Теория привязанности: как она помогает в воспитании подростков, типы привязанности

Что такое теория привязанности

Теория привязанности была разработана английским психиатром и психоаналитиком Джоном Боулби. Считалось, что ребенок поддерживает отношения с матерью для удовлетворения физических потребностей. Боулби также добавил к этому социальную составляющую: привязанность ребенка к матери помогает адаптироваться к окружающему миру. Он ввел понятие значимого взрослого, с которым ребенок нуждается в постоянном контакте. Если ребенок долгое время не может взаимодействовать с человеком, к которому он привязан, это может привести к психологической травме.

Отчет Боулби о привязанности детей к родителям в европейских странах оказал большое влияние. Именно после него родителей начали принимать в детские больницы, ясли и детские сады, которые были открыты 24 часа в сутки, что перестало считаться нормой, а отпуск по уходу за ребенком увеличился.

Исследуя теорию привязанности Боулби, психолог Мэри Эйнсворт в 1970-1980 годах вела серию «Странная ситуация». Мать и ребенок находились в специальном кабинете, где моделировались разные ситуации, например, мать ушла, в комнату внезапно вошли незнакомец и другие люди. Основываясь на реакциях детей, Эйнсворт выделила четыре типа привязанности.

Типы привязанности ребёнка к матери

  • Надежный. Это происходит при правильных отношениях между матерью и ребенком. Детей этого типа тянет к матери, когда они чувствуют себя в опасности, но в то же время они способны самостоятельно исследовать мир, понимая, что если есть что-то, что угрожает их жизни и здоровью, их мать поможет.
  • Тревожно стойкий. Тип привязанности формируется, когда значимый взрослый часто уходит от ребенка и не уверен, появится ли он рядом с ним в нужный момент. Ребенок негативно реагирует на разлуку с мамой, не доверяет посторонним. Он неоднозначно относится к возвращению матери: с одной стороны, он счастлив, с другой — злится из-за разлуки.
  • Тревожный избегающий. Самый самостоятельный тип привязанности у ребенка. Дети этого типа вскоре столкнулись с отсутствием значимого взрослого и привыкли обходиться без него. Они не ждут поддержки от родителей и в дальнейшем стараются избегать любых привязанностей, так как, по их мнению, это приносит ненужные хлопоты и неудобства.
  • Неорганизованный. Дети с этим типом привязанности демонстрируют противоречивое поведение, обычно из-за психологической травмы. Или они борются за близость со взрослыми, а затем избегают этого.

Виды привязанности ребенка к матери

Согласно исследованиям психологов, привязанность ребенка к родителям сохраняется на протяжении всей жизни. Став взрослыми, люди склонны строить свои отношения на основе детских привязанностей.

Он расширяет и систематизирует теорию привязанности в соответствии с моделью доктора Ньюфельда, которая представила шесть стадий развития привязанности.

<>

Тест родительского отношения

Чтобы прояснить для себя свое родительское отношение, авторы предлагают родителям честно и беспристрастно ответить на 61 вопрос предложенной анкеты, что расширит это отношение до пяти шкал и поможет понять себя как опекуна, а психолог разъяснит, как, в свою очередь, чтобы помочь таким родителям, чтобы они строили и как можно успешнее общались с подрастающим поколением.

Эти 5 шкал используются для анализа полученных ответов:

шкалы родитель ского опросника1 2 - Какой ты родитель. Тест для мам и пап
шкалы родитель ского опросника1 2 - Какой ты родитель. Тест для мам и пап

И непосредственно сами вопросы, ответ на которые невероятно прост: «да» и «нет»:

Опросник

1 часть опросника1 - Какой ты родитель. Тест для мам и пап
1 часть опросника1 - Какой ты родитель. Тест для мам и пап

Оценка результатов

Каждая из выделенных шкал характеризуется следующими вопросами:

шкала2 - Ты что за родитель. Тест для мам и пап
шкала2 - Ты что за родитель. Тест для мам и пап

За ответ «да» в любой из категорий испытуемый получает 1 балл, за ответ «нет» — 0 баллов.

То есть высокие показатели будут указывать на развитие родительских отношений по этой шкале.

Принципы теории привязанности

  1. Первый уровень, который проявляется у ребенка с рождения, — это чувственная привязанность. Ребенку нужно чувствовать, что рядом значимый взрослый.
  2. На втором году жизни появляется второй уровень: развитие привязанности через сходство. Ребенок начинает подражать поведению тех, кого любит.
  3. Третий уровень, соответствующий третьему году жизни, — привязанность через верность, у ребенка начинают проявляться эмоции одержимости и ревности.
  4. Четвертый уровень (четвертый год жизни) — это появление у ребенка стремления к собственной значимости и значению. Он хочет, чтобы его любили.
  5. На пятом курсе ребенок начинает понимать, что такое любовь: говорить о ней, рисовать сердечки и выражать это всеми возможными способами.
  6. На шестом и последнем уровне привязанности ребенок хочет, чтобы его знали, делились своими секретами и мыслями и чтобы его поняли.

Как теория привязанности помогает родителям-подросткам

Какой вы родитель тест для приемных родителей

Прежде чем у нас появятся дети, давайте представим, какими идеальными родителями мы будем. Однако жизнь вносит свои коррективы, и с появлением детей все часто идет не так. Каких принципов воспитания вы придерживаетесь? Обучайте детей, стимулируйте их или дайте им возможность развиваться свободно. Чтобы понять, какой вы родитель, ответьте на вопросы теста.

Автор: Ольга Каминская при участии Кристофа Андре

  • Нравится это
  • Нравится это
  • Твитнуть
  • Класс!
  • Почта


Подбери психолога не выходя из дома

Вебинар по психологии
Вебинар по психологии

спецпроекты




Интерактивная версия журнала
для iPad, iPhone, iPod и Android

Ваш любимый журнал в удобном
и форматы путешествий

Любимые тесты журнала
ПСИХОЛОГИИ всегда с тобой

Один источник

Интерпретация результатов

24–33 по шкале «принятие — отклонение»

он скажет, что у анализируемого есть четко и положительно выраженное отношение к ребенку. Родитель уважает ребенка, принимает его и признает его индивидуальность, поддерживает его интересы и планы на будущее, много времени проводит с ребенком, не жалея о том, что он потратил.

0–8 по шкале «принятие — отклонение»

он скажет вам, что родитель в основном испытывает к ребенку только негативные чувства: гнев, раздражение, раздражение, иногда даже ненависть. Такой родитель называет ребенка неудачником, дает нелестные прозвища и прозвища, не верит, что ребенок способен творить добро, смиренно ценит его способности и часто относится к ребенку со своим отношением.

Читайте также: Близнецы кроссоверов Ford Kuga и Mitsubishi ASX не прошли краш-тесты IIHS

7-8 баллов по шкале «сотрудничество»

родитель признает и поощряет ребенка, проявляет интерес к его или ее склонностям, высоко ценит ребенка, дает ему разумную независимость и инициативу, общается на равных.

1-2 по шкале «сотрудничество»

родитель ничего не делает для укрепления отношений с ребенком и явно не претендует на роль Макаренко или Сухомлинского.

6-7 баллов по шкале «симбиоз»

у родителя нет особой психологической дистанции, он позволяет ребенку приблизиться к себе, делится его мыслями и чувствами, пытается удовлетворить потребности ребенка, защищает его от проблем и заботится о ребенке.

1-2 по шкале симбиоза

Такой взрослый не подпускает к себе ребенка, по крайней мере, психологически, мало заботится и заботится о своей подопечной.

6-7 по шкале «контроль»

Родитель чрезмерно авторитарен, не терпит никакого непослушания, загоняет ребенка в жесткую конструкцию, многократно навязывая свою волю.

1-2 по шкале «контроль»

unadorned сообщает о слабом родительском контроле над ребенком.

Наиболее оптимальным вариантом оценки педагогических способностей родителей по этой шкале будет золотая середина (3-5 баллов).

7-8 баллов по шкале «установка на отказ ребенка»

Родитель не верит в удачу ребенка, для него он всегда немного глуп, взрослый убежден, что все интересы ребенка несерьезны, и их можно смело игнорировать.

1-2 по шкале «отношение к детской несостоятельности»

Родитель верит в ребенка, неудачи считает преходящими. Этот вариант, конечно, предпочтительнее, особенно при выборе профессии учителя, воспитателя.

Один источник

Как теория привязанности может помочь родителям в воспитании детей

Психолог Людмила Петрановская также подробно изучала теорию привязанности. В книге «Тайная поддержка: привязанность в жизни ребенка» он объяснил, что именно в ранние годы ребенок особенно нуждается в поддержке, заботе и привязанности, которые формируют у ребенка чувство безопасности и уверенности в себе.

«Может случиться экономический кризис, наводнение или война — если с родителями все в порядке, если они не разлучаются с ребенком слишком долго и кажутся достаточно безопасными и спокойными — это нормально. Потому что благополучие ребенка зависит не от условий, в которых он живет, а от отношений, в которых он находится».

Еще одна важная мысль Людмилы Петрановской относительно теории привязанности и воспитания: родители должны помогать ребенку переживать стресс и боль. Когда у ребенка что-то не получается, он обращается к маме и папе за помощью и утешением. По словам психолога, взрослый не должен подавлять негативные чувства ребенка, не говорить ему «стоп», а быть рядом и сопереживать его маленькой «боли».

Любое изменение среды, будь то переезд или переход от традиционного школьного обучения к домашнему, является стрессом для ребенка. В период адаптации подростку больше, чем когда-либо, нужна родительская поддержка.

Будьте рядом — базовый принцип теории привязанности

Близость любимого человека обнадеживает без слов. Держитесь рядом, вместе учитесь, гуляйте — любая совместная деятельность будет полезна.

«Первый год мой сын вошел в ритм. Ему оказалось трудно удерживать внимание долгое время. Уроки в Foxford обширны и богаты содержанием, некоторые из них длятся до полутора часов, как уроки в классе. Я должен был ему помочь. Чтобы не пропустить что-то важное, ходила на занятия. Сразу скажу, что учился с удовольствием! :) Мы с сыном тоже много тем обсуждали. Это позволило нам лучше понять себя».

Елена Яшина, мама ученицы домашней онлайн-школы Фоксфорда

Экзаменационный тест для итоговой аттестации кандидатов в замещающие родители

Инструкции: выберите правильный ответ, добавьте или дополните предложения

ФИО, дата _____________________________________________________________

1. Усыновленный ребенок, находящийся под опекой (попечительством), для общения с родственниками:
а) имеет право;
б) не подходит.

2. Какой из этапов адаптации считается наиболее важным?
а) «Медовый месяц»
б) «Больше не гость»
в) «Живой»
г) «Стабилизация отношений»

3. Запишите основные причины, по которым несовершеннолетние дети могут остаться без попечения родителей.

4. Должны ли эти факты подтверждаться официальными документами?
а) да;
б) нет.

5. Какие семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, существуют в Российской Федерации? Писать.

6. Перечислите основные потребности ребенка, которые родители должны удовлетворить до 16 лет.

7. Вторая фаза адаптации характеризуется кризисом отношений. Приемным родителям может показаться, что хороший, милый малыш вдруг сменился. Он перестает подчиняться, ведет себя не так, как хотят взрослые. Могут ли приемные родители в такое время бояться, что они совершили ошибку? Хорошо ли у вас получилось завести этого ребенка в семью? Здесь следует отметить, что подобные ситуации — естественный процесс. Также в большинстве случаев это говорит о том, что семейные отношения развиваются правильно.
Почему кризис нужен приемной семье?

8. Контроль жилищных условий осуществляется на основании формальной характеристики и положения дел. Какие знаки официальные, а какие действенные?
а) количество лиц, зарегистрированных в данном жилом помещении, и кому принадлежит какая доля жилища или ответственный арендатор;
б) проверка жилищных условий кандидатов;
в) документы, подтверждающие право собственности на жилье, с указанием основных параметров квартиры / дома;
г) выписка из домовой книги.

9. По каким признакам вы заметите, что ваш приемный ребенок привязывается к вам?

10. Укажите основные способы поиска несовершеннолетнего для усыновления, установления опеки, усыновления в приемной семье.

11. С какого периода начинается половое развитие ребенка?

а) ранний дошкольный возраст;
б) подростковый возраст;
в) детство;
г) возраст начальной школы.

12. Каковы юридические критерии выбора семьи, а какие — психологические?

а) Приемные родители могут быть взрослыми обоего пола, за исключением:
— лица, признанные судьей недееспособными или ограниченно дееспособными;
— лица, лишенные по закону родительской ответственности или ограниченные в родительской ответственности;
— отстранен от должности опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом функций; бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;
— люди, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять права и обязанности по воспитанию ребенка;
б) личные качества родителей;
в) имеет постоянное место жительства и жилище, отвечающее санитарно-техническим требованиям;
г) внутрисемейные отношения;
д) кандидаты в приемные родители не имеют судимости за умышленное преступление;
е) причины.

См. Также: Кто в отношениях является жестоким мужчиной — знаки от А до Я

13. Какова, на ваш взгляд, роль игры в развитии личности дошкольника?

14. Какой вид насилия относится к преднамеренной социальной изоляции ребенка:
а) физическое насилие
б) сексуальное насилие
в) психологическое насилие
г) пренебрежение потребностями ребенка

15. На какой стадии переживания горя и утраты младенец бессознательно воспринимает потерю (разлуку) матери как реальную?
а) депрессия и чувство вины;
б) стадия гнева;
в) шок и отрицание;
г) принятие.

16. Назначьте.
Физическое насилие
Сексуальное насилие (коррупция)
Психическое насилие (эмоциональное
Пренебрежение потребностями ребенка

а) — открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
— угрозы в адрес несовершеннолетнего, выраженные в устной форме;
— высказывания в оскорбительной форме, ущемляющие достоинство ребенка;
— ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
— однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму;
— унижение и насмешки, провоцирующие у ребенка негативные чувства по отношению к самому себе;
— угрозы отказа от ребенка, манипуляции: «Если ты меня не любишь, иди к другой матери», «Ты мне так не нужен»;
— играть на детских чувствах.
б) умышленное причинение физического вреда ребенку.
в) — отсутствие элементарного ухода за ребенком, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и возникает угроза его здоровью или развитию;
— отсутствие должного ухода и внимания, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;
— отсутствие питания, одежды, жилья, образования, медицинского обслуживания, соответствующего возрасту и потребностям ребенка;
г) вовлекать несовершеннолетнего, с его согласия и без его согласия, в половые отношения со взрослыми с целью получения удовлетворения или выгоды последних.

17. Подумайте об основных направлениях человеческого развития. Завершите советы:
На каждом возрастном этапе ребенок развивается сразу по нескольким направлениям: ребенок учится двигаться (сфера _________________),
исследует собственное тело (_____________________ сфера),
изучает окружающую среду (сфера _________________________),
научиться общаться с людьми (сфера __________________________),
выражает чувство протеста (___________________ сфера),
видит осуждение взрослого за его проступки (сфера _______________________).

18. Добавьте основное занятие для каждого возрастного периода.
а) период новорожденности ___________________________
б) раннее детство _____________________
в) дошкольное детство ______________________
г) младший школьный возраст (подростковый возраст) ______________________
д) подростковый возраст (юность) ____________________

19. Перечислите признаки расстройства привязанности в поведении ребенка.

20. Какова, по вашему мнению, цель обеспечения безопасного воспитания детей?

Ключ.
1.a
2.b
3. Причины: алкоголизм, наркомания, длительное отсутствие, смерть родителей, лишение родительских прав, признание родителей недееспособными.
4.a
5. Приемная семья, опека и попечительство, усыновление / усыновление, приемная семья.
6. Потребность в любви, в вашем возрасте, в защите, в учебе, в том, чтобы быть собой.
7. Кризис на втором этапе помогает выявить проблемы у ребенка, без него невозможно перейти на следующий этап адаптации.
8. Формально — a, c, d. Актуально — б.
9. Ребенок смотрит в глаза, улыбается, доверяет, ищет помощи, старается проводить свободное время со своими новыми родителями.
10.Банк данных, попечительство, детские дома, интернет, детские медицинские учреждения.
11.a
12 Юридический — a, c, d. Психологические — б, д.
13. Через игру ребенок развивает все стороны. Память, мысль, речь и так далее.
14.c
15.c
16. Физический — б. Сексуальный — D. Психологический — a. Пренебрежение потребностями — c.
17. Физическое — Сексуальное — Интеллектуальное — Социальное — Эмоциональное — Моральное.
18 а — эмоциональное общение, б — манипулятивная деятельность субъекта, в — игра, г — обучение, д — рабочая деятельность, общение.
19. Агрессия, аутоагрессия, непослушание, отказ от контакта.
20. Обеспечение безопасности — это объяснение и обучение правилам поведения в доме, что разрешено, а что нет (техника, техника, окна, балконы, кто может открыть дверь, кто не может и т.д.). Обучение поведению, если незнакомец заводит разговор и т.д.

Один источник



Какой вы родитель. Тест для мам и пап

Воспитание детей — сложный и ответственный процесс. И здесь все стремятся к успеху. Правда, не всем это удается. Может, мы что-то не так делаем. Откуда вы знаете — правы ли вы или неправы, откуда вы знаете, какой вы мудрый родитель, добрый или суровый, понимающий или равнодушный? Пройдите тест, отметив вопросы и фразы, которые вы часто используете со своими детьми.

Вопросы, предложения и баллы

Сколько раз я должен тебе говорить? — 2

Пожалуйста, сообщите мне — 1

Не знаю, что бы я без тебя делал — 1

И кто ты такой некрасивый ?! — 2

Какие у вас замечательные друзья! — 1

На кого ты похож? — 2

Я твоего возраста. — 2

Ты моя опора и помощь (ца) — 1

Какие у тебя друзья? — 2

О чем ты только думаешь ?! — 2

Какой (какой) ты умный! — 1

Как ты думаешь, сын (дочка)? — 1

У всех есть дети, как дети, а вы… — 2

Что (что) ты, моя смекалка! — 1

Оценка результатов

Подсчитайте общее количество баллов. Если вы набрали 5-7 баллов, значит, вы живете в полной гармонии со своим ребенком. Он вас искренне любит и уважает, ваши отношения способствуют формированию его личности.

Сумма баллов от 8 до 10 свидетельствует о возникающих трудностях во взаимоотношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках переложить вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.

11 баллов и выше: вы непоследовательны в общении с ребенком, его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Об этом стоит подумать!

Источники

  • https://externat.foxford.ru/polezno-znat/teoriya-privyazannosti-v-vospitanii-podrostkov
  • https://mon-ecole.ru/ekzamenatsionnyy-test-dlya-itogovoy-attestatsii-kandidatov-v-zameshchayushchiye-roditeli/

[свернуть]
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: