразрешимую ситуацию в игре. Например, ребенок не хочет что-то носить. Поиграйте с ним в магазин. Расставьте похожую одежду и заставьте его «покупать» то, что ему нравится. Также вам поможет ваша любимая мягкая игрушка или кукла. Дайте ей поесть с младенцем, оденьтесь и выйдите на прогулку.

    1. Вместо того, чтобы запрещать ребенку что-то делать, постарайтесь переключить его внимание на то, что возможно и интересно для ребенка

лучше оставить все, что нельзя вынести из поля зрения ребенка.

    1. Если у малыша истерика и его невозможно успокоить или отвлечь, дайте ему немного поплакать

Не стоит обращать на это внимание. Он поймет, что истерия не поможет, и успокоится.

  1. Дети любят подражать взрослым в возрасте от 1 до 1,5 лет

Позвольте мне помочь вам по хозяйству. Например, мама убирает, а малыш хочет помочь — дайте ему тряпку, пусть умывается с мамой. Обязательно хвалите его и благодарите за помощь.

необходимо соблюдать обычный распорядок дня, но сделать его более гибким. Например, чтобы ребенок проголодался и хорошо поел, погуляйте дольше, позвольте ему поиграть и побегать, но не кормите его. Затем, вернувшись домой, ребенок будет хорошо есть и спать в течение дня.

Не забывайте, что родители - самые важные люди в жизни ребенка. Именно от вас он ищет защиты и поддержки
Не забывайте, что родители — самые важные люди в жизни ребенка. Именно от вас он ищет защиты и поддержки

Особенности проявления кризиса одного года: признаки

Проявления кризиса на первом году жизни — это, прежде всего, гипобулические реакции, о которых говорилось выше. Ребенок становится чрезмерно капризным, возникают трудности в его воспитании. С одной стороны, годовалый ребенок проявляет интерес к самостоятельной деятельности, в одиночку он делает то, что делал раньше, при посредничестве родителей, если они сделали это за него. С другой стороны, ребенок часто отказывается делать то, что он послушно делал раньше. Ребенок проявляет упрямство, настойчивость, требует большего внимания. Он начинает бурно реагировать на наблюдения взрослых.

Когда он впервые сталкивается с запретами, он пытается их нарушить или обойти. Бывает, что ребенку даются разрешения и запреты непоследовательно: вчера можно было, а сегодня нельзя; Мама разрешает, папа запрещает и т.д. Это только усиливает смятение и недовольство в сознании ребенка, который до сих пор не может понять всю сложность и противоречия окружающего его мира.

Во время кризиса первого года жизни привычные биоритмы, по которым жил ребенок, заметно меняются и прерываются. Нарушения влияют на процесс приема пищи (в частности, на чувство голода), изменение сна и бодрствования и т.д. Теперь кажется, что ребенок «не согласен» со своей биологией и пытается сопротивляться ей, так же как новые жизненные обстоятельства противостоят этому.

В попытке установить более широкий контакт с окружающим пространством ребенок проявляет активную языковую активность, хотя и на автономном уровне; звуковой язык дополняется мимикой и жестами. Ребенок жаждет общения со всеми и бурно реагирует на то, что его часто не понимают. «Слова» детской речи образуются спонтанно, обычно это звукоподражательные единицы, которые, однако, могут обозначать другие предметы, так или иначе связанные с оригиналом. Например, одно и то же «слово» может означать кошку и любой предмет из ткани или шерсти и любой острый предмет (потому что они царапаются, как кошка). Это свидетельствует о развитии интеллектуальных способностей ребенка: в этом возрасте он уже выполняет простейшие логические операции (например, находит общие знаки в разных предметах).

Источники

  • https://babyzzz.ru/0-1/care/10366.html
  • https://nutrilak.com/article/krizis-pervogo-goda-zhizni/
  • https://ponervam.ru/krizis-1-goda-u-rebenka.html
  • https://detskiy-medcentr-spb.ru/poleznye-materiali/vozrastnye-krizisi-detej/1430-krizis-1-goda-u-rebenka
  • https://MedPortal.ru/enc/parentschildren/agecrisis/6/
  • https://detki.guru/psihologiya-rebenka/krizis-1-goda-zhizni-rebenka-vozrastnaya-psihologiya.html
  • https://PsyLogik.ru/55-krizis-odnogo-goda.html
  • https://umnyash.com/rebenok-1-3let/1god/krizis-1-goda-u-rebenka-vozrastnaya-psixologiya.html
  • https://uroki4mam.ru/krizis-1-goda-u-rebenka
  • https://n-e-n.ru/firstcrisis/
  • https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/1-year-crisis
  • https://lifemotivation.online/psychology/child-psy/vozrastnye-krizisy/1-goda/krizis-1-goda-u-rebenka

[свернуть]
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: