Методики раннего развития детей — обзор популярных методик

Методики раннего физического развития

С первых минут до годовалого возраста ребенок живет целой эпохой. Научитесь поднимать голову, садиться, самостоятельно делать первые шаги, говорить первые слова. Поэтому физическое воспитание для детей на этом этапе самое важное.

Читаем по теме:

  • Что можно и нужно уметь делать ребенку в первый год жизни — https://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/rebenok-v-vozraste-1-god-chto-umeet- kroha.html
  • Развитие ребенка от рождения до года — https://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/razvitie-rebenka-do-goda-po-mesyatsam.html

Методика Никитиных

В советское время супруги Никитина показали, как помочь ему с рождения стать самостоятельным человеком. Как только малыш научился ползать, его исследовательская деятельность никем и ничем не должна ограничиваться. Например, авторы настоятельно советуют отказаться от всех видов колясок и манежей, считая их своеобразной детской тюрьмой. Конечно, сначала нужно подготовить квартиру, сделав ее максимально безопасной для малыша.

Основная цель — не мешать развитию ребенка, а помочь ему; не для принуждения ребенка, а для создания условий, необходимых для самосовершенствования. Эта задача выполняется с использованием трех основных принципов:

  • свобода и самостоятельность ребенка (отсутствие специальной подготовки, совмещение занятий спортом с другими видами работы);
  • спортивная обстановка (снаряды, тренажеры) в квартире и легкая одежда, не сковывающая движения ребенка;
  • равнодушие взрослых к успехам и неудачам детей.

Посмотреть видео Необратимое угасание возможностей для эффективного развития детей (НУВЕРС Никитин)

Развивающая динамическая гимнастика

Методика Л. Китаева и М. Трунова удовлетворяет двигательные потребности ребенка до года, а также развивает его врожденные рефлексы. В основе динамической гимнастики лежат древние русские традиции, когда детей брали за подмышки и легко закидывали. Дети постарше, хватаясь друг за друга за ручки и ножки, вращались на себе, образуя нечто вроде карусели. В таких простых играх взрослые давали детям возможность двигаться, когда у них еще не было навыков для этого. После того, как ребенок научился ходить, эти упражнения перестают оказывать стимулирующее действие. Все приобретенные навыки необходимо перенести на спортивные игры, упражнения и упражнения в спортивных комплексах.

ЧИТАЙТЕ ДЕТАЛИ: Динамическая гимнастика: польза и вред для новорожденного

Динамическая гимнастика для детей (3 месяца), с чего начать?

Динамическая гимнастика для малышей: базовые упражнения, которые помогут вашему ребенку расти здоровым!

Эти упражнения динамической гимнастики подходят как мальчикам, так и девочкам. Посмотрите видео и узнайте, с чего начать!

Плавание с грудничком

По этой методике важно не только купать новорожденных, но и плавать с ними. Хотя движения маленького ребенка в воде очень ограничены, плавание укрепляет его мышцы, учит ориентироваться в пространстве. Поэтому юный пловец начинает вставать и ходить раньше остальных детей. Сначала упражнения выполняются в ванне, а уже потом в бассейне. Если вы боитесь навредить малышу, найдите инструктора, который обязательно поможет вам избежать серьезных ошибок при плавании.

ЧИТАЙТЕ ДЕТАЛИ: Мы учим детей плавать и нырять: как и когда начинать уроки с младенцами дома в ванне. Множество высококачественных видеоинструкций

Методика Зайцева

Естественная игра для детей — это суть обучения чтению по методике Зайцева. Вместо традиционного освоения буквенного и слогового чтения автор вводит прием так называемого склада (пары букв), расположенного на одной из сторон куба. Дерево и железо, из которых сделаны учебные материалы, позволяют научиться различать гласные и согласные, жесткие и мягкие звуки.

Игра в кости Зайцева

Трехлетние дети начинают читать с первых уроков. Если вы работаете с шестимесячными детьми, они начинают говорить и читать одновременно.

Воскобовича

Караблик Воскобович

Техника Воскобовича основана на многогранности и богатстве игрового материала. Созданы специальные герои (Kid Geo, Girl Dolka, Krutik Po и др.), Которые постоянно действуют в различных игровых ситуациях. Игры разработаны:

  • креативность и дизайнерские навыки;
  • логика и воображение;
  • умение читать;
  • математические способности.

Самыми известными обучающими материалами этой оригинальной техники являются доска с гвоздиками, так называемая «площадь Воскобовича» (миллион вариантов сложения), писчая машина, лодка с несколькими мостиками.

Знакомство с грамотой и математикой – интересные занятия по монтессори для детей 3 лет

Если ваш ребенок уже начинает проявлять интерес к буквам и цифрам, приведенные ниже игры могут стать отличным началом для овладения грамотностью.

  • Сделайте конверты с буквами и цифрами, наполненные зернами и другими начинками. С помощью этих мешочков можно будет искать первые буквы в словах и придумывать разные игры, которые познакомят ребенка с фонетикой,
  • Составьте пару колод карт с буквами и цифрами и используйте соответствующие задания,
  • Контуры многоразовых букв могут быть полезны для обучения письму, их можно обвести пальчиковой краской, пластилином и, когда рука будет готова, ручкой,
  • Также можно сделать рисунки букв и цифр с шероховатой поверхностью — это можно сделать с помощью клея и песка. Затем ребенок быстро запоминает очертания символов,
  • Наборы идеально подходят для обучения счету, где вы можете выбрать нужное количество предметов или точек для каждого числа. Это необходимо, чтобы ребенок с самого начала понимал значение цифр

Знание грамотности и математики - интересные уроки Монтессори для 3-х летних

Масару Ибука

Пик умственных способностей ребенка приходится на три года, уверен автор, поэтому необходимо развивать ребенка до этого возраста: «после трех уже поздно». Мозги маленьких детей жадно впитывают информацию, возможности ее безграничны. Поэтому ребенка легко научить говорить на нескольких языках, играть на скрипке, рисовать картины маслом.

Информация о Масару Ибука

Формирование правильного вкуса, разнообразная «духовная пища» и практические упражнения, развитие тактильных ощущений, поощрение — основные принципы метода.

Современные методики развития направлены на активное развитие творческих и интеллектуальных способностей ребенка.

Системы общего раннего развития

Системы Марии Монтессори, Глен Доман, Николая Зайцева и некоторых других можно отнести к методам, охватывающим развитие у детей навыков самообучения, формирование навыков письма, чтения и улучшение мыслительных процессов.

Педагогика Монтессори

Основа методики обучения Марии Монтессори — ребенок развивается самостоятельно. В детских садах, работающих по этой педагогической системе, детей окружают различные предметы, которые помогают им самостоятельно экспериментировать и свободно исследовать окружающий мир. Педагоги — мудрые помощники, которые не ограничивают, а направляют детей. То же самое и со взрослыми, которые должны подавать ребенку пример для подражания и направлять его навыки в нужном направлении, предоставляя подходящие игрушки. Вот подробное описание техники Монтессори.

Вальдорфская педагогика

Система разработки Waldorf основана на совершенно иных принципах. Обучение разделено на три этапа с учетом возраста детей. Ребенок до семи лет получает новые знания и умения путем подражания, от семи до 14 лет связаны чувства и эмоции. И только с 14 лет у детей «включается» логика. Эта методология не допускает никаких форм раннего интеллектуального обучения. Так, только с третьего класса детей учат читать, а до школы дети играют только с игрушками из натуральных материалов. Кстати, взрослым следует полностью исключить из жизни ребенка телевизор, компьютеры и видеоигры.

Возможно вас заинтересует:

  • Влияние современных гаджетов на детей (плюсы и минусы)
  • 10 признаков пристрастия детей к компьютерным играм и интернету: повреждение компьютера

Методика Глена Домана

Глен Доман утверждал, что развитие эффективно только в период роста мозга, то есть до семи лет. Основная задача взрослых — сохранить и приумножить огромный потенциал новорожденного. Программа раннего обучения состоит из четырех основных областей: физическое развитие, умение считать, умение читать и энциклопедические знания.

Итак, детский счет выглядит как игра с карточками, на которых изображены большие красные точки. И вслух называется количество баллов, а не число. Доман считал, что дети легко запоминают и систематизируют голые факты. Родителям рекомендуется создавать наборы карточек с изображениями крупных людей, растений или животных. Ребенку следует не только запомнить название рисунка, но и рассказать о нем.

Узнать больше о технике Глен Доман

Методика Сесиль Лупан

Автор методики взял за основу систему Домана, переработав и упростив ее. Так, Сесиль Лупан рекомендует разговаривать с ребенком с первых минут жизни, даже если он не понимает слов. Но ребенок привыкает к родному языку, и звуки, которые раньше были бессмысленными, полны конкретного значения. Когда дети начинают говорить, их нужно научить читать. Каждое знакомое слово необходимо написать на карточках большими буквами и поставить рядом с объектами, которые они представляют. Например, «стул» находится рядом со стулом, а «диван» — рядом с диваном. Также автор рекомендует создавать самодельные книги о своем ребенке, в которых, помимо сказок, будут его фотографии.

Развитие органов чувств с помощью Монтессори занятий в 2 года и старше

  • Собирайте предметы разных размеров, форм и фактур в непрозрачный пакет и предлагайте ребенку узнавать их наощупь,
  • Приобретите музыкальные инструменты и звуковые цилиндры Монтессори: научите ребенка слышать ритм и высоту звука, предложите сочетать пары, расположите звуки по порядку,
  • Отличным упражнением для развития зрительных анализаторов станет бесплатная работа детей с материалами для творчества: гуашь, пальчиковые краски, акварель, цветной песок, пластилин,
  • Иногда в детских магазинах можно найти слаймы и всевозможные желе, которые также могут использоваться для различных сенсорных ощущений

Развитие чувств с помощью уроков Монтессори от 2 лет и старше

4 Методика «Школа Семи Гномов»

Посмотреть этот пост в Instagram

Автор публикации (@ oleneva636)

Методика автора Дарьи Денисовой направлена ​​на развитие и обучение детей от 0 до 7 лет. Соответствуют современным образовательным стандартам и интересам детей разного возраста. В программе яркие и красочные книги с рисунками и материалами. В программе семь серий, то есть на каждый год обучения по 12 книг в каждой.

Программа обучения позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, то есть родители могут использовать определенные учебные материалы не по инструкции, а тогда, когда они нужны ребенку. Автор методики поддерживает разностороннее развитие детей. Дети узнают из книг, что «плохо», а что «хорошо». Дети узнают новые слова и звуки и узнают окружающие предметы.

Плюсы и минусы методики

+

Методика предполагает развитие с рождения. Обучение по программе позволяет детям развивать эмоциональные, творческие и умственные способности.

Главный недостаток таких тренировок — это отсутствие активности и физического развития. Дети много времени проводят сидя, просматривая карточки, играя в игры и изучая другие материалы. К тому же у ребенка не развиваются тактильные ощущения, так как изображенные на карточках предметы нельзя трогать. Это не позволяет детям понять реальные размеры и объемы предметов.

Не потеряй

  • Не упустите 10 «важных» навыков, которым родители не научат своих детей

3 Методика Глена Домана

7 популярных стратегий развития детей младшего возраста: за и против
Источник: Unsplash (@kellysikkema)

Методика развития ребенка Домана основана на обучении по карточкам. Ребенку показывают картинки реальных предметов и рассказывают, что на них изображено. Он уникален тем, что может развить фотографический интеллект и память ребенка, проводя небольшое количество времени в течение дня, а также закладывает прочную основу для успешного дальнейшего обучения.

Плюсы и минусы методики

+

Благодаря этим занятиям у ребенка развиваются логическое мышление, речь, внимание и память. Поскольку обучение происходит в игровой форме, ребенок вовлекается в процесс и не скучает.

Дарья Шатохина, клинический психолог, нейропсихолог Центра детской неврологии и речевой реабилитации «НейроСпектр». К недостаткам этого метода можно отнести пассивность ребенка. Уроки не формируют у ребенка самостоятельности и избирательности. В процессе обучения ребенок находится под руководством специалиста или родителя. Следуя строгой системе, у ребенка нет возможности проявить себя творчески. Методика Глена Домана не включает подвижные игры, то есть игнорирует физическую сторону развития. Вы можете использовать этот подход для разнообразия и изобилия занятий в качестве вспомогательного и дополнительного, но не ключевого метода обучения.

Плюсы систем: мнения сторонников

Как вырастить своего ребенка, каждый родитель решает сам — так кажется на первый взгляд. Мнение общества и стереотипы так или иначе влияют на любого человека. Что касается дошкольного образования, это правило особенно строгое. Родители обычно делятся на его ярых последователей и противников. Это непонимание ситуации и чрезмерный фанатизм. Нет ничего плохого в развитии ваших детей. Главное — не переборщить.

Защитные аргументы:

  1. Дети, которые практикуют в соответствии с этими концепциями, обычно более продвинуты, чем другие. Они раньше начинают читать, писать и считать. Они умеют лепить из пластилина и петь, хорошо танцуют и знают базовые основы иностранных языков в зависимости от того, какую систему использует ребенок.
  2. Группы раннего развития детей приучают ребенка к урокам с первых месяцев жизни, дисциплинируют его.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Сенсорное развитие детей 2-3 лет в домашних условиях

Однако у каждого ребенка свои внутренние возрастные нормы, как физические, так и умственные. Вы не сделаете вундеркинда из ребенка, если он внутренне не готов им стать. Методики обучения дают возможность раскрыть внутренний потенциал и раскрыть его. Второе утверждение верно, если вы не заходите слишком далеко и не прерываете уроки. Младенцы очень быстро отвыкают и забывают. Стандартный детский сад учит ребенка дисциплинировать и планировать намного быстрее и эффективнее.

Никитиных

В основе методологии лежит богатая среда разработки, которая формирует множество передовых навыков и условий. Нужны не специальные занятия, а постоянный доступ к спортивному инвентарю, наличие творческих и интеллектуальных пособий. Родители должны активно участвовать в этой жизни.

Пособие Никитина

Среди основных принципов метода Никитина: кормление детей по требованию, раннее закаливание и гигиеническое воспитание, постоянные физические нагрузки, свободное познание мира и формирование правильных бытовых привычек.

Макато Шичида

Суть техники ситидо — активное развитие правого полушария головного мозга. Он способен усвоить больше информации, поэтому ребенок может легко научиться читать, считать, иностранный язык, развивать интуицию и проявлять свои таланты.

Способ обучения детей по системе ситидо

Основа техники — флеш-карты. Вы могли их показывать три месяца. Карты показываются на две секунды (правое полушарие — зрение), затем звук (левое полушарие — слух). Постепенно ежедневное количество карточек увеличивается до одной тысячи.

Лучшие методики раннего развития детей от 0 до 3 лет

Даже самые чудесные методы развития не гарантируют немедленных результатов, то есть через месяц ребенок не будет говорить сложными предложениями, не будет решать математические уравнения и прочитает Шекспира в оригинале.

Регулярные занятия с ребенком по выбранной методике займут много времени, а результат, пожалуй, будет заметен только через год. Поэтому не стоит прерывать занятия: каждый раз ребенок учится определенным вещам и приобретает необходимые навыки. Детская память содержит огромное количество информации, и чем она шире и разнообразнее, тем лучше ребенок развивается.

Каждый из обсуждаемых ниже методов является современным и используется как по отдельности, так и в совокупности в первых центрах разработки, открытых в каждом городе России. И у каждого есть свои плюсы и минусы.

Карточки Домана

Американский ученый Глен Доман утверждает, что с младенчества до 6 лет дети могут только познавать окружающий мир, но с 6 лет они уже могут учиться. Познавательные упражнения рекомендуется начинать в 3 месяца.

Ребенку показывают специальные карточки, например со словом «дом», через несколько секунд наблюдения родитель должен произнести слово, написанное на карточке. По этой системе дети быстро запоминают слова, усваивают информацию, а также развивают образное мышление, слуховую и зрительную память, образное мышление.Методы развития детей младшего возраста.jpg

Карты Домана со словами, точками, математическими действиями, фотографиями растений, птиц, животных, известных людей и другими изображениями учат не только чтению, но также математике и географии. Однако не все дети готовы к такому виду деятельности, многие не хотят сидеть тихо и смотреть в карты: это не должно раздражать родителей.

Некоторым родителям такая система обучения не понравилась из-за перегрузки детской нервной системы большим объемом информации.

Философия Монтессори

Многим родителям нравится методика Марии Монтессори, основательницы интереснейшего способа раннего развития. Уроки проходят в произвольной форме, т.е дети сами выбирают, чем они хотят заниматься в данный момент и с какими предметами играть (и одновременно учиться). Здесь основной задачей взрослого становится вызвать интерес у ребенка и, при необходимости, помочь. Эта свобода выбора дает ребенку ощущение полной независимости. Мебель в классах соразмерна росту детей и все есть в наличии. В классе также есть хрупкие изделия, которые учат детей метко играть.

Метод Монтессори подчеркивает личность каждого ребенка, где нет оценок, сравнений и наказаний за детские достижения, но также нет и поощрений. Здесь тоже развивается самокритика, свое мнение.

Класс разделен на зоны по замыслу автора:

  • сенсорный;
  • математический;
  • речь;
  • практическая жизнь;
  • космос.

Каждый заполнен тематическими пособиями и материалами, соответствующими возрасту детей: книги, пирамиды, сортировщики, контейнеры, кисти и палитры и так далее — от 6 до 12 лет. Это делается с целью приучения пожилых людей к принятию уходу за малышами и младшими, в свою очередь, быстрее учатся у пожилых людей.

Не все родители в силу своей эмоциональности смогут грамотно разобраться с ребенком с помощью этой методики, а потому идеальным решением будет посещение специализированного Монтессори-курса в их городе. Кроме того, это поможет в социализации.

Вальдорфские школы

Система Вальдорфа известна во всем мире своим вниманием к физическому развитию детей. Здесь большинство занятий проходят на ходу: танцы, игры, музыка и творчество. Они имеют приоритет перед чтением или счетом, потому что основатели системы утверждают, что невозможно гармонично развивать ребенка, игнорируя физическую активность, только сочетая духовное, физическое и эмоциональное развитие, можно максимизировать способности детей.Методы развития детей младшего возраста.jpg

Более того, в этой школе мальчика никто не руководит, он может учиться в своем собственном темпе, здесь учителя больше работают на качество, чем на скорость, ничего ему не навязывая.

Воспитанники вальдорфского детского сада играют с игрушками из «живых» природных материалов (глина, шишки, камни, дерево и т.д.), Никаких пластиковых предметов нет.

В классе нет оценок, нет конкурса «кто умнее», в классе максимум 20 учеников. Однако не всем родителям нравится то, что детям запрещено пользоваться мобильными телефонами, планшетами, компьютерами и другими современными гаджетами.

Если такая методика интересна родителям, лучше отдать ребенка учиться в специализированный класс или детский сад, вряд ли получится учиться самостоятельно по этой системе.

Комплекс Зайцева

Николай Зайцев также разработал методику развития, полюбившуюся многим родителям, поскольку она домашняя и состоит из серии простых для понимания пособий по обучению русскому, математике и английскому языку.Методы развития детей младшего возраста.jpg

Занятия проходят в игровой форме, которая гармонично развивает личность ребенка физически и эмоционально. Ребенок с удовольствием участвует в игре, и программа эффективна как наедине с родителями, так и в детском коллективе центра.

интересно, что в классе разрешено все: баловаться, разговаривать, смеяться, топтать, хлопать в ладоши, вы можете в любой момент изменить игровые материалы (поменяв, например, кубики в планшетах). Но это не просто развлечение, а простой способ передать ребенку необходимые знания.

Родители не перестают хвалить кубики Зайцева как лучшие среди других, ведь он действительно помогает обучать чтению с трехлетнего возраста. Мамы также любят подшучивать, что может быть очень весело как для детей, так и для родителей.

Книги Сесиль Лупан

Бельгийская актриса Сесиль Лупан разработала собственную систему развития ребенка на основе материалов Глена Домана, поскольку считала свой метод недостаточно всеобъемлющим. Это комплекс занятий, учитывающий индивидуальность, интересы и способности каждого ребенка. Сесиль Лупан в своих книгах рекомендует общаться с новорожденным с первых секунд его рождения и не недооценивать ребенка.

Писатель настоятельно рекомендует подписывать окружающие предметы крупными буквами (разумеется, на листах бумаги) и регулярно произносить их вслух ребенку. Интересно, что многие родители, даже не читая книг Лупана, бессознательно учат детей по его системе, главной идеей которой было предельное внимание к ребенку, потворство его интересам, развитие его знаний с помощью множества материалов и мануалы, сделанные своими руками. Например, самодельные учебные коврики, книги, школьные доски с различными замками, фотоальбомы с семейными фотографиями и т.д.

Физическое воспитание по Никитиным

Никитины и их система развития были известны и при Советском Союзе. Они воспитывали детей по своему графику, что иногда шокировало даже стороннего наблюдателя — вот насколько необычны их методы обучения.

Например, Никитины отрицательно относились к коляскам, манежам и прочим «детским тюрьмам», ограничивающим свободолюбивую экспериментальную натуру ребенка. Родители позволяли детям заниматься тем, что им было интересно, и помогали им с трудностями.

Система основана на физкультуре и закаливании, поэтому в доме обязательно должен быть инвентарь и спортивный инвентарь, который, к тому же, не должен выделяться среди другой мебели.

Авторы утверждают, что ребенка нельзя бросать или перегружать знаниями. Родители не должны быть равнодушными и равнодушными к времяпрепровождению детей, вкладывая в развитие как можно больше времени и энергии через участие в играх, в которых взрослый не будет командиром и смотрителем, как это обычно бывает.

Как и у любого метода ранней разработки, у этой системы есть свои сторонники и противники. В каждом случае родители выбирают то, что интересно и полезно их ребенку.

Разностороннее развитие по Тюленеву

«Методика интеллектуального развития ребенка» от педагога П.В. Тюленева учит детей математике и грамоте, развивает спортивные и музыкальные навыки.

Классы делятся по возрасту:

  • первые два месяца малышу показывают простые геометрические фигуры на простыне;
  • в 2-4 месяца малыша знакомят с животным и растительным миром, буквами, цифрами и так далее;
  • с 4-го месяца «Тойбол» актуален: ребенок выбрасывает с кровати игрушки или кубики;
  • с 5-го месяца малыш осваивает музыкальные инструменты, прикасаясь к ним, он учится издавать звуки, в результате чего развивается музыкальный слух;
  • с шести месяцев вводится развитие букв через магнитный алфавит, а с восьмого месяца ребенок должен уже носить буквы, а с десятого показывать, то называть буквы или слово;
  • в 1.5 они уже играют в шашки и шахматы;
  • в 2 года ребенок умеет составлять слова из букв и должен научиться набирать их на клавиатуре;
  • в 3 года дети начинают вести дневник на компьютере.

Неординарная методика, по которой непросто найти учебные пособия, но здесь каждый найдет для себя полезный материал, главное — проследить реакцию ребенка на необычную систему обучения Тюленева.

Заниматься ранним развитием детей или нет

Спор между специалистами и родителями по поводу раннего развития детей был, есть и будет. Здесь главное — постараться соблюдать, чтобы исключить негативные последствия и сделать обучение легким и увлекательным:

  • необходимо внимательно наблюдать за малышом, и когда ему не нравится занятие, он плачет и выбрасывает предложенные игрушки, следует немедленно остановиться и заняться другими делами.
  • Если ребенок увлечен занятием, не отрывайте его, потому что, согласно методу, настало время, чтобы он играл столько, сколько хочет и во что хочет, значит, он тоже развивается.
  • Каждое упражнение должно быть понятным и легким, подходящим для ребенка.
  • преподавать необходимо комплексно, не делая упор только на физическое или только интеллектуальное развитие, не исключая эмоциональные и социальные аспекты.
  • Не стоит автоматизировать процесс обучения, нужно найти подход, пробудить интерес ребенка к процессу и сформировать любопытство.

В чем суть?

Сбор крошек с рождения создает условия, которые позволяют вам узнавать о музыкальных произведениях и рисовании, читать книги своему малышу и проигрывать аудио-рассказы. Это также создание уголков, заполненных предметами, которые развивают чувства и двигательную активность ребенка. Немаловажную роль играет активное общение с ребенком не только со стороны матери, но и со стороны других родственников. Разговаривать с малышом — это не о том, насколько хорошо его мобильник звонит на кроватке и какое вкусное картофельное пюре он теперь будет есть, а о том, что сейчас пойдет дождь и вообще, откуда эта небесная вода.

Другой пример — когда вы играете со своим ребенком, используете деревянные развивающие игрушки и сортировщики, выполняете с ним домашнее задание и объясняете, почему вы должны это делать, а не иначе: «круг круглый, его нельзя вставить в прорезь с прямыми линиями и углы; деревянная бусина не пройдет через этот лабиринт, потому что другая бусина преграждает путь сюда »и т д

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: развивающие игры и сортировщики для детей от 6 месяцев

Итак, воспитание ребенка — это не только подготовка к школе или детскому саду, но и создание информационной среды, в которой ребенок будет гармонично и активно развиваться, тренировать его память, внимание и воображение, логическое мышление, умение анализировать и синтезировать информацию. Это должна быть не ориентация на воспитание вундеркинда, а ориентация на развитие гармоничной личности. Эта статья поможет вам понять методы воспитания, которые чаще всего используются родителями в одиночку или в группах развития детей. Разбираем их достоинства и недостатки, рассматриваем особенности их реализации и на что нацелена каждая методика.

Гулять с младенцем

Методика Гленна Домана

Гленна Доман — один из самых известных врачей конца 20 века, американский физиотерапевт, разработавший целую теорию воспитания детей. Изначально его методика касалась только детей с нарушениями центральной нервной системы, поэтому была адаптирована для здоровых детей. По словам Домана, до 6 лет человек занимается только знаниями, поэтому заставить его действительно чему-то научиться невозможно. Настоящее образование — только со школы, где Доман созвучен классическим европейским традициям воспитания.

Ученый предлагает показать карточки на 1–4 месяца, на которых написаны разные слова. Это поможет ребенку как можно скорее научиться читать и писать в будущем, ведь буквы уже будут отложены в его памяти. Например, на нем изображена маленькая карточка со словом «апельсин», а карточка большая, буквы достаточно крупные. При этом произносите это слово четко и умеренно громко. Повторяйте эту процедуру с каждым словом в течение нескольких дней.

Постепенно ребенок начнет ассоциировать звучание и написание слова и, по словам Домана, запомнит написание и произношение. Также можно показать на карточке настоящий апельсин. Эта наглядная проработка концепций поможет ребенку быстро адаптироваться к окружающей среде. Не ждите, что я прочту «Войну и мир» в 3 года. Как показывает практика, впоследствии эти ребята действительно начинают быстрее читать и писать и активнее приспосабливаются к внешним условиям.

В чем недостаток техники? По самой сути. Немногие дети, особенно после одного года, соглашаются сидеть тихо столько времени, сколько необходимо для прохождения хотя бы одного курса урока. Неугомонные дураки предпочитают бегать, играть, смотреть мультик. Три-четыре карты — и фокус крохи меняется. Часто техника Домана используется с помощью профессионалов или со спокойными и медлительными младенцами, когда малышу исполняется один год.

Карты Домана

Методика Монтессори

Мария Монтессори, учитель, философ и политик, действовавший в начале прошлого века, оказалась дальновиднее Домана. При этом учтено, что дети часто предпочитают более активные формы времяпрепровождения, чем просмотр карт. Монтессори предлагает организовать в комнате разные рабочие зоны и дать ребенку свободу действий. Он сам рано или поздно выбирает, чем хочет заниматься. Задача учителя или родителя — заинтересовать ребенка, направить его действия и объяснить, как лучше всего использовать предметы. Все предметы в комнатах Монтессори должны быть соразмерны ребенку. Небольшая мебель, книги и игрушки, которые ребенок сам может взять с полок, игрушечные тарелки. Бывает, что используются и фарфоровые сервизы, которые учат детей быть точными и сосредоточенными.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: учебные книги для детей 3-4 лет: список
Методология Монтессори основана на убеждении, что каждый возраст имеет свои особенности обучения. Следовательно, в 2,5 года дети научатся порядку и дисциплине. В 2,5-5 лет они учатся общаться. Лучше всего развивать сенсорные и языковые навыки до 5-6 лет.

Главное преимущество концепции в том, что она учит ребенка не только словам, действиям и знакомит их с окружающим миром, но и адаптирует их к обществу. Метод Монтессори учит общению, поэтому очень часто детей отправляют группами от 3 до 6 лет.

Вальдорфская система

Концепция Вальдорфа в первую очередь направлена ​​на физическое воспитание ребенка и привитие творческих способностей. Сначала это активные игры, танцы, уроки музыки и творчество. Чтение, математика, улучшение языка и внимание отошли на второй план. Главное правило — воспитание качеств и навыков должно происходить без предвкушения, термин «преждевременный» ему не подходит, скорее, он гармоничен. Он направлен на согласование эмоциональной, ментальной, физической и духовной составляющих личности ребенка.

Концепция Вальдорфа особенная, она даже не включена как элемент в учебную программу обычных школ и детских садов. Вальдорфские школы и детские сады обычно существуют отдельно, отдельно. Дети не используют игрушки из искусственных материалов. Распознать можно только дерево, глина, камень. Детям рекомендуется сидеть перед телевизором и компьютером в режиме ожидания, больше гулять и читать книги (рекомендуется чтение: учебные книги для 2-летних). С первого класса в этих школах изучают иностранные языки, активно рисуют, посвящают себя скульптуре. Концепция Вальдорфа направлена ​​на популяризацию культуры в человеке.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Какие книги выбрать для детей до 1 года? Вальдорфская техника

Система Зайцева

Единственная отечественная концепция воспитания детей, завоевавшая популярность на всем постсоветском пространстве. Педагог-новатор из Санкт-Петербурга написал пособие «Кубики Зайцева», в котором изложил свой метод обучения детей чтению и письму. Он ориентирован в первую очередь на детей 3-4 лет.

Зайцев разработал целый комплекс открыток, кубиков, таблиц и коротких веселых песен — так называемую «мелодию Зайцева». Все это направлено на овладение грамотностью в игровой форме. В процессе обучения дети могут переходить от стола к столу, играть кубиками, петь и танцевать. На блоках Зайцев разложил «склады» — слоги, которые педагог предлагает детям произносить и узнавать визуально, вместо того, чтобы обучать их алфавиту. Кубики в зависимости от мягкости или жесткости слога различаются по цвету. С помощью кубиков можно строить слова и небольшие предложения после того, как дети уже хорошо усвоили слоги.

Помимо грамматики, Зайцев предусматривал преподавание арифметики. «Сто штук» — карточки с изображением числовой ленты. Концепция Зайцева успешна тем, что позволяет привить ребенку начальные знания грамотности и математики в виде игры. В технику обычно с удовольствием включаются крошки, поэтому метод Зайцева довольно популярен. Он позволяет нивелировать несовершенства современной домашней концепции школьного и дошкольного образования.

Другие методики

Помимо вышеперечисленного, существует множество методов обучения, которые позволяют ребенку в дальнейшем более плавно интегрироваться в систему образования, стать гармоничной и разнообразной личностью. Популярны следующие авторские приемы:

  • теория Сесиль Лупан (создание ребенком статей и книг о себе, акцент на эмоции и сильная эмоциональная связь с родителями, адаптация в обществе, музыка);
  • концепция Железнова (активное общение с ребенком и мамой, уроки музыки, массаж);
  • игры Никитина (интеллектуальные игры);
  • концепция спорта и игры Данилиной;
  • игры Воскобовича (улучшение памяти, внимания, воображения).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Простые развивающие занятия для детей от 1 года

Каждый из этих приемов по-своему интересен. В своем создании авторы опирались на собственный педагогический опыт, наследие учителей и врачей прошлого. Часто на практике используются элементы разных методик: например, часто учатся с детьми, используя вместе игры Никитина и Воскобовича.

Техника Сесиль Лупан

Монтессори занятия на развитие мелкой моторики для 2-3 лет

Маленькие руки все еще не слушаются, как у взрослых, а координация пальцев, в конце концов, является ключом к развитию мозга. Поэтому в дошкольной педагогике большое внимание уделяется мелкой моторике.

Простые шнуровки – отличное занятие по методике Монтессори для детей от 2 лет

  • Ваши родители купили новую обувь? Сначала предложите ребенку позаботиться о шнуровке. Детская обувь может быть слишком маленькой, чтобы ее можно было использовать со шнурками, поэтому более старая обувь может помочь,
  • Вы можете купить красивый мастер-комплект шнуровки Монтессори,
  • Сделайте колье или браслет из ниток и больших деревянных бусин,
  • Освойте с ребенком искусство ткачества: плести коврик из больших тряпок, а может терпения хватит на целую сумку,

Уроки Монтессори для развития мелкой моторики на 2-3 года

Переливание воды и игра с мелкими предметами – Монтессори занятия, вызывающие восторг у детей 2-3 лет

  • Не бойтесь предложить детям налить воду из кувшина. Да, может быть, на полу будет несколько стаканов, но через пару раз ребенок без проблем справится с этим заданием и сможет самостоятельно поддерживать питьевой режим (не забудьте предложить ребенку швабру или шваброй на случай пролития воды),
  • Максимально используйте ванную комнату: младенцы могут часами возиться с плесенью и игрушками в ванной, и это занятие чрезвычайно полезно для их развития,
  • Мелкую крупу насыпать в миску, дать ребенку ложку или совок и предложить перелить в другую емкость (ширина горлышка задаст сложность всего занятия),
  • Предложите ребенку заказать с помощью пинцета мелкие предметы (монеты, помпоны, горох, ракушки или камешки,

Лить воду и играть с мелкими предметами - занятия Монтессори, которые нравятся детям 2-3 лет

Вальфдорская педагогика

Вальфдорская педагогика

Развитие индивидуальных способностей детей как можно ближе к окружающей среде — задача данной методики. Педагог занимается не развитием интеллекта ребенка, а воспитанием его посредством массовой культуры и практической деятельности. Принципы метода:

  • запрет на СМИ;
  • максимальное погружение в массовую культуру;
  • практические занятия ремеслами, ремеслами;
  • активное участие ребенка в домашней работе.

Развитие и обучение происходит через игру: сказки, пальчиковые игры, популярные групповые игры.

Гмошинской

Техника рисования пальцами или всей ладонью называется инфанте (сосание). Занятия можно начинать с полугода, когда ребенок начнет уверенно сидеть. Краска размазывается по основе или сжимается кулаком, и ребенок не сразу начинает осознавать результаты своих движений.

Рисование пальцами

Манипуляции пальцами развивают психику, память и речь, формируют восприятие цвета, благотворно влияют на психику детей.

Минусы систем

Аргументы против концепции раннего воспитания:

  • преждевременное развитие вредит здоровью малыша;
  • концепция преждевременного развития не позволяет ребенку беззаботно провести свое детство (рекомендуется чтение: правильное и здоровое развитие ребенка в 1 год и 1 месяц);
  • методы трудоемкие, дорогие и трудоемкие.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Календарь развития ребенка до 1 года в месяц

Первое утверждение в корне неверно, ведь навредить ребенку довольно сложно. Если ему стало трудно воспринимать информацию и он почувствовал себя плохо, то он сразу же начнет проявлять темперамент, постарается уйти или устроить истерику.

Второе утверждение верно, если ребенка приводят во множество кружков и групп, которые перегружают ребенка. Если процесс проходит в игровой форме, ребенок получает удовольствие, поэтому это не только не наносит вреда беззаботному детству ребенка, но и делает его более насыщенным и интересным.

с третьим сложно поспорить: любой метод требует финансовых затрат от родителей, если вы водите ребенка в группы или времени, если вы работаете с ребенком самостоятельно. Требуется покупка дидактических материалов, изучение самой техники, практика.

Системы раннего развития будут полезны для ваших детей, если вы не относитесь к ним излишне фанатично. Помните, что главное для гармоничного развития ребенка — это ваша любовь и внимание. Не пытайтесь заменить себя профессиональным педагогом. Ни один из методов не заменит материнской любви к ребенку. Раннее развитие вашего ребенка — это не попытка поверхностного воспитания основных положительных качеств ребенка в домашних условиях. Это естественное внимание и любовь, желание привить уважение к работе и учебе, идущее от сердца.

Сесиль Лупан

Стимуляция слуха, зрения, осязания, вкуса, обоняния в первый год жизни ребенка помогает научить его читать, писать, языки. Для развития интеллекта важна физическая культура, в которую входят гимнастика, массаж, ходьба, плавание.

Техника Сесиль Лупан

Родители должны не заботиться о ребенке, а активно с ним взаимодействовать, стимулировать любопытство посредством совместной лепки, чтения и игры. Важные моменты системы тренировок Сесиль Лупан: создавайте звуковые контрасты, используйте зеркала, кусочки ткани разного цвета и фактуры, бумагу.

Кратко о других авторских методиках раннего развития

Другие системы образования частично успешно используются как в детских садах, так и в школьных программах, помогая развить необходимые навыки и вырастить разносторонние личности.Методы развития детей младшего возраста.jpg

Самые популярные приемы:

  • Книга японского бизнесмена, который, как заботливый и любящий отец, хотел поделиться своими наблюдениями и тем, как развивать детей, с остальными родителями: «Уже поздно после трех».
  • Динамическая гимнастика М. Трунова и Л. Китаева, сборник древнерусских гимнастических упражнений, который, по мнению авторов, поможет родителям эффективно развить физическую активность и скорректировать мышечный тонус, исправить косолапость, ригидность шеи и т.д.
  • Гмошинская предлагает метод привить детям художественные задатки, то есть учит рисовать из подгузника ладонями, пальцами, стопами и мягкими фломастерами. Чрезвычайно интересный материал.
  • Благодаря музыкальной программе Виноградова и Железновых дети с детства знакомятся с классическими произведениями и учатся эмоционально реагировать на них (Виноградов), а также слушают детские стишки, колыбельные, музыку для подвижных игр, театральные сцены, массажи, что помогает в изучении алфавита, учении счета, чтении, всесторонне развивается и т д. (Железновы).

Список приемов далеко не полный, и каждая по-своему интересна и полезна. Самый удачный вариант — совместить их между собой, применив наиболее удачные моменты.

Источники

  • https://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/metodiki-rannego-razvitiya-detey.html
  • http://RearChildren.ru/metodiki/metodiki-rannego-razvitija-detej/
  • https://www.center-sozvezdie.ru/journal/20-idey-montessori-zanyatiy-dlya-detey-v-2-3-goda.html
  • https://lisa.ru/moy-rebenok/698661-7-populyarnyh-metodik-rannego-razvitiya-detej-plyusy-i-minusy/
  • https://VseProRebenka.ru/razvitie/igry/rannee-razvitie-rebenka.html
  • https://ChildAge.ru/psihologiya-i-razvitie/detskaya-psihologiya/metodiki/metodiki-rannego-razvitiya-detey-ot-0-do-3-let.html

[свернуть]
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: