Пальчиковые игры для детей до года, 1-2 лет, 2-3 лети старше

Пальчиковые игры: для чего нужны

Игры с пальцами — это не только отличный способ развлечься, пообщаться и укрепить вашу связь, но и отличный способ развить мозг и мелкую моторику. Многие не понимают, что знаменитая «сорока-ворона», которая «варила кашу, кормила детей», — это ранняя разработка, которая была изобретена задолго до того, как о ней широко заговорили. Возможно, родители интуитивно чувствовали, что ребенку нужны пальчиковые игры.

Такая игра также является мини-спектаклем, который «оживляет» героев стихотворения или сказки, развивает воображение и подходит для совместной деятельности мамы, папы и непоседливого ребенка.

Кроме того, работа мозга ребенка напрямую связана с его переживанием тактильных ощущений. Вот почему рекомендуется, чтобы маленький ребенок в возрасте до одного года мог часто трогать или держать ручкой на разной фактуре: шерсть, песок, галька, просо, вода… Для ребенка это способ познакомиться с чудесным миром, который его окружает.

Зайцы

Положите руки на стол или на колени, расслабьте пальцы. Согласно тексту, поднимите один за другим пару одноименных пальцев, начиная с больших пальцев.

Десять серых зайцев

Дремлю под кустом

И двое вдруг сказали:

«Идет человек с ружьем»

Двое кричали:

«Давай убежим!».

Два прошептали

«Замолчи!».

Предложили двое:

«Мы спрячемся в кустах!»

И двое вдруг спросили:

Хлопайте в ладоши.

«Можете ли вы ударить»?»

«Банг» — охотник выстрелил,

Нажатие на спусковой крючок

И десять серых зайцев

Проведите пальцами по столу или по коленям.

Они убежали.

Пчелки

Одна рука лежит на столе, опираясь на локоть, пальцы разводятся (стержень). Во второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). «Улей» прижимается к «дереву».

Маленький домик на дереве,

Пчелиный домик, где пчелы?

Мне нужно в дом постучать,

Дети заглядывают в «улей».

Один два три четыре пять.

Они сжимают кулаки, толкают их друг в друга.

Я стучу, стучу по дереву

Они бьют друг друга кулаками, чередуя руки.

Где, где эти пчелы?

Вдруг стали улетать:

Поднимите руки, разведите пальцы и двигайте ими (пчелы летают)

Один два три четыре пять!

Возрастные рамки

Чаще всего в пальчиковые игры играют дети в возрасте от 6 месяцев до 1 года, но такие игры полезны и детям старше трех лет. Обычно они делятся от самых простых до самых сложных игр, в которых ребенку предлагается самостоятельно разучивать стихи. Кстати, если вы будете сопровождать стихи небольшим «перформансом» в виде пальчиковой игры, ребенку будет легче запомнить текст.

Общие правила игры на пальцах:

  • Не для того, чтобы заставить ребенка играть, а чтобы заинтересовать его.
  • Объясните, что будет происходить, в правилах игры в доступной для ребенка форме.
  • Не стоит перегружать ребенка играми. Достаточно одной-двух игр в день. Можно сделать больше, если ребенок сам любит и просит поиграть.
  • Хвалите ребенка за успехи и не ругайте за неудачи, он просто учится.
  • Играйте со страстью и радостью. Даже если у вас мало времени, пусть это будет десять минут, но они будут полностью посвящены общению с малышом. Для ребенка важно, чтобы какое-то время мама или папа «принадлежали» только ему.

Червячки

Ладони лежат на коленях в коленях или на столе.

Один два три четыре пять,

Пальцы, согнувшись, тянут ладонь к себе (движение ползающей гусеницы).

Черви пошли гулять.

Один два три четыре пять

Черви пошли гулять.

Ходят по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы притягиваются к ладони).

Вдруг приближается ворона

Сведите пальцы вместе, покачивайте ими вверх-вниз.

Она кивает головой

Раскройте ладонь, потянув большой палец вниз, а остальные вверх.

Кваканье: «А вот и обед!»

Сжимают кулаки, прижимают к груди.

Здесь нет червей!

Упражнения

Есть много вариантов упражнений для пальцев, они не обязательно являются частью целой истории. Их можно подбирать не только по возрасту ребенка, но и по разной тематике. Например, овощи или домашние животные, перелетные птицы или транспортные средства. Вот некоторые из этих обвинений:

Одна из самых простых — пальчиковая гимнастика на цветах:

Рост цветка на поляне, (кладем руку на локоть)

зацвела рано утром. (пальцы растопырены на ладони)

Днем стоял и красовался (кисть наклоняем в разные стороны)

Ну а на ночь закрылась (пальцы сомкнем).

Собрали цветы, (сложите раскрытые ладони в «чашку»)

Сплести из них венцы. (проводим пальцем по ладони)

Получилось так, (складываем большой круг пальцев)

Яркие, пышные и большие! (Раскрываем все пальчики на ладонях, разводим в стороны)

Цветок упражнения

Очень простая и полезная пальчиковая гимнастика Качели на дереве:

Вот два дерева в лесу (руки на локтях, пальцы растопырены)

Вверху у них листочки (пальцы собрали, ладошками двигаем)

Подул ветер (руки с раскрытыми пальцами качаются)

И удалите листья. (ладони были «подняты» и медленно опущены на стол)

Детям очень нравится пальчиковая гимнастика на апельсине, весело и просто:

Вот Сашина апельсин (давайте кулаки сожмем)

Сам почистил. (разведите пальцы один за другим)

Сам разбил сочный плод, (изображаем это действие двумя руками)

И угощал всех своими друзьями! (раскрываем ладони перед собой).

Апельсин упражнение

Вы можете выполнить эту серию упражнений по стихотворению «Мы поделились апельсином», если ваш ребенок уже немного подрос и знаком с этим мультфильмом.

Для 3-летних можно использовать пальчиковую гимнастику на животных из теплых стран или Крайнего Севера. Постепенно упражнения и стихи для них становятся все сложнее и интереснее.

Упражнение льва

Упражнение с жирафом

Крокодил упражнения

Большой популярностью у учителей пользуется пальчиковая гимнастика на капустном засолке:

Вот такой большой кочан (руками изображаем большой шар)

Но без соли не вкусно.

Нарежем (ладони кладем на ребра и стучим ими по столу)

И соль-соль-соль (соедините пальцы и имитируйте посыпание солью)

Все хорошо встряхнуть (сжимать и активно разжимать пальцы)

И морковь натереть. (закидываем кулаком по открытой ладони)

Упражнения с капустой

Упражнение «Ежик» подходит тем ребятам, которые уже хорошо освоили более простые варианты. Кстати, это хороший пример пальцевой гимнастики для детей от 3-4 лет.

Ёжик ходит по поляне (пальцы одной руки «ходят» по ладони другой)

Не собирает ядовитые грибы (двигайте указательным пальцем перед собой)

И хороших грибов (делаем из кулачка и ладоней ножку и шляпку)

Все для сына и дочери. (переплетаем пальцы обеих рук и поднимаем их)

Гимнастика Екатерины Железновой

Веселую ритмичную музыку любят практически все дети, поэтому пальчиковую гимнастику можно выполнять в сборниках Екатерины Железновой, которые пользуются большой популярностью у родителей детей.

  1. Это мой зонт
  2. Я хочу построить дом
  3. Котенку
  4. В лесу
  5. Пять забавных свиней
  6. Палец мальчик
  7. Гусеница
  8. Лево и право
  9. Кружка
  10. Кейт

Советы родителям

Если вы решили заняться пальцевой гимнастикой вместе с ребенком, стоит учесть несколько простых правил. Они помогут сделать упражнения максимально полезными:

  • Начинайте разучивать индивидуальные комплексы упражнений постепенно, от самых простых до самых сложных. Основная цель — тренировать более простые навыки, изучать отдельные элементы, а затем переходить к более сложным упражнениям.
  • Каждое занятие должно быть веселым и интересным. Ребенку стоит подумать, что это особенная игра, поэтому он с удовольствием будет повторять ее снова и снова.
  • Делайте упражнения регулярно, но не слишком долго. Дети этого возраста быстро устают и теряют интерес к урокам.
  • Рекомендуется повторять каждое упражнение несколько раз, четыре или пять раз за одно занятие.
  • Обратите внимание на каждый палец, от большого пальца до мизинца.
  • Старайтесь читать стихи, сопровождающие упражнения, наизусть, а не читать их по книге.
  • Каждое упражнение делайте самостоятельно и подавайте пример своему ребенку.

Упражнения для пальцев

Как проводить занятия?

Хочу отметить, что все пальчиковые игры были тематическими. В начале урока велась беседа на тему, например: животные, овощи, новогодние праздники и т.д. Игра началась с того, что я показывала движения, четко произнося все звуки. Затем мы повторили упражнение вместе несколько раз до полного запоминания. Как правило, дочка быстро запоминала все игры, тем более, что в детском саду эти упражнения повторяли довольно часто. В начале наших уроков младшему ребенку было около года, кстати, он тоже интересовался нашими играми и участвовал как мог.

Теперь и сами игры из наших тетрадок. 

Считалочка

Один, два, три, четыре, пять Один раз, два, три, четыре, пять Мы пересчитаем пальцы Сильный дружелюбный, все так необходимо С другой стороны снова Один раз, два, три, четыре, пять Пальцы быстрые, хотя и не очень . чистый. (во время упражнения по очереди сгибаем пальцы сначала влево, а затем вправо, на последних строчках махаем пальцами обеих рук)

Снежок

Раз, два, три, четыре (сгибаем пальцы) Мы с тобой слепили снежок (делаем воображаемый снежок, меняя положение ладоней) Круглый, крепкий, очень плавный (показываем круг, сжимаем ладони, поглаживаем) И совсем не сладко (трясет пальцем) Один бросок, два поймать (бросить и поймать воображаемый снежок) Давай бросим и сломаем три. (топая ногами)

Семейка

Этот палец — дедушка, этот палец — бабушка, этот палец — папа, этот палец — мама, этот палец — я, здесь и вся моя семья. (ласкаем (растираем) каждый палец, начиная с большого пальца, на последней строчке делаем «прядь» из ручек»)

Зверята

Встречаются два котенка: «Мяу-мяу!», Два щенка: «Ав-ав!», Два жеребенка: Иго-го! », Два тигрята:« Ррр! «Два быка:« Муу! «(для каждого ряда поочередно соединять пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца. В последнем ряду показать рожки, растягивая указательный и мизинец.)

Посуда

Раз, два, три, четыре (стуча кулаками друг о друга) Мыли посуду (хлопаем в ладоши) Чайник, чашку, половник, ложку (сложите пальцы, начиная с большого) И большой половник Мыли посуду (ладонь к ладони) Только Чашку сгибаем (сгибаем пальцы, начиная с большого) Половник тоже оторвался Носик чайника сломался Ложку сломали немного Помогли маме (хлопайте в ладоши)

Считаем овощи

У Лариски две редиски, у Алешки две картофелины, в сережке сорванца два зеленых огурца, у Вовки две морковки и у Петьки две редиски. (Согните пальцы по очереди, начиная с большого пальца сначала левой руки, затем правой)

Апельсин

Мы разделили апельсин, (хлопните в ладоши) Нас много, но он один. Этот кусочек для ежа, (складываем пальцы) Этот кусочек для быстрого приготовления, Этот кусочек для утят, Этот кусочек для бобра, а кожура для волка. (мы разводим руки в стороны) Он злится на нас, горе! (встряхнуть пальцем)
Беги кто куда! (имитирует бег пальцами по столу)

Новый год

Перед нами елка (пальцы переплетены, из указательного — елочка) Шишки, иголки (указательные пальцы «по бокам» показывают иголочки) Шарики, фонарики (показывает кружок большими и указательными пальцами) Зайчики и свечи (показывает уши) Звезды, человечки. (пальцы переплетены, из указательных — звездочка)

Улитка

Улитка бьет рогами — (большой палец правой руки держит средний и безымянный пальцы, указательный и мизинец прямые)
Ворота в саду закрываются (кладет «рожки» на ладонь левой руки)

Быстро откройте ворота, (левая рука «открывает» ворота)

Пусть улитка вернется домой (правая рука «ползет»).

Зимний лес

Ежик, медведь, барсук, енот, Зимой они спят каждый год Волк, заяц и лисица А зимой найдешь в лесу (соединяем пальцы по очереди друг с другом)

Зернышко

Зерно посадили, (пальцами в ладонь зерно кладем) Солнце выглянуло. (сжимаем и разжимаем кулаки) Солнышко, светятся — светятся! Семена, расти — расти! Появляются листья, (пальцы соединяются по очереди с большим пальцем двух рук одновременно) Цветки распускаются. (закрытие и открытие кулачков)

Утята

Пятеро утят плывут вперёд, На берегу их мать ждет, (Одна из рук — «утка-мама» — лежит на столе, упираясь в локоть, пальцы соответствуют количеству утят) Но вернулись на берег только четыре утята мама (потихоньку сгибаются пальцы) Плавают четверо утят… Плавают три утята… Плавают два утята… «На берегу мама ждет», «кивок» одной рукой («Мама-утка») И сразу пятеро утят Обратно к маме!

Козлята

(На обе ручки мы нажимаем большими пальцами средний и безымянный пальцы.) Однажды коза пошла навестить кого-то через мост, (держимся за руки горизонтально, взявшись за руки), а другая подошла к нему, пришла домой. (На первом слоге каждого стиха мы взяли за руки качели) Два глупых брата-рогоносца направились к мосту, не желая уступать, а еще один проигрывать. Козы долго дрались, разбегались и толкались. Вот с запущенной головой — бу! (На слово «бу» — хлопаем в ладоши) А с моста в воду — плескай! (Кладем руки на колени).

Зайка

Зайчик поскакал по лесу (пальцы «прыгают» по столу)
Серена искала еду. (пальцами обеих рук чередуйте стол)
Вдруг кролик сверху
Уши взлетели, как стрелы. (изображаем ушки ручками)
Слышен мягкий шорох:
Кто-то крадется в лес. (пальцы медленно ходят по столу)
Заяц путает следы
Выбирайся из неприятностей. (пальцы быстро бегают по кругу по столу)

Снежный пирог

Снег падал на порог, (медленно руки вверх-вниз) Кот лепил себе торт. (ладони друг к другу прижимаем — лепим лепешку) А я тем временем резал и пек, Пирог утекал ручьем (пальцами обеих рук пробежался по столу) Пирожные себе, (ладони сжимаем — лепим торт) Не из снега — из муки.

Кулачок

Этот палец маленький, (мизинец согни)
Этот палец слабый (безымянный палец сгибаем)
Этот палец длинный, (давайте согнем средний палец)
Этот палец крепкий (сгибаем указательный)
Этот палец — толстый человек (сложите большой палец)
Что ж, вместе — одна камера!

В гости

Во время посещения большой палец (большой палец согнут, остальные сжаты в кулак)

пришел прямо домой:

Указательный и средний палец, (согласно тексту попеременно сгибать пальцы)

Безымянный и последний.

Сам мизинец, дети

Я постучал на пороге.

Пальцы вместе друзья, (сжать пальцы в кулаки и апрель)

Они не могут жить друг без друга.

Торт

Тесто запоминаем ручками (сжимаем и разжимаем пальцами)

Будем готовить сладкий пирог. (как если бы мы затирали пасту)

Смажьте центр вареньем, (круговыми движениями ладонями по столу)

А верх — сладким кремом (круговые движения ладонями друг против друга)

И кокосовый ребенок

Немного присыпаем торт («крошкой» присыпаем пальцами обеих рук)

А потом сделаем чай —

Пригласите друга в гости! (одна рука держит другую)

Клён

Ветер медленно трясет клен (пальцы растопыренные и вытянутые)

Наклоны вправо, влево: (размахивает ладонями влево и вправо)

Один — наклон и два — наклон, (наклоняем влево-вправо ладонями вниз-вниз)

Клен шелестел листвой. (двигай пальцами)

Белочка

Белка сидит на телеге (хлопайте в ладоши) Она продает орехи (стучит кулаками друг о друга) Сестра лисичка (складывает пальцы, по одному, начиная с большого) Воробей, большая синица, толстые лапы черного медведя, ушастая Заинка.

Козленок

Бу-бу, я рогатый (рога из пальцев) Бу-бу, я один с хвостом (хвостик за спиной) Бу-бу, у меня уши (уши из ладоней) Бу-бу, очень страшно , (рога из пальцев, жопа) Бу-бу, испуг, бу-бу, задница.

Виды пальчиковой гимнастики для младшего возраста

Пальчиковая гимнастика в младшей группе выполняется в форме пальчиковой игры, толкования сказки или детского стишка, так как обычная гимнастика, состоящая из упражнений для пальцев и ладони, еще неинтересна и непонятна детям.

Для детей третьего года жизни наиболее подходящий вид игры — имитация, в которой они имитируют животных, сказочных персонажей и их действия. Например: «Пряничный человечек катился по тропинке, забавные человечки бегают по тропинке, кролик скачет, птичка летит».

Также популярны игры с жонглированием с выполнением определенных действий. Они используют специально подготовленные мануалы (шнуровка, прищепки, шапки) с полями, на которых они прикреплены. Манипуляции включают в себя игру с небольшими предметами, такими как мячи, каштаны, а также закапывание и поиск предметов в контейнерах с сыпучими материалами, такими как песок или зерно.

Существует множество игр-манипуляций без предметов, в которых ребенок должен выполнять действия только пальцами, ориентируясь на произнесенный учителем текст: «Этот палец — дедушка», «Пальцы пошли гулять».

Со второй половины года можно вводить пальчиковый театр, интерпретируя небольшую оперу или отрывок любимой сказки с помощью пальчиковых кукол, небольших аксессуаров. И даже если дети все равно не могут правильно использовать куклы, произносить слова ролей, но рассматривать куклы театра, выполнение с ними несложных действий будет первым шагом в овладении искусством драматизации.

девочка с пальчиковыми куклами

Фингер-театр по мотивам любимой сказки обязательно вызовет большой интерес у детей

Примеры пальчиковой гимнастики для детей 2-3 лет

Как следует из названия, пальчиковая гимнастика задействует ладони и пальцы ребенка. Детям 2–3 лет полезно давать на запоминание простую комбинацию действий, чтобы было весело и интересно. Игры будут усложняться по мере того, как ребенок растет эмпирически.

Так что же такое игра пальцев?

Многим с детства знакома игра — «Сорока-воришка», которая «варила кашу». В сети можно найти различные вариации на тему этой игры. Главное остается неизменным — движения пальцев. Вы можете выучить наизусть другие интересные сказки или анекдоты. Например, пальчиковая гимнастика для 3-х летних.

Маленькие братья

Сгибайте пальцы по очереди, начиная с мизинца (но порядок можно менять, в зависимости от того, что нравится ребенку). В этом случае проводится легкий массаж пальцами.

  • этот палец хотел спать,
  • этот палец — нюхание в постели;
  • этот палец только что вздремнул,
  • этот палец сразу заснул;
  • этот палец крепко спит;
  • Больше никто не шумит!

Материалы по теме Как стерилизовать детские бутылочки?

Кленовое дерево

  • ветер медленно трясет клен (разводим пальцы),
  • наклоняется вправо, влево (ладони вправо и влево);
  • один — наклон и два — наклон (ладони в правильном направлении),
  • клен шелестел листвой (пошевелите пальцами).

Паук

(скрещиваем руки на груди и пальцами «бегаем» по предплечьям)

  • паук ходил по ветке,
  • и мальчики последовали за ним;
  • вдруг с неба полил дождь (опускаем кисти, «стряхиваем» дождь),
  • мыли пауков на земле;
  • солнышко стало пригревать (ладони поднимите),
  • паук снова ползет (делаем как в начале);
  • и все дети ползают за ним,
  • ходьба по ветке («бег» через плечи по голове).

Еще несколько наглядных примеров с играми на пальцах можно увидеть в видео ниже:

Педагоги издавна интересовались процессом развития детей через игры и тактильное восприятие. Различные движения пальцами, разминание и поглаживание помогали малышу расслабиться. В то же время ребенок мог чувствовать, что он не один, его мать всегда рядом, что он будет учить, направлять и помогать. Пальчиковая гимнастика для детей или просто игры типа «Дамы», «Белоголовые сороки» гармонично вписываются в повседневную жизнь ребенка.

Яркие и запоминающиеся стихотворения развивают память и речь, развивают воображение и помогают развивать мышление. Любая двигательная тренировка с положительным эмоциональным фоном увеличивает работоспособность коры головного мозга. Мелкая моторика постепенно приводит к восприятию более ответственных действий. Здесь также очень важна эмоциональная атмосфера. Мама и малыш могут много времени проводить за игрой, обмениваясь улыбками и тактильными знаками.

Кружковая работа по пальчиковым играм с детьми третьего года жизни

Организация кружков игр пальцами позволяет более комплексно и системно работать в этом направлении, используя самые разные нетрадиционные виды упражнений и материалов. Это положительно влияет на интеллектуальное и речевое развитие детей, обогащает представления об объективном мире, расширяет кругозор и способствует улучшению сенсорного и тактильного восприятия.

Создавая круговую программу, педагог должен прежде всего продумать систему занятий с детьми в течение года, подобрать материалы, оборудование и наглядные пособия. Весь объем работы кружка содержится в его программе, которую преподаватель должен разработать и согласовать с руководством в начале учебного года.

Примерная схема круговой программы:

  • Объяснительная записка. В нем педагог раскрывает свое видение важности кружка пальчиковых игр, объясняет, почему был выбран именно этот вид дополнительной деятельности с детьми, насколько он ценен и полезен для учеников.
  • Цели и задачи. Обычно они совпадают с целями и задачами основного занятия, которым будут заниматься участники.
  • Организационные аспекты (посещаемость, количество участников, продолжительность уроков, форма организации мероприятий).
  • Использованные материалы и оборудование.
  • Ожидаемые результаты, методы диагностики результатов.
  • Долгосрочный план работы кружка (указываются тема и задачи каждого занятия).

В тематическом календарном планировании рекомендуется выбирать темы кружковых занятий, соответствующие общей теме недели или месяца.

Таблица: фрагмент перспективного планирования работы кружка «Волшебные пальчики, умные ручки», разработала М. В. Корж

Месяц и тема месяца Тема урока Программная деятельность, игровой текст.
Сентябрь. Наш любимый детский сад». «Друзья мои». Играем в детские стишки.
  • Научите детей выполнять движения пальцами и ладонями по тексту стихотворения.
  • Развивать мелкую моторику, чувство ритма, связную речь.
  • Воспитывайте чувство дружбы и товарищества.
  • Этот палец — Серёжка,
    Этот палец — Алешка,
    Этот палец — Маринка,
    Этот палец — Иринка.
    Но этот палец — я.
    Это все мои друзья!
«Наши игрушки». Дидактическая игра «Что ты спрятал лист?» Соберите пирамиду.
  • Учите детей складывать и складывать скомканные листы бумаги в шар, разнообразьте опыт действий с помощью пальцев, улучшите навык сборки пирамиды из 8-10 колец.
  • Развивайте восприятие цвета и размера, произвольное внимание, умение узнавать нарисованный предмет, называть его.
  • Воспитывайте уважение к игрушкам, концентрацию.
«Мы помощники». Играем в детский стишок «Все игрушки на своих местах». Динамичная игра «Убери игрушку».
  • Научите детей играть с текстом стихотворения с помощью жестов и мимики.
  • Развивать координацию движений, навыки ориентации в групповом пространстве.
  • Воспитывать уважение к игрушкам, стремление поддерживать порядок в игровой.
  • Все игрушки в местах:
  • Куклы здесь, машины там.
  • Здесь есть кролики
  • Белки и медведи.
  • необходимо сложить игрушки,
  • Чтобы в группе был порядок.
  • Вот почему дети
  • Он много работал сердцем.
«У кукол чаепитие». Имитационная игра «Лепка лакомства для кукол».
  • Улучшить умение понимать содержание игры, выполнять движения по образцу, стимулировать желание повторять отдельные слова и фразы текста.
  • Развивать мелкую моторику, навыки имитации творческой игры, связную речь, воображение.
  • Воспитывайте гостеприимство, дружелюбие.
  • Куклы-неваляшки
    Чай разлили по чашкам.
    Вынули пирог из духовки,
    Пригласили всех в гости:
    Кролик и медведь
    Кукла
    Тюлени и медведи
    И наши мальчики.
Октябрь. «Осень пришла к нам в гости». «Осенние подарки детям». Дидактическая игра со шнуровкой «Разложи фрукты по корзинам».
  • Научите детей привязывать детали рисунка (фрукта) к игровому полю (дереву), пропустив конец шнурка через отверстие.
  • Развивайте мелкую моторику глаз.
  • Воспитывайте трудолюбие, настойчивость.
«Веселые орехи». Я играю с грецкими орехами.
  • Улучшайте умение обращаться с небольшими предметами, манипулируйте ими согласно игровым словам.
  • Развивайте внимание, координацию.
  • Воспитывать интерес к явлениям осени, осеннему труду людей.
  • Детский сад дети гуляют
    И они собирают орехи.
    Грецкий орех упал с ветки
    И он попал под наши ноги.
    Я лежу в ручке
    И побежал к другому.
    Я встал на колени
    Вдруг это оказалось на его плечах.
    Дети играли с ним
    И немножко устал.
«Замечательные прищепки» Игры с прищепками «Солнце и лучи», «От иголок до ёжика».
  • Научите детей прикреплять прищепки к игровому полю.
  • Развивайте мелкую моторику, силу пальцев.
  • Воспитание доброты, отзывчивости.
«Заготовим дрова для бабушки»
  • Обучите детей простейшим техникам самомассажа с помощью шестиугольного карандаша.
  • Развивают мелкую моторику пальцев рук, тактильную чувствительность, координацию движений обеих рук.
  • Воспитание доброты, отзывчивости.
Ноябрь. «Дети на животных». «Кто прячется?» Находите предметы в контейнерах с сыпучими материалами.
  • Повышать интерес детей к занятиям по развитию мелкой моторики, закреплять названия животных и их щенков.
  • Воспитывайте любовь и уважение к животным.
«Помогите животным вернуться домой». Пальчиковые кукольные игры — «ходунки» и дорожки различной формы.
  • Учите детей «ходить» пальцами по прямой, извилистой и ломаной тропе от начала до конца.
  • Вызывает радостное чувство от успешно выполненного задания.
  • Воспитывайте доброту, любовь к животным.
«Колючие кудри». Обучение элементам самомассажа ладоней шариками Су-Джок.
  • Обучить детей элементарным навыкам самомассажа шариками Су-Джок.
  • Развивают мелкую моторику, ловкость, координацию движений.
  • Повышайте интерес к новым видам игр, познавательной деятельности, организации.
«Птицы летают» Игра «Наши руки как птицы». Лепка птичьих червей из цветной пасты.
  • Вызывайте у детей интерес к играм без предметов, учите их выполнять действия по тексту, фиксируйте названия частей тела.
  • Совершенствуйте свои навыки формования теста.
  • Воспитывайте любовь и бережное отношение к птицам.
  • Наши руки, как птицы, хотели летать.
    Они сели на колени, чтобы клевать бобы
    Летали, летели — и сидели на спине.
    Летали, летели — сидели на животе.
    Поглаживали, поглаживали живот — кушать хотели.
    (Далее следуют резные черви).

Педагог должен помнить, что одна из задач кружка — обеспечить опережающее развитие детей, дать им знания, не предусмотренные программой, но доступные для понимания детей. Для этого в план работы входят стихотворные произведения, не предусмотренные программой (детские стишки, песни разных народов мира), загадки, поговорки, а также использовать как-то расширенную информацию об уже изученных явлениях, предметах или вводить новые единицы. Например, вы можете «пригласить» на занятие гостя из тропических стран: слона, жирафа, бегемота, произнести имя животного и поиграть с ним.

Пальчиковые игры для малышей до года

Сорока-ворона

Взрослый проводит пальцем по раскрытой ладони ребенка и говорит:

— каша, приготовленная с сорокой вороной,

детей накормили:

(поочередно берет палец, встряхивает и складывает в ладони)

— Я дал это,

я дал это,

дал

я дал это,

но это (качает сильнее) — не дало!

Ты не ходил в лес

ты не рубил дрова,

вы не включали плиту!

У тебя ничего нет!

Пальчики-грибочки

Берём его пальцами по очереди, начиная с мизинца, качаем каждый и нажимаем на ладонь:

Этот палец ушёл в лес,

нашел этот палец гриб,

я начал чистить этот палец,

этот палец начал поджариваться.

Ну, а этот (большой палец) взял и съел,

вот почему он растолстел!

Два козленка

(На обе ручки надавите большими пальцами на средний и безымянный пальцы).

Однажды в гости к кому-то

Коза переходила мост,

(Руки держимся горизонтально, взяться за руки).

И другой шел навстречу

Он шел домой.

(На первом слоге каждой строчки соединяем руки махом).

Пять утят

Пятеро утят плывут вперед

Их мать ждет на берегу

(Одна из рук — «утка-мама» — лежит на столе, опираясь на локоть. Пальцы согнуты в щепотку. Другая рука — утенок. Выполняем волнообразные движения в сторону «утки».

Количество вытянутых пальцев соответствует количеству утят)

Но всего четыре утята

Обратно к маме.

(пальцы постепенно сгибаются)

Плавают четверо утят…

Плавают трое утят…

Плавают два утенка…

Здесь плывет вперед

Его мать ждет на берегу

(При словах «На берегу ждет их мама», «киваем» рукой («мама-утка»).

И сразу пять утят

Обратно к маме.

Часы

(Садимся на коврик или подушку (на колени). Дотрагиваемся пальцами («бегаем») от колен до макушки).

Мышь впервые поползла

Посмотри, который час.

Вдруг часы сказали: «Бом!»,

(Стук по голове).

Мышь перевернулась.

(Руки «катятся» по полу).

Мышка залезла второй раз

Посмотри, который час.

Вдруг часы сказали: «Бом, бом!»

(Две аплодисменты).

Мышь перевернулась.

Мышь поднялась в третий раз

Посмотри, который час.

Внезапно часы сказали: «Бом, бом, бом!»

(Три аплодисмента).

Мышь перевернулась.

Червячки

Один два три четыре пять,

Черви пошли гулять.

(Ладони лежат на коленях или на столе. Сгибая пальцы, подтягиваем ладонь к себе (движение ползающей гусеницы), ходим по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы прижимаются на ладонь).

Один два три четыре пять,

Черви пошли гулять.

Вдруг приближается ворона

Она кивает головой

(Сжимаем пальцы вместе, качаем ими вверх-вниз).

Кваканье: «А вот и обед!»

(Раскрываем ладонь, большой палец перемещаем вниз, а остальным вверх).

Здесь нет червей!

(Сжимаем кулаки, прижимая их к груди)

У жирафов

У жирафов повсюду пятна, пятна, пятна, точки.

У жирафов повсюду пятна, пятна, пятна, точки.

(Хлопаем ладонями по всему телу).

На лбу, ушах, шее, локтях,

На носу, животе, коленях и носках.

(Оба указательных пальца касаемся соответствующих частей тела.

У слонов есть складки, складки, складки, складки повсюду.

У слонов есть складки, складки, складки, складки повсюду.

(Прищипываем, как будто поднимая складки).

На лбу, ушах, шее, локтях,

На носу, животе, коленях и носках.

(Оба указательных пальца касаемся соответствующих частей тела).

Наша семья

Вот дедушка,

Вот бабушка

Вот идет папа

Вот мама

Вот мой ребенок

А вот и вся семья.

Сложите пальцы на ладони один за другим, начиная с большого, и слова «А вот и вся семья» второй рукой охватите весь кулак.

Качели

Ветви елей дрожали.

Мы любим качели.

Мы летаем вверх и вниз

Веселитесь с нами. (Т. Сикачева)

Упражнение следует выполнять сначала правой рукой, затем левой, а затем обеими руками. С запястья рук сомкнутыми прямыми пальцами поднимите вверх, затем, слегка сгибая пальцы, осторожно опустите.

Котята

(Сжимаем ладони рук, сжимаем пальцы вместе. Локти упираемся в стол).

У нашей кошки десять котят,

(Пожимаем руки, не разводя их).

Теперь все котята попарно:

Два толстых, два шустрых,

Два длинных, два хитрых,

Два меньших

И самое красивое.

(Бьем друг о друга соответствующими пальцами (от большого пальца до мизинца).

Паучок

Паук ходил по ветке

И мальчики последовали за ним.

(Руки скрещены; пальцы каждой руки «пробегают» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Дождь с неба вдруг полил

(Щетки опускаются свободно, совершаем мерцающее движение (дождь).)

Я вымыл пауков на земле.

(Хлопайте ладонями по столу / коленям.)

Солнце начало нагреваться

(Ладони прижимаем боками друг к другу, пальцы разводим в стороны, руками качаем (солнышко)

Паук снова ползет

И все дети ползают за ним,

Прогуляйтесь по ветке.

(Действия аналогичны начальным, «пауки» ползают по головам.)

Пчелки

Маленький домик на дереве

Пчелиный домик, где пчелы?

Мне нужно в дом постучать,

(Одна рука стоит на столе, упираясь в локоть, пальцы вытянуты (ёлочка) С другой стороны пальцы сомкнуты в кольцо (улей). «Улей» прижат к » Новогодняя «елка» Дети заглядывают в «улей»).

Один два три четыре пять.

Я стучу, стучу по дереву

(Сжимаем кулаки. Бьем кулаками вместе, чередуя руки).

Где, где эти пчелы?

Вдруг стали улетать:

(Разводим руки, раздвигаем пальцы и двигаем ими (пчелы летают).

Один два три четыре пять!

Перчатка

Забавная мышь

Я нашел перчатку

(Раскрываем ладонь, пальцы разведены в стороны (перчатка). Поворачиваем руки сначала ладонью, потом тыльной стороной вверх).

Гнездо в нем устроив,

(Тыкаем руками «ведром»).

Он позвонил мне.

(Сгибать — пальцы разгибать (жест «называется).

Я корочка хлеба

Он дал мне укус

(Кончиком большого пальца поочередно постукивайте по кончикам других пальцев).

Ласкал (шлепал) всех

(Большим пальцем ласкаем («шлепаем») остальные (скользящим движением от мизинца к указательному).

и отправил меня спать.

(Прижимаем ладони рук, кладем под щеки (сон).

Поросята

(Пальцы разведены, мы попеременно «идем» каждым пальцем по столу или коленям).

Эта толстая свинья весь день виляла хвостом

(Мизинец).

Эта толстая свинья чесалась спиной о забор.

(Безымянный).

Ла-ла-ла-ла, лу-лу-ли, я люблю свиней

(«Фонари»).

Ла-ла-ла-ла, лу-лу-ли, я люблю свиней

(Сожмите и разблокируйте кулачки).

Эта толстая свинья носом ковыряла землю,

(В среднем).

Этот толстый поросенок что-то нарисовал.

(Ориентировочно).

Ла-ла-ла-ла, лу-лу-ли, я люблю свиней

(Сожмите и разблокируйте кулачки).

Эта толстая свинья ленива и наглая

(Большой).

Я хотел поспать посередине и отвернул всех братьев.

(Сжимаем руку в кулак, большой палец сжимаем внутрь).

«Разминка»

(Выполняем имитационные движения по тексту).

Мы киваем головами

Давайте потрясти носами

И мы стучим зубами

И давай помолчим немного.

(Прижимаем указательные пальцы к губам).

Мы отвернемся

И не забываем про ручки.

Трясти пальцами

И мы немного отдохнем.

(наклоняясь, махи расслабленными руками).

Мы болтаем ногами

И присядем немного,

Нога как нога

И давайте сначала все это начнем.

(Мы прыгаем в ритме текста. Кроме того, ритм ускоряется.)

Мы киваем головами

. мы отвернемся,…

«Улитка»

Улитка в домике, она садится, рога высунув, молчит.

(Одна из рук — «цветок». Стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы согнуты, разведены в стороны. Ладонь — чаша с цветком. Вторая рука — улитка).

Вот ползет улитка

(«Улитка» качается из стороны в сторону).

Медленно вперед.

(Он продвигается вперед по столу).

Ползет по цветку

(«Улитка» ползает по «цветку»).

Она будет грызть лепестки.

(«Улитка» поочередно обхватывает пальцы («лепестки») второй руки («цветок»).

Он втянул свои рога мне в голову,

(Рука («улитка») сжимается в кулак («тянет за рога»).

Она спряталась в доме и заснула.

(Вторая рука («цветок») закрывается, пряча «улитку» в «бутоне»).

«Весна»

(Сжимаем пальцы вместе. Качаем ими).

Вершины стучат сильнее,

Большие сиськи запели.

(Ладони закрываются «ведром», руки поднимаем, ладони разжимаем, боковые части остаются прижатыми, пальцы разводятся).

Солнце встает рано

Чтобы согреть нашу землю.

(Движения повторяются).

Солнце встает рано

Чтобы согреть нашу землю.

Ручьи текут под гору

Весь снег растаял

(Руками выполняем волнообразные движения (пальцы разогнуты, сомкнуты, ладони обращены вниз).

И из-под старой травы

(Ладони закрываются «ведерком»).

Цветок уже ищет…

(Ладони открыты, стороны рук соединены, пальцы раскрыты, сложены пополам (чаша).

И из-под старой травы

Цветок уже ищет

(Движения повторяются).

Колокол открылся

(Руки лежат на столе, упираясь в локти. Пальцы сжаты в кулаки).

В тени, где сосна

(Пальцы ног будут постепенно расти, расслабиться (колокольчик).

Динь-динь, играй тихо,

(Вращаем руками в разные стороны, произнося «динь-динь»).

Динь-динь, пришла весна.

Динь-динь, играй тихо,

Динь-динь, пришла весна.

«Зайцы»

Руки на столе или на коленях, пальцы расслаблены. В соответствии с текстом поднимаем один за другим пару одноименных пальцев, начиная с больших пальцев.

Десять серых зайцев

Дремлю под кустом

И двое вдруг сказали:

«Идет человек с ружьем»

Двое кричали:

Давай убежим!»,

Два прошептали

«Давайте молчать!»,

Предложили двое:

«Мы спрячемся в кустах!»

И двое вдруг спросили:

«Ты умеешь делать взрыв»?»

«Банг» — охотник выстрелил,

(хлопайте в ладоши).

Нажав на спусковой крючок пистолета, (скользим пальцами по столу или по коленям).

И десять серых зайцев

Они сбежали.

Пальчиковые игры для детей 1-3 года

В играх для детей постарше задействованы не только пальцы рук, но и лучезапястные, локтевые и плечевые суставы.

Зайка

Зайчик, зайчик, а где твой хвост? (аплодисменты)

— Здесь, здесь, здесь! (руки за спину)

Зайчик, зайчик, где твой нос? (аплодисменты)

— Здесь, здесь, здесь! (показывает нос)

Зайчик, зайчик, лапки где? (аплодисменты)

— Здесь, здесь, здесь! (покажи руки)

Зайчик, зайчик, где уши? (аплодисменты)

— Здесь, здесь, здесь! (показать уши)

Ворона

У вороны есть голова (руки на голове)

ва-ва-ва-ва (4 хлопка)

Клюв и крылья, (руки к носу, «крылья»)

Хвостик, ножки, (руки за спину, топтать)

ogi-ogi-ogi-ogi (4 аплодисментов)

Машинка

Заведи мою машину («двигатель»)

— Би-би-си, я залью газ. (3 хлопка, топтание)

Крепко держу колесо («держи колесо»)

Я наступаю на педаль. (топтать правой ногой)

Кораблик

Вот моя лодка плывет (мани — «качающаяся полочка)

Плыви в моем доме (руки вытянуты, ладони закрывают угол)

Крепко держу колесо («держи колесо»)

Я главный капитан (4 ура)

Самолеты

Сегодня мы самолеты, (ИП сидит на пятках, «паровозик» (ручное вращение)

Мы не дети, мы летчики. (4 аплодисмента)

Руки — нос и руки — крылья («нос», «крылья»)

Эскадрилья полетела. (встать, развести руки, крылья)

Кошки-мышки

Вот удар, (покажи кулак левой руки)

А вот ладонь (пальцы растопырены, ладонь) вверх

На его ладони сидел кот. (когти «правой руки движутся по ладони левой)

Я сел считать мышей

Один два три четыре пять. (правой рукой сгибайте по одному пальцу левой)

Мыши очень испугались, (крутить кулаком)

Быстро забежали в дыры (спрячьте кулак под правую подмышку)

Паровоз

Локомотив ехал (руки в «замке») большими пальцами вращать

Подцепил карету и сел. (индексы взаимоблокированы)

Паровоз ехал

Подцепил карету, забрал…………..

Посуда

Раз, два, три, четыре (стуча кулаками друг о друга) Мыли посуду (хлопаем в ладоши) Чайник, чашку, половник, ложку (сложите пальцы, начиная с большого) И большой половник Мыли посуду (ладонь к ладони) Только Чашку сгибаем (сгибаем пальцы, начиная с большого) Половник тоже оторвался Носик чайника сломался Ложку сломали немного Помогли маме (хлопайте в ладоши)

Проведение пальчиковых игр в первой младшей группе

Игра на пальцах с дошкольниками непродолжительна, от 3 до 5 минут. Их можно использовать как вспомогательную часть урока (разогрев рук перед рисованием, лепка), а также стать основной частью урока. В последнем случае к пальцу добавляются дидактическая игра, беседа, разбор иллюстраций, загадки и словесная игра, которые логически продолжают основную часть и соответствуют теме урока.

Пальчиковые игры для детей старше 3 лет

Дни недели

В понедельник я умылся (три удара друг по другу)

Он подместил пол во вторник. (руки расслаблены вниз и имитируют движения по столу)

В среду сделал бутерброд, (мы печем «лепешки»)

Весь четверг искал мяч (прикладываем правую руку ко лбу и делаем «козырек»)

Чашки мыла в пятницу (пальцы левой руки согнуты, ладонь на краю, а указательным пальцем правой руки двигаемся по кругу внутри левой руки)

А в субботу купила торт. (ладони раскрываются и соединяются по бокам мизинцев)

Все друзья в воскресенье

Звонил на мой день рождения. (машем ладонями на себя)

Горох

Пять горошин

Закрытый в капсуле. (переплетая пальцы, сжимая руки)

Здесь один вырос

А ей уже туго. (выпрямите пальцы)

Но вот второй растет,

И третий, а потом

Четвертый, пятый… (по одному разгибает пальцы)

Стручок сказал: «Бом!» (аплодисменты)

Источники

  • https://www.pravmir.ru/palchikovye-igry-dlya-detej/
  • https://materinstvo.ru/art/381
  • https://orechi.ru/razvitie-rechi/palchikovaya-gimnastika-dlya-detej-2-3-let
  • https://malchishki-i-devchonki.ru/kartoteka-mladshaya-gruppa-na-temu-palchikovaya-gimnastika-dlya-detej-2-3-let.html
  • https://sibmama.ru/palchikovie_igri.htm
  • https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/palchikovaya-gimnastika-v-mladshey-gruppe.html

[свернуть]
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: